Хлеб — всему голова
Хотелось бы сказать пару слов касательно тезиса «Россия, выращивая зерна меньше, чем в СССР», изложенного товарищем Перлиным в предыдущем материале. Тезис верный, но нуждается в распедаливании подробностей — ибо не все четко понимают, что произошло и почему.
Ясен пень, что Россия сейчас выращивает зерна меньше, чем ВЕСЬ СССР (выращивал на бумаге — об этом дальше) — потому что в СССР зерно в огромных количествах выращивали еще Украина и Казахстан (целинные земли — это Казахстан, а пресловутые чернозёмы — Украина). Но ведь и жителей в России 145 миллионов, а не 290 миллионов, как во всём СССР — то есть ВДВОЕ МЕНЬШЕ, а вот производство зерна в России стало больше, чем в брежние времена.
Кстати, вопреки расхожему заблуждению, советская Украина с ее черноземами собирала зерна примерно ВТРОЕ МЕНЬШЕ, чем тогдашняя РСФСР с его рискованным земледелием и убогими почвами. Отгадайте, почему.
Кроме того, у меня есть картинка, хорошо прочищающая мозги любителям поностальгировать о прекрасных колхозах и советской механизации, которые якобы офигенно подняли производство сельхозкультур:
Как видите, нихрена они не подняли — скорее наоборот. Коллективизация и колхозы с тракторами решали в СССР совершенно другую задачу — не произвести больше хлеба, чем при «проклятом царизме», а забрать из деревни множество работников на стройки и заводы, и при этом сделать такую систему, чтобы у оставшихся крестьян можно было отобрать урожай для прокорма этих самых новосозданных пролетариев, трудящихся на стройках и заводах.
На этом графике — цена сталинской индустриализации. Ну и, конечно, гражданской войны, а потом еще и второй мировой. Обсуждать, была ли эта цена обязательной — бессмысленно, история не имеет сослагательного наклонения, вышло так, как вышло. Мы и так отступали до Москвы и Питера, чудом выдержали удар объединенной Европы. Без этой вот индустриализации нас, может, вообще уже не было бы.
Однако война отдельно, а зерно — отдельно. И говоря о зерне в России/РСФСР, надо трезво отдавать себе отчет в двух вещах:
1. Во времена позднего СССР примерно половина зерна, «засыпаемого в закрома Родины», существовала только на бумаге. Этот тезис прекрасно бьется с объемами закупок зерна за границей и структурным анализом расхода зерна в РСФСР и СССР.
Для тех, кто не понял, о чем речь: внезапно для жертв советского «лучшего в мире» образования, крупный рогатый скот зерном не кормят. Зерном кормят разве что птицу — но кормить птицу пшеницей не пришло в голову даже советским хозяйственникам (основная часть корма птицы — это кукуруза, плюс всякие добавки, которые человеку не придет в голову есть даже в голод, содержание пшеницы в комбикорме даже в СССР составляло не более 14-20%, иначе куры передохнут). Хозяйственники СССР всё же не были настолько безумны, как нынешние красные пропагандисты, рассказывающие сказки про то, что зерном кормили коров.
Поэтому, зная нормы расхода зерна и помолов муки, можно довольно точно прикинуть, сколько зерна съедало население в тех или иных формах, и куда еще оно шло. Тут-то и выясняется, что объемы потребленного продукта — не бьются с официальными объемами производства зерна (плюс закупки за рубежом). И не бьются очень сильно. Даже с учетом водки и прочего.
Когда мы видим такое расхождение — можно смело считать, что мы наткнулись на очередное «хлопковое дело». Ну вы в курсе — это история про то, как сбор хлопка на 2/3 существовал только на бумаге, при этом на бумаге этот хлопок был оплачен и поступил на заводы. А поскольку в реальности его не существовало — у заводов резко перестали биться показатели выпуска продукции с расходом сырья. Расход хлопка на единицу продукции вырос ВТРОЕ. Пока хлопок активно шел на взрывчатку и порох — это удавалось скрывать за завесой секретности, но когда производство взрывчатых веществ перевели на древесную клетчатку — тут-то дерьмо наружу и полезло.
Так вот такая ситуация с приписками в СССР была практически везде, куда ни глянь. И в продовольствии — особенно. На бумаге СССР в 85-ом году производил 17.1 млн. тонн мяса в убойном весе — а в реальности на прилавках было пусто, были города, где мяса не видели по много месяцев. Куда же оно делось? Сгноили враги народа? Да нет, всё проще — его и не было никогда. Приписали сбор кормов — животные недобрали веса, пришлось приписать вес при сдаче. Затем пришлось пихать в колбасу крахмал и костную муку вместо мяса, которое приписали при сдаче. Но колбасой все приписки не закроешь — поэтому на прилавки мясных отделов шли кости, а то и вообще нечего было положить, хотя по бумагам — числится 17.1 млн. тонн мяса.
2. Урожай зерна в России в 2020 году составил 133,5 млн тонн, в том числе пшеницы — 85,9 млн тонн. Грубо говоря, урожай конкретно пшеницы выше РСФСР (даже с приписками) ВДВОЕ, а если скорректировать на приписки — то более чем ВТРОЕ. Рекорд был поставлен в 2017 году — 135,5 млн тонн. Урожаи зерна, превышающие 100 млн тонн, Россия собирает с 2014 года, при СССР таких урожаев не было никогда, потому что даже самые смелые фантасты не решились, как Рашидов, приписывать 2/3 от реального сбора.
Точнее говоря, решились — ровно два раза. И каждый раз за «рекордным урожаем» следовал рекордный же провал, сопровождавшийся посадками (отнюдь не сельхозкультур).
Вот поэтому Россия и стала крупнейшим экспортером зерновых в мире. США, между прочим, собирают пшеницы в среднем лишь 47 миллионов тонн — вдвое меньше, чем Россия, а ведь у них населения вдвое больше, и климат прекрасный для сельхоза.
Задайте себе вопрос — как СССР, выгоняя на поля даже студентов, рабочих, армию и инженеров — умудрился покупать у них пшеницу?
Собирая 47 миллионов тонн пшеницы и окормляя ими 300 миллионов населения, США еще умудряются пшеницу экспортировать. СССР при сходной численности населения собирал (на бумаге) около 90 миллионов тонн пшеницы — и ему не хватало, приходилось закупать в таких количествах, что США и Канада не справлялись с объемами.
Подумайте сами — как такое может быть? В США что — все голодали? Или, может, в СССР все обжирались?
Вообще говоря, крупнейшими производителями пшеницы в мире являются Китай (134 миллиона тонн) и Индия (104 миллиона тонн). Россия лишь на третьем месте. Но в Китае населения в 10 раз больше, чем в РФ, в Индии тоже больше миллиарда — им самим не хватает зерна. Россия демонстрирует просто чудовищные объемы производства зерновых, если сравнивать с ее населением и учесть климатические условия. Это настоящее чудо, которое стало возможным благодаря тщательно выстроенному механизму господдержки сельхоза — замечу, без таких безумных дотаций, как вливаются в сельхоз Евросоюза и некоторых других стран.
Россия тратит мало, а получает — много. Мир, уже сейчас испытывающий нехватку продовольствия — с надеждой смотрит на российский агропром. Русские могут спасти сотни миллионов человек по всему миру от голодной смерти. И спасают прямо сейчас.
Но где же достойное этой роли уважение? Как там говорил дон Корлеоне:
— Да, ты просишь меня — но ты делаешь это без уважения.
Миру еще предстоит научиться уважать Россию. Не только за атомные бомбы и нефть с газом, но и за еду. Голод — прекрасный учитель, это знают те, кто стал умнее и выжил. Ну а дураки — сами виноваты.