Белогвардейская романтика
Иногда кажется, что основная проблема изображения последствий революции в постсоветской массовой культуре состоит в том, что те белые, по которым с позиции нашего времени стоит ностальгировать, были придуманы в 60-70-80-х годах потомками победивших красных.
Романтизм советского образца обернулся против своих создателей. Красных оказалось слишком много, и белый в этой толпе стал не изгоем, а героем. Носителем культуры среди темного стада.
А ведь если откроешь оригинальные эмигрантские газеты 1920-х, увидишь одну большую местечковую скуку.
Да что газеты! Была у знаменитого фольклориста и этнографа Евгения Александровича Ляцкого книга про русскую эмиграцию под названием «Тундра». Этот «роман из беженской жизни» Ляцкий издал за свой счет в 1925 году в Праге в специально организованном для этого издательстве «Пламя».
Книга эта не заказная, и с её помощью автор не собирался заслужить себе право бессанкционного возврата в СССР (к примеру, «красного графа» Алексея Николаевича Толстого, которому жить на западе не понравилось, эмигрантская критика подозревала в желании в угоду советской власти опорочить невозвращенцев, а не-графа Михаила Афанасьевича Булгакова, так и не собравшегося эмигрировать, прямо обвиняли в «заказухе»).
С 1922 года Ляцкий преподавал в Карловом университете, жил в Чехословакии, никуда не собираясь возвращаться, в конце 30-х был лоялен к фашистскому режиму и умер в 1942-м году своей смертью без страданий и видимых моральных мук в тихой столице Протектората Богемии и Моравии.
Ляцкий был критиком и учёным, а не писателем, так что с точки зрения сюжета его роман — вялая нудятина. Однако его зарисовки эмигрантской интеллигентской тусовки в «Тундре» говорят сами за себя.
Прямо в первой главе книги описана затхлая прокуренная комната, набитая русскими интеллигентами — помятыми, но исполненными боли за Россию. А дальше появляются два героя — один похожий на Чацкого, а другой на Петра Верховенского.
«Чацкого» зовут Вяльцев. Он философ. При царе немного бунтовал, даже побывал в ссылке и оттуда бежал через тундру непролазную. Теперь же он духовный учитель, «человек не от мира сего», ищущий «Божию правду» и пишущий «книгу в назидание людям».
С «Верховенским» попроще. Его зовут Азбелев, он «некогда гвардеец, теперь беспартийный демократ». И у него, как и у Вяльцева, есть ученики, которым он хочет передать свою безумную боль за Россию и желание спасти её.
Потом герои долго выясняют отношения, но от этого нет никакого толка, ибо слушают они только себя. В конце концов «Верховенский» отправляет своего ученика в Советскую Россию для совершения теракта, а «Чацкий», не готовый взять ответственность за судьбу якобы любимой им молодой вдовы и её двоих детей, сваливает в Швейцарию с юной поклонницей, отбив девушку у своего ученика, который от этого сходит с ума и умирает.
Собственно говоря, это и есть обычные люди в 1920-х в изгнании: умеют пить, курить, говорить, при возможности под эти разговоры присунуть пару раз симпатичной барышне, сдвинуть крышу нестойким и отправить кого-нибудь теракт совершить.
Болея за Россию, естественно. Как же без совестливой боли за Россию. Ибо боль эта спасительна и без неё, похоже, совсем нечем гордиться.
А гордиться хочется.
А Корнилов, Деникин и вообще РОВС – это тоже гнилые интеллигенты? То-то Сталин с ними боролся до самой смерти, не меньше чем с Гитлером. Ибо считал их даже более опасными для своей власти. А маргиналы – в СССР их было несравнимо больше, особенно среди коммуняк и их руководства.
Лавр Георгиевич?
Который “чудом” удрал из австрийского плена?
Злые языки поговаривали что удрал он уже в австрийском кителе.
Нужно самим разбираться в заварухе, а не отдавать страну на откуп, это про интервенцию. Они, хоть какие хорошие, но исподнее с тебя снимут. “Помогли тебе твои ляхи?” А народ, ну, он разный, иной русский хуже татарина. Ну, жизнь так устроена.
Прикольная тенденция. Почему-то у каждого российского либерала оказывается гражданство Израиля. Как это вообще работает? Гоев в либералы не берут?
Да пора отменять двойное гражданство. Или ты Русский, или ты этот.
Зачем им наше гражданство? Что безнаказанно грабить а жить там? Я не собираюсь их поддерживать через гранты и тому подобное своими отчислениями налогов. Пусть мои налоги лучше пойдут на герани и кинжалы.
Странно, у нас город небольшой и про то что Парфёнов еврей пренепременно бы судачили. Может просто дело в жене? Как там – жена-еврейка это средство передвижения.
Ну не знаю, я почитал в молодости и “На золотых богов” и “Бронепоезд 1469”, все хороши, что белые, что красные.
Вот-вот-вот!
Прям у нас недавно ровно такая же история приключилась.
Вот твоя интерпретация: все хороши — и ельцинские и гайдаровские.
Так?
А теперь смотрим тупо по результатам: что “выросло” из красных и что могло “вырасти” из белых.
Из красных(ельцинских) — возрождение страны(что бы там ни говорили и как бы этот процесс ни шёл).
Из белых(гайдаровских): СРП(соглашение о разделе продукции), концессии и сплошные иностранные инвестиции. Возрождения страны — ноль.
Драть, мне очень удивительно что вы не видите очевиднейших вещей.
СРП – тоже из красных выросло. Следствие их управления и упадка державы.
А потом к нищим коммунарам не прилетит волшебник в голубом пердолнте, надо платить за науку и технологии белым сахибам, и башлять партнерам, чтоб не задушили.
Во времена ИВС число концессионных соглашений сократилось с более 1200 до менее 300.
Такшта ниннада тут.
Причём при Ленине продолжали(были подтверждены) действовать соглашения заключённые Временным правительством.
Вот просто не мешайте строить. Говорили же, что если на Россию надавить, из неё танки полезут, с пехотой. Мы просто натренированы этим гадством. Но можем и застеклить всё. Когда жалелки закончатся. Жить охота, чтоб не грозило ничего родным и любимым. Да, все бы это, что в оружейку, в медицину, в жильё, в социалку. Нет, блин, кто то хочет побольше для себя