Жареные воробьи… или факты?
Жареные воробьи Валентина Пикуля
Есть среди сочинений популярного исторического романиста Валентина Пикуля «Миниатюры» — большая серия исторических рассказов-эссе. Каждая из миниатюр рассказывает об интересной личности, порою забытой, затерявшейся на просторах истории. Герои Пикуля — это как известные деятели, так и люди, чьи имена сегодня не на слуху. Всего Валентин Саввич написал 168 таких ультракоротких биографических романов, среди которых есть и «Секрет русской стали», повествующий о создателе первых русских стальных пушек Павле Матвеевиче Обухове. Поскольку в основном действие происходит в Златоусте (именно здесь были отлиты первые обуховские стальные пушки), интересно почитать как же Пикуль описывает Златоуст:
«Златоуст отливал ядра, мастерил ружья, ковал драгунские палаши, выстругивал кожу для ножен, варил пиво из мёда, мял воск для свечей, город славился бесподобными кренделями и пряниками. Дичи в лесах было видимо-невидимо, но почему-то здесь предпочитали на закуску жареных воробьёв!»
Ну что сказать? Ядра в Златоусте действительно отливали, палаши (да и не только) ковали. А вот ножны «выстругивали» отнюдь не из кожи, а из дерева (кожей порой только обтягивали). Пиво варили и весьма неплохое (поелику вода у нас отменная), да только не в обуховские времена, а несколько позднее, да и не из мёда. Крендели и пряники? Ну, пекли мало-помалу для собственных нужд, хотя славился Златоуст не ими, а холодным оружием. А вот с чего Валентин Саввич заключил, что златоустовцы на закуску предпочитали жареных воробьёв?
Вид Златоуста со стороны заводского пруда. Рис. Аткинсона, середина XIX века.
Жареные воробьи Петра Падучева
Да ларчик очень просто открывается: Пикуль для своей миниатюры об Обухове многое позаимствовал из исторического очерка «Первые русские пушки: История одного изобретения», автором которого был уроженец Златоуста Пётр Прохорович Падучев (в скобках замечу, что родные места он покинул где-то в 17-летнем возрасте во второй половине 1860-х годов). Этот очерк был в 1894 году опубликован в солидном петербургском журнале «Исторический вестник». Писал Падучев бойко и занимательно, правда не сильно утруждая себя изучением реальных исторических фактов, больше полагаясь на свою фантазию. И вот что Пётр Прохорович написал про жареных воробъёв:
«Обухов возвратился в Златоуст, увенчанный лаврами победителя, пред которыми невольно склонилось всякое злословие, и замолкли самые невоздержные языки. Ему даже устроили торжественную встречу в нескольких вёрстах от завода с шампанским и тостами, а в самом Златоусте инженерное общество решило в честь его дать бал-монстр, до сих пор памятный немногим доживающим сподвижникам П. М. Местом бала служило «благородное собрание», правом входа в которое пользовались только горные инженеры и классные чиновники заводского управления. Шампанское, конечно, лилось рекой. На ужин подавались медвежьи окорока, оленьи языки, туземная форель, всевозможная лесная и болотная дичь и… колоссальная пирамида из жареных воробьёв, которые в течение недели ловились сотнями по дворам и огородами обывателей. Многочисленные тосты за здоровье царствующих особ и самого героя бала сопровождались выстрелами из медного единорога, этого «последнего из могикан», поставленного на улице перед домом собрания и гулко приветствовавшего рождение новых орудий».
Златоуст, Свято-Троицкий собор и дом горного начальника (справа). Рис. Аткинсона, середина XIX века.
Оставлю за кадром «благородное собрание» и дом, ему принадлежащий (скорее всего Падучев под ним понимает дом горного начальника — служебную резиденцию руководителя горного округа), встречу Обухава в нескольких верстах от завода (откуда бы интересно знать местное общество узнало о прибытии Обухова, телеграф дотянется до Златоуста только спустя десятилетие). Поговорю за меню «бала-монстра». Ну ладно, примем с натяжкой медвежьи окорока (медведи у нас и до сих пор водятся, но ценятся больше медвежьи шкуры, а не мясо), а откуда взялись оленьи языки? Когда северных оленей в наших краях практически нет? Нет, лоси и косули, которых в те времена в златоустовских лесах было предостаточно, они тоже из семейства оленьих, но ведь г-н Падучев говорит именно про оленьи языки. И сколько же надо было завалить оленей, чтобы подать достаточное количество языков даже на полтора-два десятка человек (а именно в это количество и укладывалось «благородное общество» тогдашнего Златоуста)? Не иначе как целое стадо! Форель в златоустовских горных речках водится и по сей день, только местные её именовали и именуют красулей, а не туземной форелью. Ну а уж сотни воробьёв, отловленных по обывательским дворам, это апофеоз падучевской фантазии. Почему фантазии? Да потому, что слова Падучева ничем больше не подтверждаются. Почти в те же времена, что и Падучев, в Златоусте жил Николай Кириллович Тимофеев, всю жизнь собиравший разные примечательные факты златоустовской истории, делавший вырезки из газет, журналов, писавший свои хроникальные заметки. В городском архиве хранится его личный фонд, с которым я хорошо знаком. Так вот у Тимофеева никакого упоминания о бале-монстре нет и в помине. А в отличие от Падучева, покинувшего Златоуст в юном возрасте и к моменту написания своего очерка почти три десятилетия жившего то Петербурге, то в Москве, Тимофеев всю свою довольно долгую жизнь (1862–1929) прожил в Златоусте. Замечу на полях, что в том же очерке про Обухова Падучев красочно расписал сцены испытания обуховских пушек на златоустовском пруду, которых не было в реальности. Зато у Падучева это выглядело так:
— Смотри, смотри, как бомба-то скачет! — указывали на пруд, по которому летело ядро, взметая клубы снежной пыли. По пути оно чуть было не задело собаки, перебегавшей по своим собачьим делам из Демидовской части завода на Ветлужскую. Дворняжка от страха перекувырнулась, взвизгнула, поджала хвост и стрелой помчалась обратно домой.
Тут поневоле на память приходит Никифор Ляпис-Трубецкой с его волнами, падающими стремительным домкратом. К слову сказать, я уже писал о фантазиях г-на Падучева в истории про самородок «Большой треугольник», вот вам сегодня ещё и про жареные златоустовские воробьи, оленьи языки и медвежьи окорока. А что Пикуль, спросите вы. Ну он просто покопипастил Петра Прохоровича, добавив ярких красок от себя. Дело житейское. Мне же после прочтения падучевского меню бала-монстра так и видится огромная стая северных оленей, которую гонят в Златоуст медведи, а над стаей застилает солнце огромная туча воробьёв.
***
Справедливости ради замечу, что воробьи и другие мелкие птички в кулинарии таки используются. Вот вам цитатка из Кулинарного словаря В. В. Похлёбкина (2002):
Ортоланы
Поварское и ресторанное название блюд из жареной мелкой дичи – овсянок, жаворонков и воробьев. Заимствовано из французской кухни исключительно как название, поскольку приготовление мелкой дичи было известно и в русской, и в белорусской кухне (в последней жареные воробьи были распространены с XVI по XIX в.). Обычно для ортоланов овсянки или воробьи обжаривались на вертеле в течение 6-10 минут. Особенно хороши осенние жирные воробьи. Гриллируются потрошеные тушки целиком, а затем подаются с разварным картофелем и грибным соусом, солёными огурцами или жареными солёными грибами. Во французской кухне ортоланы подают с картофельным пюре и красным соусом и лимоном. Таким образом, вкусовая гамма сохраняется одинаковой. В польской кухне ортоланы фаршируют смесью белого хлеба в молоке, лука, грибов, яиц и петрушки.
***
А вот что про жареных воробьёв думают на востоке Евразии. Сразу предупреждаю, что инфа почерпнута на просторах инета, где чего только не найдёшь.
Особенности воробьиного мяса
Поиск ответа на вопрос о том, можно ли есть мясо воробьев, следует начать с изучения вкусовых и диетических свойств данного продукта. Здесь нужно заметить, что те, кому доводилось пробовать воробьев, утверждают, что мясо этой птички лишено всякого вкуса и при этом отличается жесткостью. Пережевать его волокна под силу далеко не каждому, так что можно смело утверждать – поедание воробьев удовольствие из разряда сомнительных.
Что же касается диетических характеристик воробьиного мяса, то в этом вопросе какая-либо внятная информация отсутствует. Калорийность, содержание минералов и питательных веществ, количество белков, углеводов и т.д. Подобные данные широкой общественности не известны и есть большие сомнения, что исследования на эту тему когда-либо проводились учеными.
Кое-что узнать о свойствах мяса воробьев можно из народных поверий некоторых азиатских народов. Так, китайские врачеватели древности считали, что оно способствует улучшению качества мужского семени. Кроме того, бульоны, приготовленные из тушек этих пернатых, часто включали в рацион раненных или страдающих кожными заболеваниями в виде различных язв.
У жителей Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии имеется свой взгляд на то, можно ли есть мясо воробьев. В их народной медицине существует целый раздел, посвященный лечению задержек речевого развития у маленьких детей. Считается, что воробьиное мясо помогает решать подобные проблемы – при регулярном употреблении дети начинают говорить уверенно и быстро.
Но так ли это на самом деле? Вопрос повисает в воздухе, ибо ни в одном серьезном источнике, который заслуживал бы доверия, вы не найдете подтверждения подобной информации. Впрочем, опровергнуть ее тоже невозможно, так что верить во все это или нет, каждый волен выбирать сам.
Воробьи в японской кухне
А вот что достоверно известно, так это факт использования воробьиного мяса в традиционной японской кухне. Там существует весьма оригинальное блюдо, название которого на японском звучит как «Фушими-Инари Сузумэ-но якитори», а по сути это шашлык из воробьев. Рецепт его прост, ощипанные, обезглавленные и замаринованные в особых специях воробьиные тушки нанизывают на небольшую палочку и запекают на углях, точно так же, как классический шашлык из баранины.
По легенде данному рецепту более тысячи лет и появился он в древней столице страны самураев – Киото. Придание гласит, что такое блюдо готовили служители храма Фушими-Инари. Однако, исследователи японской культуры утверждают, что традиция готовить шашлык из воробьев появилась в этих местах не более ста лет назад. А виной всему стал тяжелый и затяжной кризис, подкосивший экономику Японии в начале 20-го века. По свидетельствам историков в этот период население островного государства обнищало настолько, что ело не только воробьев – в пищу шло все, что могло хоть как-то удовлетворить чувство голод.
Таким образом, если рассматривать вопрос о том, можно ли есть воробьев, объективно и беспристрастно, то получается, что пойти на такой шаг допустимо только в крайнем случае, что называется, если нужда заставит. В иной же ситуации поедание подобных блюд вряд ли принесет большое эстетическое удовольствие.
***
Ну и в качестве вишенки на торте вот вам ещё рыбацкая байка.
Жареный воробей
Собрались мужики на рыбалку, ловить сомов, нажарили воробьёв и поехали на речку. Приехали поздно, на улице темно. Воробья на крючок закинули и пошли отмечать начало рыбалки. Не успели по одной пропустить, как раздался звон колокольчика. Все бросились вытаскивать. Один тянет — идёт тяжело, двое на подхвате — один с сачком, другой фонарём на воду светит. Начались всплески, один кричит: «Здоровый сом, наверное, главное не упустить!» И тут в свете фонаря появляется всклокоченная морда с огромными глазами, и весь этот ужас упирается и молчит. Народ одурел: вместо сома поймали какого-то чёрта. Мужики в страхе всё побросали и убежали. А это оказался не чёрт, а кот!
Кот шёл, никого не трогал, вдруг учуял запах жареного воробья, хвать его, и тут попал на крючок, и что-то начало тянуть его в реку. Кот, наверное, чуть с ума не сошёл и по воде научился ходить. Так что надо смотреть куда закидываешь удочку!
***
Ну так и что, спросите вы, жарили воробьёв в Златоусте или нет? Скорее нет, чем да, отвечу вам я. Ах, вы определённости хотите? А где вы её в истории усмотрели, эту определённость?!
Иллюстрация: Коллажи Фелискета
Забавно, спасибо. А французы вообще знатные затейники, после череды разных революций, войн и переворотов че только кушать не начнешь
Иш ты — каг оберегаит тайны родного края!
А на самом деле — там у их — олени с пятью языкаме ходют и воробьи — шо твой гусь. Ще фарель наземная…
Кошаки-водолазы.
Йа давно вже подозревалц, шо там у их — Лукоморье. Дуп, златая чепь — вот это вот всё.
Тс-с! Никому больше ни слова. А то набегут набегухи, наедут понаехи и всех воробьёв изведут на шашлыки. А оно нам надо? Самим еле хватат))
А я всё прочитал и всем расскажу! (Хлопнув дверью, убежал распросранять)
А чо дверьми-та хлопать?! Невоспитанный вы Ваня, человек! Ухи вам мало, однако, драли! А ишшо грамотный! И читать умеешь!
У него тройка с минусом по чтению в школе была, так что , если и прочитал- то понял лишь половину. А по воспитанию…. Эх…. Мы честно пытались сделать из паддаВания Жыдая, но тут медицина бессильна… “Даром преподаватели…” © Ичсх, именно – даром!
Хе-хе..
Чо Хе-хе.. ? За азы обучения торчишь, чучело зожнеговское, местами питерское….
Квитанцыю на оплату будьти любезны.
Вы налоги заплатили?
Ну, Пикуль как историк ещё тот кедр. Просто забавное чтиво, но воспринимать всерьёз….
Самое забавное, что реальная история, если её тщательно раскапывать, куда интереснее журналистско-писательских выдумок.
То так. Исторические документы иногда захватывают сюжетом круче любого романа.
//Златоуст, Свято-Троицкий собор и дом горного начальника (справа). Рис. Аткинсона, середина XIX века//
мдаась…грустно как то
на фоне какого то античного здания( почему то названного кем-то собором) вокруг разруха и опустошение, жареные несчастные воробьи.
Возможно перелетевшие на родину после какого то катаклизма природного или рукотварного( война, нападение)…
Это была ядерна война и потоп, а потом здания занесло грунтом©
Ванна и поклёп?
Тайна и подкоп?
Ниччё нипанимайу! Аналагична!
Ну как не понять?
Летят два напильника – один зелёный, другой в Африку.Какое ускорение до 100 миль в час у токарного станка, если в нём сегодня поменяли масло?
Аааа!
Во — щас понятно!
а у нас воробьи пропали куда то
наверно чувствуют, что скоро им кранты
пахнет жаренным………..
Дык рисовал-то аглицких кровей мущщина, что с него взять.
Спецагент ми-6
У китайцев вообще любая сожраная дрянь это улучшение стояка – такое чувство,что повальная импотенция там испокон. Непонятно откуда там тогда столько китайцев. Видимо приезжие
Ты не вкуривеш — там еси пожрал вапще, пофигу щто — сам факт поедания пищи — уже шанс!
Ага
Поел – уже кайф! Раньше у них ни баб, ни еды не было в количествах, баб мочили в детстве, еду сразу жрали. То-то у них заднепроходцев тоже доуха. Традиция дикарей, сэр.