Американский стон по Тайваню
Власти США раз за разом провоцируют Китай. То заявлениями о его независимости, то внезапными поездками групп конгрессменов во главе со старым маразматиком Линдси Грэмом (который ранее призывал убить президента России), то обещаниями поставок вооружений.
В ответ Китай шлёт ноты протеста по дипломатической линии и проводит масштабные учения НОАК по недипломатической.
Чем же так важен маленький Тайвань с населением «всего» (по китайским меркам) в 23 миллиона человек?
Во-первых, для Пекина это вопрос престижа. Ибо Тайвань позиционирует себя как «правильный, гоминданевский и демократически Китай», а большой материковый Китай выдаёт за «неправильный, коммунистический и тоталитарный». Соответственно, чтобы доказать правильность своего пути, ложный островной «Китай» должен быть возвращён в лоно исторической Родины.
Во-вторых, и возможно это гораздо важнее, производство полупроводниковых микросхем. Которое на Тайване составляет около 40% от общемирового. Ещё почти половину микросхем производит материковый Китай, и если произойдёт объединение, то Пекин будет контролировать почти 90% мирового производства микросхем.
Четыре крупнейших американских «производителя полупроводников» на самом деле ничего не производят – они тупо не имеют собственных производств, и пользуются услугами компаний из Тайваня и Китая. «TSMC» и «Foxconn» обеспечивают львиную долю их потребностей. Всё, что есть в США – это конструкторские бюро, а производство вынесено в другие страны.
Та же «Эппл» не может без китайских комплектующих (как и без некоторых российских), равно как и не может вернуть производство в США – на этот счёт ещё при жизни Джобса были специальные слушания в Конгрессе, на которых тот наглядно объяснил, почему это невозможно.
Без микросхем нет микроэлектроники, нет компьютеров, нет современной бытовой техники и модных автомобилей, нет спутников в космосе, нет телекоммуникаций (включая мобильную связь и интернет), нет современных систем вооружений – от самолётов и до ракет. Ужё десять лет назад, когда большинство ещё слепо верило в американское доминирование, я писал о том, что в американских ракетах стоят китайские микросхемы.
Если Китай установит контроль над Тайванем – он сможет отбросить Соединённые (пока) Штаты в развитии назад на несколько десятилетий (да и у Евросоюза ситуация будет не намного лучше). А попытки создания собственного замещающего производства столкнутся не только с дефицитом квалифицированных кадров и оборудования, но и с отсутствием сырья. Потому что львиная доля добываемых редкоземельных элементов также приходится на Китай. В частности, на СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район), поставки откуда США запретили себе в недавнем пакете санкций, изящно отстреливая себе очередную конечность.
Когда это произойдёт? По всей видимости, по аналогии с Киевом, когда Пекин окончательно убедится в недоговороспособности текущего руководства Тайваня. Пока что их пытаются вернуть в адекватное русло сочетанием переговоров и демонстраций возможностей НОАК, добрым словом и пистолетом. Если же добрые слова не подействуют, то останется только пистолет.
Опять же, Китай внимательно следит за тем, что сейчас делает Россия на Украине, и изучает реакцию Запада – ибо в случае силового возврата Тайваня к нему будут применены ровно те же инструменты давления. И если у России всё получится, то вероятность операции по возвращению Тайваня существенно возрастёт. Хотя не исключено, что это может случиться и раньше – если, с одной стороны, США продолжат свои провокации и поставки вооружений на остров, а с другой внимание коллективного Запада будет слишком сосредоточено на Украине.
Когда это произойдёт? Решение может быть принято в любой момент. И, например, окончательное освобождение Мариуполя этому очень поспособствует. Ведь Тайвань – это, по сути, «китайская Украина».