Летающий членовоз

Ровно 60 лет назад, 2 января 1963 года, летчик-испытатель Владимир Коккинаки впервые поднял в воздух прототип четырехдвигательного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62.
Это был первый советский межконтинентальный турбореактивный авиалайнер, сменивший турбовинтовой Ту-114. И одновременно – последний самолет, разработанный под личным руководством авиаконструктора С.В. Ильюшина. В дальнейшем самолеты этого типа стали “бортами №1” в СССР и в целом ряде стран “социалистического содружества”. На Ил-62 и Ил-62М летало всё высшее советское и постсоветское руководство, от Брежнева до Ельцина. Правда, в 1996 году Ельцин пересел на Ил-96.
Ил-62 выпускался серийно почти 30 лет, с 1966-го по 1995 год, но – в относительно небольших объемах, в среднем – менее 10 машин в год. За это время было построено 284 экземпляра, из которых почти треть ушла на экспорт в ГДР, КНР, КНДР, Анголу, Мозамбик, Польшу, Чехословакию, Венгрию и на Кубу. Большинство остальных служило в “Аэрофлоте” и использовалось, в основном, на дальних международных рейсах.
В 2002 году для Ил-62 закрыли воздушное пространство над Евросоюзом под предлогом несоответствия новым нормам шумности. А в 2005 году от эксплуатации этой машины отказался “Аэрофлот”, сочтя ее недостаточно экономичной. Некоторые авиакомпании на постсоветском пространстве использовали Ил-62 до 2009-2010 годов, а в Северной Корее, Гамбии, Белоруссии, Киргизии и Судане отдельные экземпляры “шестьдесят вторых” летают до сих пор. Также эксплуатируются четыре самолета, принадлежащие российскому Министерству обороны. Всего на данный момент продолжают службу 14 машин, в том числе персональный борт великого вождя корейского народа товарища Ким Чен Ына.
Посадка с включённым реверсом:
PS. Самолет, прямо скажем, довольно идиотский. И если часть его решений – вынужденные, то другая часть вызвана откровенным идиотизмом тогдашних конструкторов КБ Ильюшина, застрявших мышлением во временах WW2.
Вот смотрите – самолет имеет 4 мотора, расположенные на хвосте в сдвоенных гондолах. Расположение двигателей на хвосте выбрано из соображений повышения комфорта генсека и прочих “членов ЦК”, летающих в переднем люксовом салоне. Сходного размера Боинг-707 (тогда еще он назывался Boeing 367-80), имевший 4 мотора под крыльями, полетел в 1954 году – за 9 лет до ильюшинской машины, и преимущества его компоновки были очевидны – но моторы на крыльях передавали вибрации на центроплан в самую середину фюзеляжа, ну и шумели ближе к салону с советской элитой. Это было признано неприемлемым. Отсюда – моторы на хвосте.
Создать достаточно мощные моторы в СССР тогда не могли – пришлось ставить моторов 4 штуки (иначе можно было бы применить трехдвигательную компоновку а-ля Ту-154 и Боинг-727). И вот тут Ильюшин допустил ошибку – он применил плотно скомпонованные гондолы по примеру Б-52, в которых два мотора стоят вплотную друг к другу. В чем тут ошибка? В такой гондоле выход из строя одного мотора практически неизбежно приводит к выходу из строя второго. Пожар двигателя, или разрушение лопаток – повреждают стоящий рядом двигатель с очень высокой вероятностью, что ты ни придумывай. Для Б-52, у которого моторов 8 штук – это не играет существенной роли. А вот для 4-моторного Ил-62 потеря сразу половины тяги – роль играет. Для компоновки Боинга-707, чтобы потерять половину тяги – надо получить аварию двух моторов из четырех, это почти невероятно, а для Ил-62 достаточно аварии одного ЛЮБОГО мотора из 4, потому что он выведет из строя соседа.
Типичная ситуация с Ил-62 – на взлёте загорелся 4-й, а затем 3-й (сохранял тягу) двигатель.
Кстати, было экспериментально доказано, что отказ всего 1 мотора на взлете приводит к немедленной аварии Ил-62, если самолет не пустой. И сделать с этим ничего нельзя – тяги оставшихся трех двигателей тупо не хватает не то что на набор высоты, а даже на продолжение горизонтального полета.
И это я еще не говорю о том, что моторы в парных гондолах неудобно обслуживать, и условия их работы хуже, чем в отдельных гондолах.
Но ладно, ради комфорта генсека какую ересь не внедришь. А вот как быть с тем, что управление на Ил-62 мало того что на тросиках (это довоенный французский стиль), так еще и безбустерное?
Такая схема привела к тому, что при взлете штурвалы приходилось тянуть вдвоём и даже втроем (да-да, вызывая на помощь штурмана), и малейшее изменение центровки самолета (например, из-за смещения груза в салоне) делало его неуправляемым. Чтобы облегчить пилотам поднятие носа на взлете – Ильюшин поставил шасси очень близко к центру масс самолета, поэтому на стоянке самолет норовил завалиться на хвост, и для предотвращения этого пришлось ввести идиотскую заднюю стойку шасси.
Тросовая проводка рулей, идущая через весь фюзеляж с носа до хвоста – отдельная дурь, она ненадежна, склонна к упругому резонансу и заклиниванию. На самолетах Туполева её уже очень давно заменила подсмотренная на Боингах система жестких тяг (дюралевая труба, которая катается на роликах) – но Ильюшин привык к “веревочкам”, не понимая, что это решение, нормальное для маленьких самолетах – плохо подходит для самолетов больших.
Ну и идея, что якобы безбустерное управление надежнее – она безумна, на самом деле. Бустеры на самолетах Туполева развивают такое усилие, что попавшая под ролик крыса или тряпка даже не замечаются пилотами, а на Ил-62 они вполне способны заклинить рулевое управление. Вот тебе и надежность!
Тем не менее, поскольку в ЦК КПСС в самолетах никто нихрена не понимал, зато все очень ценили комфорт – Ил-62 возил генсеков вплоть до появления нормального Ил-96.
НеприемлЕмым.
Спасибо, поправил.
Привычка, босс. Живо откликаться на непорядок.)))
А я летал на таком самолёте.
В далёком 1988. Рейс Симферополь – Красноярск.
Понравилось расстояния м/у рядами. Было весьма просторно …
Не очень понимаю, о каких расстояниях ты говоришь.
Хотя самолет был построен в ОКБ Илюшина, он очень похож на британский транспортный самолет Vickers VC-10.
Ил-62 в зависимости от конфигурации салона и кресел принимал на борт от 168 до 195 пассажиров (Виккерс был рассчитан на 150 человек).
На виккерсе стояли моторы R-R Conway Rco-42 тягой по 9.5 тонн. Ил-62 получился значительно тяжелее, поэтому моторы на нем пришлось ставить НК-8-4 с тягой 10.3 тонны – но этого было всё равно мало.
Забавно, что самолет Ту-154 исходно проектировался под три таких двигателя. С ними и начал летать, но потом их заменили на Д-30КУ тягой 10.8 тонны.
Особенно забавно создание Ил-62 выглядит в связи с тем, что особой нужды за «железным занавесом» в трансатлантических перелетах не было, а для полетов внутри страны такой самолет в хрен не упёрся, вообще-то. Так что его действительно создали ради понтов – чтобы Хрущов мог прилететь в США на своём самолете.
Ту-154М берет столько же пассажиров, как Ил-62, и летает на 6600 км, чего внутри СССР более чем достаточно. При этом он гораздо экономичнее, да еще и летает быстрее.
Ту-154 полетел 3 октября 1968 года, серийный Ил-62 полетел 13 февраля 1966 года – то есть никаких принципиальных прорывов с Ил-62 совершено не было. Поэтому их и построили относительно немного (и в основном на экспорт в соцстраны), в отличие от Ту-154.
Скажу больше – Ту-134 полетел 29 июля 1963 года, практически раньше Ил-62, и по комфорту его версия на 68-72 пассажира была не хуже, чем Ил-62. Так что никакой острой нужды в Ил-62 СССР вообще не испытывал. Его создание – дурь.
Да, Ту-134 летает на 3000 км. Но этого хватает, чтобы достичь любой точки СССР из любой точки с одной промежуточной дозаправкой.
В Дзене есть автор, который утверждает, что Ильюшин и был одним из главных вредителей СССР.
дзен- помойка.
Это новая рубрика там такая?
Ннада Dannis’у посоветовать тудой свалить.
Что в помойке может быть нового акромя гэ?