Пора домой
Про вчерашние заявления Кирби относительно планов аннексии территорий скажу одну вещь: американцы в очередной раз сделали за нас нашу работу. Жители этих самых территорий уже несколько месяцев пребывают в неопределённости по поводу своей дальнейшей судьбы, а наше государство так и не сказало им ничего внятного, только общие слова.
Но теперь, раз уж среди супостатов, да ещё и на высоком уровне, появился Зоркий Глаз, который на четвёртый день заметил, что у сарая нет одной стены — как-то проще сразу стало. Эти-то уж в таких случаях врать не будут, дело известное.
Кстати, если вы на сайте Суперджоб в поиске работы будете вводить регионы, в которых вас интересует работа — вы там обнаружите Херсонскую область РФ, Донецкую область РФ (город Мариуполь, вот это всё), Запорожскую область РФ (Мелитополь) и так далее. Одесской области пока нет, но чую я, что недолго осталось ждать.
Суперджобы что-то знают.
Между тем одна из плоскостей нынешнего конфликта — скрытое противостояние олдскульных государств и новосозданных во второй половине ХХ века надгосударственных структур. Этот аспект ощущается даже в США, где ось конфликта республиканцы-демократы всё более выглядит как «что важнее»: национальные интересы США или удержание глобального доминирования элитами с Мэйн Стрит и Уолл Стрит. В Европе мы видим, как евробюрократия нагибает брыкающиеся национальные государства, загоняя их в стойло «борьбы за свободу Украины».
Если подумать под этим углом про историю христианства, можно понять много интересного.
Христианская церковь — это ведь в том числе и попытка создать альтернативную «точку сборки» социальности, другую, чем институты государства. Историю Европы вполне можно описать как многовековую борьбу условных (да и безусловных в том числе) «гвельфов» и «гибеллинов» — папистов и цезаристов. То же самое можно сказать, с понятными поправками, и об истории Византии, и даже об истории Руси — да, даже и у нас был момент, когда фактически главным человеком был московский митрополит, а не князья. Европейские монархи долго, несколько веков ломали об коленку церковное «иго» над собой — ещё Наполеон говорил нашему Александру во время их знаменитой «встречи на плоту» в Тильзите: «в чём я тебе завидую — так это в том, что ты ещё и сам себе поп». Монархи так и не поняли, что, пытаясь «обнулить» церковь, они тем самым подрубали сакральные основания собственной легитимности и вызывали демона революций. После замены «милостью Божьей» на «волей народа» — не остаётся вариантов, кроме как от монархии к республике.
Христианство как систему взглядов создали не евреи, а греки, использовав евреев и их веру как прототипы в классической греческой трагедии. История про героя, сына бога и земной женщины, идущего по пути рока и отдающего жизнь во имя своих идеалов — это эталонно греческая история. Тема Логоса, рождаемого в пространстве абсолюта и превращающегося сначала в звук, а затем и в силу, преображающую мир — это ключевой лейтмотив греческой философии, и Иисус в роли Логоса — не более чем философская метафора. Но Церковь, именно как организационная система — это, конечно, продукт главным образом латинского мышления и римской культуры. Аскеза и пророчество — это к евреям; богословие, эстетика, ритуал — к грекам; а вот иерархия, порядок и кадровое священство — к римлянам.
И всё же, мысля на латыни, невозможно ничего понять ни про Логос, ни про эйдос, ни про Богочеловека. Квадратно-гнездовое латинское богословие, начиная с Августина и Фомы, навевает тоску — «открыл все буквы, не смог узнать Слово». Читая проповеди Григория Паламы против Варлаама Калабрийского, как-то сразу понимаешь, чем греческая вера отличается от латинской: ровно тем же, чем «психе» (ψυχή) от ratio: Варлаам «учёный», Палама — «псих». Но понимаешь также и нашего митрополита Алексея — почему он тогда, за себя и за всех нас, принял сторону именно Паламы; потому что и Сергий Радонежский (его ученик!), и фрески Феофана, и рублёвская Троица — это про Паламу, не про Варлаама.
Латинское мышление из века в век толкает своих носителей строить именно церковь «мира сего», и «глобальная повестка» в исполнении «четвёртого Рима» — это всё о том же. Чернокожая лесбиянка, вещающая с трибуны Белого Дома истину в последней инстанции — это всё та же infallibilitas ex cathedra, а сегодняшние санкции против России есть не что иное, как форма «отлучения от церкви». В том числе, кстати, и буквально — имея в виду разрыв с Константинопольским патриархатом и украинский томос.
Но, как бы это сказать… нам Иларион ещё тысячу лет назад всё объяснил про закон и благодать. На нас не подействует.
Иоанн и Пётр — канон и таинство. Мiрское и эзотерическое начала.