Конец нефтяной эры
Любая цивилизация зиждется на энергии, точнее, на ее потреблении и избытке для текущего уровня потребления. Только избыток энергии даёт шанс на развитие. Ибо всегда и везде в первую очередь удовлетворяются первичные потребности.
Известная нам цивилизация 20-21 вв. с ее бешеными скоростями и темпами развития, ее глобальный характер — это цивилизация нефти или, в более широком смысле, углеводородов. Это самый массовый и самый доступный вид энергоносителя. Именно с помощью нефти США скинули с трона империю, над которой не заходило солнце. Именно на нефти основана сила доллара как мировой валюты.
Энергию углеводородов и продуктов из них используют огромная доля электростанций, на ней базируются транспортная и химическая отрасли. Изобилие дешевой нефти лежит в основе сразу нескольких промышленных рывков в мире.
И вот в гости к этому изобилию заглянул пушистый зверёк. Конечно, в мире ещё полно нефти, и даже в разведанных запасах, хотя здесь с данными могут быть серьезные подтасовки. Проблема в другом. Закончилась относительно дешевая нефть. Не у всех и не полностью, но ее доля в добыче стремительно падает. Если в начале 20 в. энергии из одной бочки нефти хватало на добычу ещё сотни таких же, сейчас средний коэффициент упал ниже 1:20, а на новых месторождениях доходит до 1:3. Ещё немного — и производство нефти станет убыточным не в денежном, а в энергетическом эквиваленте.
На эту проблему накладывается другая. Мир то ли прошёл, то ли проходит в эти дни пик мировой добычи. И в первую очередь истощаются запасы дешевой нефти. Хотя фактически пик уже прошёл, остальное — манипуляции со статистикой. Какие манипуляции? Уже почти двадцать лет объём нефти считают вместе с газовым конденсатом — на том основании, что он тоже жидкий. Хотя энергоемкость конденсата составляет не более 70% от таковой у настоящей нефти. Да и так называемая «сланцевая нефть», доля которой стремительно растёт, это тоже не такая по качеству нефть, как хочется.
Потому, когда сейчас в разы выросла (и ещё вырастет) цена на нефть, а арабские шейхи в ответ на просьбу США увеличить добычу лишь огорчённо качают головами, это они не по злобе на гегемона. Ещё несколько лет назад они бы дрались между собой за увеличение квот при таких ценах. А сейчас, увы, резкое сокращение жизни скважин и спокойствия в своих странах дороже выгод и обид заокеанского набоба. У них нефть тоже на излете, пик давно пройден.
Единственный пока не пройденный мировой пик добычи углеводородов — это пик по газу. Но и он уже близок.
Ну и что, спросите вы. До нефти был уголь, перешли на нефть, катастрофы не случилось. Кончится нефть, перейдём, скажем, на ядерное топливо, а там и промышленный термояд не за горами.
Всё так, но есть нюансы. Здесь мы переходим в область геополитики. Начало масштабной добычи нефти сделало США главной экономикой мира. А взятие ими под контроль ближневосточной нефти — это лидерство укрепило. И терять свои позиции Америке очень не хочется. А с ураном в Штатах не всё так хорошо, как с нефтью.
Я иногда думаю, что у тех сил, что именуются «Закулисой», просто гигантский горизонт планирования. В противном случае непонятно, почему США ещё до каких-либо признаков распада СССР и Чернобыля в начале 80-х загнобили собственную атомную промышленность. Несчастный «Вестингауз», гордость США, был впарен япошкам (Тошибе) за пять ярдов зелени, а когда они разобрались с «наследством», быстренько его обанкротили (кажется, кому-то тоже продали, только всего за один ярд).
Параллельно гнобление атомной энергетики прокатилось по всему миру. Европа и Япония сегодня настолько зависят от энергоносителей именно по этой причине. Посмотреть на количество закрытых и действующих станций можно даже в Вики.
На этом фоне Россия тихо и незаметно стала в ядерной энергетике таким же монстром, каким были США на заре нефтяной эры. «Обидно, слюшай». Гегемон в трауре, дело дошло до того, что Росатом поставляет топливные стержни на АЭС США.
А после начала СВО с хохлами первое, что заорали американцы — «только на уран санкций не надо».
Последнее объясняет частично остроту сегодняшних противоречий между США и Россией, но не распад глобального мира? Верно, но отчасти. Во-первых, глобализация не бывает абстрактной, лидер всегда кроит ее под себя. Смена лидера означает сначала демонтаж старой системы, и лишь затем строительство новой.
А во-вторых, наступила Зима. Строительство нового глобального мира возможно только при избытке и легкодоступности энергии. А с этим проблема. Так быстро, как пробурить скважину, залить нефть в танкер и доставить потребителю — с атомом не получится. Строительство станций долгое и очень дорогое удовольствие (реанимация ранее закрытых станций не сильно дешевле и быстрее).
При этом встаёт вопрос оплаты. Бумажки и цифры в компах не катят, а где взять что-нибудь полезное для продавца? А потому с оптимизмом большой напряг.
Но ещё сильнее о наступлении Зимы говорят другие факторы. О них — продолжение следует.