Без посредников и платы за транзит
Ровно 300 лет назад, 10 сентября 1721 года (по новому стилю) был подписан Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией, завершивший Великую Северную войну, поторая продолжалась более 20 лет и была, несомненно, главным событием эпохи Петра Первого.
Это была самая долгая европейская война в российской истории и одна из самых тяжелых. Однако победа в ней принесла России обширные и очень важные в экономическом и геополитическом плане территории Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии и Южной Карелии (см. карту):
Это карта территориальных изменений по Ништадтскому миру и аллегорическая скульптура Пьетро Баратты «Ништадтский мир», установленная в Летнем саду Санкт-Петербурга.
Можно сказать, что именно благодаря Северной войне Россия впервые стала европейской державой, так как ранее ее наглухо отделяли от Европы Речь Посполитая и Швеция. Широкий доступ в Балтийское море позволил развернуть полноценную международную торговлю без посредников и платы за транзит.
Да-да — еще не было никакого Газпрома и труб с тоталитарным газом — а транзитные страны уже гадили русским на голову.
Однако в этой бочке меда была изрядная ложка дегтя, так как царь Петр неизвестно с какого бодуна решил вернуть Швеции Финляндию, прочно занятую российскими войсками, да еще и выплатить за фактически завоеванные земли огромную компенсацию в два миллиона серебряных талеров (56 тонн чистого серебра), оформив дело так, будто они были не завоеваны, а куплены. Эта сумма составляла примерно половину годового бюджета Российской империи за 1721 год и она была полностью выплачена в течение последующих четырех лет.
Петровскую компенсацию шведам можно рассматривать как фактическую контрибуцию, которую выплатил не побежденный победителю, а наоборот — победитель побежденному. Случай беспрецедентный в мировой истории, который, на мой взгляд, свидетельствует о том, что у царя, страдавшего хроническим алкоголизмом и истерическими припадками, уже начались серьезные проблемы с головой.
В дальнейшем российские историки многократно пытались найти оправдание и логичное объяснение этому поступку самодержца, но все их попытки, выглядели, прямо скажем, довольно бредово и абсолютно неубедительно. Но, как говорится, сделанного не воротишь, а Карелия и Ингерманландия с родиной Блока, Кутузова, Алексея Толстого, Дмитрия Шостаковича, Виктора Цоя и, конечно же, Владимира Путина до сих пор остаются в составе России, с чем я нас и поздравляю.
Кондратьев, великий оналитег «Крыльев Родины » ,с чем вас и поздравляю.
Ну, и меня конечно.
Адназначна!
Чего это у памятника античные виды ?!
Так было принято в приличном обществе оформлять военные территориальные приобретения, оформляя их как покупку.
Считалось, что «так надежней».
А деньги — не так важны, как территории, дающие контроль над торговыми путями.
Про это не знали ни большевики, ни либералы, ни наш друх в белом кепоне.
Потому и проср@ли велику державу.
За такие бабки наверное можно было в те времена нанять все армии нищих германски государств и пробить сухопутных коридор через Польшу?
Эти деньги Пётр заплатил за то, что эти земли стали вотчиной русских правителей. Т.е. за вот такие шальные бабосы оформил майорат на эти земли.
И теперь што бы ни делали чухонцы — они живут на землях белых царей.
Кста и аренду с них не мешает стребовать.
Майорат это такая штука — его можно отдать в управление казне навечно. Как кстати поступило 99,9% ленлордов в Британии.
И теперь казна получает часть доходов от этих земель.
И если сыщутся доки на такую передачу Петром, то нынешняя РФ как правопреемница имеет все права на обладание этими землями.
Во всяком случае права гос-ва РФ в этой тяжбе — весьма существенны.