Бежали умные грузины
Дорогие друзья, во-первых, поздравляем: вы почти прошли 2020 г. После небольшого новогоднего перерыва сложность игры на сервере «Земля» будет автоматически повышена для всех оставшихся пользователей. Как говорят японцы, минасан, гамбаттэ кудасай.
Во-вторых, сегодня мы хотели бы поговорить о феномене, который незаслуженно обделён вниманием средств массовой информации и тесно связан с утечкой мозгов.
Мы с вами привыкли, что «утечкой мозгов» по-другому называется процесс миграции научной, творческой и управленческой интеллигенций из конкретного государственного образования. В случае России подобная утечка происходит обычно шумно и ярко, с публичными приплясываниями и частушками в духе «мы наконец-то уезжаем, скучайте по нам немедленно, вы остались без цвета нации!» — но этим дело не ограничивается. Уехавшие мозги, как правило, ещё долго потом мониторят откуда-то из-за бугра, насколько хуже с их отъездом стала жизнь по предыдущему месту прописки, стараясь повторно испытать фантомную радость от былого отъезда. Есть где развернуться начинающему психиатру.
Но сегодня мы хотели бы поговорить не о поехавших за рубеж мозгах, дорогие друзья. Сегодня мы рассмотрим ещё более любопытный феномен — утечка мозгов в конкретно взятой стране без повальной миграции. Итак:
Вчера натолкнулись на публикацию фитоняшки Геннадия Гудкова в социальной сети Твиттер, давайте приведём её ещё раз полностью: «Грузия решила вступать в НАТО и ЕС. Решение правильное, спасибо Путину! А сильно он укрепил безопасность России?! Помните, Карибский кризис, чуть было не перешедший в ядерную войну, был из-за ракет в Турции! Теперь войска НАТО уже в Прибалтике, Украине, скоро будут в Грузии!».
«Эге-гей!» — привычно подумали мы про фитоняшку Геннадия и хотели было мотать дальше, но вдруг стало интересно: Грузия в НАТО и ЕС с нерешённым, по её мнению (больше так сегодня уже никто всерьёз не считает), территориальным вопросом в ЮО и Абхазии.
Ну-ка, ну-ка…
Оказывается, дорогие друзья, в прошлую пятницу грузинский парламент принял резолюцию «О внешней политике», в которой была подчёркнута безальтернативность евроатлантического вектора развития и приверженность восстановлению территориальной целостности страны мирным путём.
Заявку на полноправное членство в ЕС Грузия планирует подать в 2024 г., а до тех пор будет ударными темпами есть шашлык и пить Киндзмараули в этом стратегическом для себя направлении. В конце концов, с 2017 г. Тбилиси получил шенгенский безвиз для своих граждан, а это значит, что уже почти, уже вот-вот.
Что касается НАТО, то с блоком страна сотрудничает ещё со второй половины 90-х. Как известно, от этих плодотворных и взаимовыгодных отношений 12 лет назад сильно выиграли обе стороны: Абхазия и Южная Осетия. А Россия даже получила в своё распоряжение образцы высококлассного не ржавого западного вооружения, которые затем с интересом вертела в руках, не забывая публично хвалить международных партнёров: какие молодцы, умеете же вундервафли делать, ща сек, парни, есть у кого отвёртка?
В общем, союз действительно мощный и уже сумел внести серьёзный вклад в региональную стабильность на Кавказе, поэтому дальнейшее сближение этих полюсов силы можно только приветствовать.
Прежде чем вернуться в актуалочку, дорогие друзья, хотели бы обратить внимание на ещё один забавный момент. Вы, конечно же, в курсе, что никакое НАТО и никакой ЕС Грузии не светят до тех пор, пока страна официально не откажется от своих претензий на два бывших региона, признав их независимость. Вероятность силовой и мирной реинтеграции пока оставим за скобками как ничтожно малую.
В обоих блоках в конце концов не совсем дураки сидят: никто в здравом уме не захочет таскать каштаны из огня для Тбилиси.
Этого, однако, кажется, не понимает нынешний премьер-министр Грузии Георгий Гахария, который в августе этого года заявил, простите за цитату с Дойче Велле, что «евроатлантическая интеграция и мирное развитие страны являются обязательным условием восстановления территориальной целостности Грузии».
Евроатлантическая интеграция является у него условием восстановления территориальной целостности. 45 лет человеку, премьер-министр страны, а уровень политанализа как у рядового двачера, ей-Богу.
В принципе, можно было бы на этом закончить, но есть в этой истории ещё один аспект, который объясняет невозможность грузинских (и иных аналогичных) евроатлантических хотелок куда более полно, чем элементарные требования ЕС и НАТО к потенциальным новым членам.
Аспект, позволяющий заранее обрисовать, каким будет светлое европейское будущее той или иной страны, реши она всерьёз отъехать, например, в Евросоюз не только мозгами, но и тушкой.
Аспект — экономический. Сейчас будем учиться плохому.
Для начала отметим, что, в принципе, желание малого государственного образования присосаться к сильному политическому, экономическому и военному объединению вполне понятно.
В современном мире на ближайшую (и не очень) перспективу главные супердержавные роли уже разобраны. Заметим, не розданы с барского плеча, а разобраны — и те, кто эти роли на себя взял, добровольно их не отдадут. Другими словами, в мире должно многократно случиться Бог весть что, чтобы, к примеру, Литва или Армения, или Румыния вдруг стали супермощными региональными игроками, по силе равными Франции или Германии.
С большой натяжкой можно предположить, что Франция и Германия лет через -дцать ослабнут до уровня нынешней Латвии, но предположить, что Латвия за аналогичный срок самостоятельно или даже с чей-то помощью разрастётся до уровня первых экономик еврозоны, нельзя.
Она и подобные ей государства, к которым Грузия сегодня относится в полной мере, обречены в обозримой перспективе существовать в статусе геополитических рыб-прилипал. Несамостоятельных, вечно зависимых, не способных без посторонней помощи отстаивать собственные интересы.
Поэтому, повторимся, поиск наиболее богатого папика на районе для такого государства сегодня — история понятная. Проблема не в этом.
Настоящая проблема, дорогие друзья, заключается в хронической неспособности иных государств соотнести свои политические хотелки со своими же экономическими возможностями — и теперь погнали в скучные цифры, чтобы посмотреть, чем сегодня Грузия может заинтересовать мировой рынок.
Смешное начинается с первой же строчки. Основной статьёй экспорта Грузии в 2019 г. являлся наземный транспорт и легковые автомобили. Внезапно. Вы ведь никогда не слышали об огромных грузинских автомобильных концернах, возглавляемых такими культовыми личностями, как Гия Мицубишвили и Эрик Бээмвидзе?
Это потому, что их нет, дорогие друзья. Крупнейшей экспортной статьёй Грузии уже некоторое время является реэкспорт подержанных автомобилей, которыми страна в прошлом году наторговала на $730 млн (около 19% от общей экспортной суммы). При этом импорт автомобилей обошёлся Грузии в $1,37 млрд за тот же период.
Перспективы по этому направлению, кстати, самые мрачные. После вступления Казахстана в Евразийский союз и перехода Азербайджана на стандарт Евро-4 с последующим запретом на ввоз а/м старше 2005 г. выпуска, в качестве основного рынка сбыта подержанного полухлама маячила ещё Армения. Но и Ереван, напомним, в 2015 г. вступил в ЕврАзЭС и закрылся заградительными пошлинами.
Привет всем, дзюбившим на грузинское экономическое чудо, заключавшееся на определённом отрезке в перепродаже подержанных иномарок на официальном государственном уровне. Достойный пример настоящей гребешковой перемоги, да.
Прочие экспортные позиции рисуют ещё более унылую картину территории, худо-бедно выживающей за счёт распродажи ресурсов: 17% экспорта ($649 млн) — руды и медные концентраты, 8% ($303 млн) — ферросплавы, около 6% ($303 млн) — вина, далее, уже совсем по мелочи, воды, спирт, минеральные, химические и азотные удобрения, золото и орехи. С кожурой и без, как описано в позиции 0802.
В 2019 г. отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Грузии составило $5 млрд, импорт в 3 раза превысил экспорт ($9 млрд против всего $3 млрд). Без международных заимствований эта страна существовать не может.
Однако, самое неприятное для евроатлантических грузинских хотелок кроется в списке основных торговых партнёров Тбилиси. Экспорт — это Азербайджан, Россия, Армения, Болгария, Украина, Китай, Турция, Румыния. Далее — США (всего 3,5%).
Импорт — это Турция (17%), Россия (10%), Китай (9%), США (7%), Азербайджан (6%) и Германия (5%). Далее по мелочи — Украина, Армения, Япония и Италия. Италия, чтобы Гуччи — и мы переходим к длинному выводу.
Для крупного экономического блока вроде ЕС Грузия значимым экономическим партнёром не является. Тупо не сумела им стать за 30 лет свободной свободы. Единственный грузинский ресурс, в котором сегодня по-настоящему может быть заинтересована демографически вымирающая Европа — это люди. Те более или менее профессиональные или хотя бы просто фертильные кадры, которые могли бы ещё принести пользу в нормальной-то европейской стране, если не захотят всё на свете прозябать у себя на родине.
Что касается НАТО, то альянс, подозреваем, очень нужен Тбилиси, чтобы в первую очередь сдать свою территорию в аренду для военной базы (которые уже обещано обсутроить по стандартам США и НАТО) — и далее, получая копеечку, использовать это как хилый рычаг в попытке выторговать себе ещё какие-нибудь торговые преференции от США и Европы. О серьёзной военной угрозе со стороны Грузии с участием НАТОвских специалистов рассуждать сегодня вряд ли приходится. 12 лет назад, когда Россия ещё не обладала сегодняшними видами вооружений, для марш-броска на Тбилиси, мы помним, требовалось около пяти дней. Тогда — мы также помним — речь тоже шла о стране, обученной и оснащённой по высшим стандартам Североатлантического альянса.
Поэтому НАТОвские базы в Грузии сегодня — это больше экономический план лентяя, дорогие друзья. План страны, которая до сих пор не въехала, что для исторического успеха нужно много работать и рассчитывать в первую очередь на себя, а не побираться на мировой арене, мечтая когда-нибудь стать чей-то любимой женой.
Потому что всем по остальным пунктам евроатлантические устремления Тбилиси идут вразрез с её нынешним экономическим положением, завязанном на страны, которые ищут сегодня в первую очередь трудолюбивых деловых партнёров, а не содержанок.
Что случится с экономикой страны, стань Грузия частью блоков, с которыми у России, Китая или Турции в последние годы политические отношения весьма напряжённые, можно только гадать.
Другими словами, сколько бы в Грузии ни произошло выборов-перевыборов, какие бы новые партии ни приходили к власти с лозунгами о светлом европейском будущем, реальной перемоги там не предвидится. Для перемоги сегодня попросту нет экономических оснований. Все эти правящие междусобойчики “Грузинское сациви — демократическая Хванчкара”, раз за разом демонстрирующие миру внутреннюю утечку мозгов, для настоящей евроинтеграции в первую очередь должны научиться создавать конкурентный продукт, а не принимать пустые резолюции в парламенте.
Рано или поздно кому-то в грузинском руководстве придётся перестать надувать щёки и честно сказать народу, что они там все очень классно, конечно, исполняют мтилури, но по всем бухгалтерским книгам страна, вообще-то, катится в никуда.
С песнями и плясками, но — в никуда, дорогие друзья. В лучшем случае в новую итерацию Украины.
А совсем не в Евросоюз и не в НАТО.
Хенрен — умный, шо аж писец, он бы вывел кавказского лимитрофа в передовики, ЕС и НАТО, но он нужен самим.
Без него — как без товарища Ленина, жизнь скушна и пресна, и поржать-то не над чем.))
Пааачиму жеж его не берут в космо… в грузуны, раз такой умный, вах?!