СССР и деиндустриализация
Слушал утром что-то малопонятное про какой-то французский моногород, который в какой-то момент деиндустриализировался и превратился в хрен пойми что (то есть я не понял ничего, но, видимо, всё не очень хорошо во французском моногороде). И что меня заинтересовало особенно — деиндустриализация там произошла в начале 80-х.
На самом деле начинаешь вспоминать — а ведь и правда, всё началось тогда, и даже раньше, еще в 70-х наверное, когда начались уже массовые закрытия индустриальных предприятий. К примеру, знаменитая борьба английских шахтеров, — теперь понятно, что это была она, деиндустриализация.
СССР (и в широком смысле «социализм» как система) — собственно, от этого и помер. Он задумывался как высшее развитие общества индустриальной державы, но в мире, в котором индустрия больше не нужна — и держава такая оказалась ненужной.
То есть деиндустриализация — это, по сути, цивилизационная революция, которая примерно в течение десяти-двадцати лет перевернула мир, но которая осталась совершенно незамеченной многими.
Что же, собственно, произошло? Отчего идея индустриального государства вдруг изжила себя? Что пришло ей на смену?
Заметим, что идея собственно технологии никуда не делась, просто развитые государства отдали производство странам, которые еще индустриальный этап не прошли. Но — почему так?
Ответ совершенно очевидный — торговля и логистика забороли производство.
Почему забороли? Это реально слишком глубокий вопрос, но факт остается фактом — оказалось, что намного проще (и видимо выгоднее) покупать и перепродавать товар, чем его производить. Вот и всё, вот и вся революция, собственно.
Опять же вопрос — а что, раньше в торговлю с логистикой не могли? Очевидно, что нет, что ТАК — не могли. Очевидно, что именно к 70-м годам сложилась какая-то система, которая позволила осуществить эту по сути цивилизационную революцию.
Что это за система? Видимо, в первую очередь это система финансовая. Это на самом деле объясняет вообще всё, включая распад СССР и странную нынешнюю российскую государственность, основанную во многом на торговле ресурсами в том или ином виде, и ключевое слово здесь — торговля.
И не только российскую, и не только государственность это объясняет.
Конечно же, полная картина куда сложнее, чем эта схема — скажем, строительство никуда не делось чисто потому, что невозможно его отправить в Китай (хотя и пытались). Но вся эта картина так или иначе всё равно сегодня базируется на этой смене парадигм — от индустрии к пост-индустрии.
Интересно, что Россия как государство возникла из торговли — оно образовалось, чтобы контролировать водные речные пути, потому что других логистических путей с хорошей пропускной способностью тогда считай и не было, — и на этой идее оно существовало почти до конца 19-века. А потом что-то сломалось.
В интернете очень популярны посты про то, что мол мысль о прогаживании всего и вся царём Николашкой Вторым совершенно неверная, и вот вам доказательства — вслед за чем идет внушительный список разного рода технологических достижений николаевской России, включая гидроэлектростанцию в Туркмении. То есть посты достаточно убедительно доказывают, что индустриализация России началась вовсе не при Сталине, а еще при его предшественнике, Николае Втором.
И это правда — ведь именно возникновение в России нового класса промышленных рабочих позволило большевикам убедить весь мир (и в первую очередь самих себя) в том, что в России пора строить социализм.
То есть по факту именно индустриализация России вызвала в ней кризис и смену формы правления, возникновение довольно странного социалистического государства, целиком направленного на осуществление индустриальной утопии, и всё такое прочее — см.краткий курс истории СССР.
Конечно, понятно, отчего так вышло, — индустриализация была модным словом в 19-м веке, шла по сути гонка «кто кого переиндустриализирует», кто быстрее сядет на железного коня вместо крестьянской лошадки, и вот это вот всё.
В этом безусловно был некий смысл, хотя уже в начале 20-го века стало ясно, что индустриализация не столько решает проблемы, сколько создает новые, отчего и возникла идея социал-демократии и велфер-стейта, которые начала осуществлять уже тогда Германия, а за ней и США.
Куда это нас привело — мы все видим.
Неверный посыл.
Торговля и услуги забороли производство.
Не так — система развитого капитализма развивалась в направлении перераспределения прибыли — от производителей сначала к торговцам, а потом и вовсе — к финансистам-банкирам. И возможно это было ровно до тех пор, пока торговцы а потом и финансисты-банкиры обеспечивали т.н. экономический рост.
Согласен — контроль за логистикой товаров предоставляет широкие возможности, так это и посейчас так — посмотрите на англосаксов, «зубами» вцепившихся за контроль морской логистики или на хiхлов тем же органом держащимися за ГТС.
Но если нацгосударство само не индустриализируется, само не сможет участвовать своими товарами в этой вот глобальной на сегодня логистике товаров — это будет Украина детектед.
Такшта контроль логистики — это вищенко на торте, но никак не сам торт.
Ну, у Лемке как бы идея в том, что без контроля логистики производитель один хрен оказался в заднице.
Он просто не описал парадокс, из которого это вылезло — индустриализация изначально требовалась не сама для себя, а как средство для того, чтобы сохранять контроль за логистикой. Иначе паровые крейсера бороли парусные линкоры, а пулеметы косили бодрых кавалеристов с саблями — короче, индустриалы побеждали и забирали логистику себе.
А дальше змея сожрала свой хвост — забрав себе логистику (сначала физическую, а потом и финансовую), стали кормиться с нее — и забили болт на индустрию, сбагрив ее в условный Китай. А потом удивились, что выросшие индустриалы пришли перераспределять денежки обратно.
Это вот то, что сейчас происходит с западным миром.
Как там писал один англичанин Hilaire Belloc про модернового путешественника:
Blood thought he knew the native mind;
He said you must be firm, but kind.
A mutiny resulted.
I shall never forget the way
That Blood stood upon this awful day
Preserved us all from death.
He stood upon a little mound
Cast his lethargic eyes around,
And said beneath his breath:
‘Whatever happens, we have got
The Maxim Gun, and they have not.’
Там папуасы не слушали англичанина, учинили бунт, ну и результат был слегка предсказуем ввиду разницы в уровне индустриализации:
На каждый вопрос заготовлен ответ:
У нас есть «максим», а у вас его нет.
Ну или так:
Что б ни случилось с жалким миром сим,
У нас (а не у вас) есть пулемёт «Максим».
Именно. Индустриализация — это возможность иметь «Максимы». Или там «Звезды смерти». Краткое господство финансового капитала, приведшее к деиндустриализации белой расы, закончилось. И соответственно, вновь нужны заводы, производящие «Максимы», а не здания бирж. Кто их быстрей построит — тот и будет прав.
Вот мне кажется, что некоторые опять проспали НТР (зилок, не про тебя) .
А она уже почти свершилась.
Это появление агрегаторов услуг, электронных торговых площадок, больших интернет магазинов, федеральных торговых сетей и, таадам, модернизации почты России.
Все это привело к тому, что начали активно резаться всякие прокладки между производителем и потребителем. Перекупы идут под нож. Вангую, что скоро пойдут под нож федеральные сети бытовой и компьютерной техники, а так же аптечная мафия.