Стратегия тысячи порезов
Поляки пытаются анализировать происходящее на фронте и нашу стратегию в текущем наступлении, называя её то «стратегией тысячи порезов», то «ползучим наступлением».
Пересказывать всю статью Myśl Polska, тем более обсуждать её по пунктам не имеет смысла — в том числе чтобы не наводить противника на лишние идеи. Но главную мысль нужно обсудить.
Автор замечает, что российские войска наступают в разных пунктах, при этом наступление идёт относительно неспешно, но постоянно, а попытки ВСУ затормозить его пока остаются безрезультатными, несмотря на снова начавший расти объём западных поставок. При этом российские войска ещё не ввели в дело все свои резервы и активно прореживают украинские тылы ракетными и авиационными ударами. Собственно, это и называется «тактикой тысячи порезов» с заимствованием названия от древней китайской казни, при которой от жертвы последовательно отрезали небольшие кусочки. Никакой эпизод в отдельности не составляет для ВСУ стратегической угрозы, но все вместе они ведут к непрерывному росту потерь, который невозможно компенсировать ни за счёт внутренних резервов, ни за счёт поставок из-за рубежа.
Сколько может продолжаться такое наступление и каковы его цели? Если брать стратегическую, главную цель, то она заключается в лишении Украины способности вести войну, несмотря на западную помощь. Для этого необходимо вынуждать украинские войска к боям за населённые пункты, которые они не могут не вести, так как сдача позиций крайне негативно сказывается на настроениях общества, жаждущего перемоги. Эти бои с постоянными украинскими контратаками под артиллерийским огнём, воздействием дронов и бомбовыми ударами приводят к очень высоким потерям, которые непрерывно растут на протяжении последних месяцев.
В тылу же продолжается системное воздействие на энергетическую инфраструктуру Украины, которое ставит Киев перед перспективой холодной зимы без возможности серьёзно изменить ситуацию.
Могут ли западные поставки помочь Киеву в этой обстановке? Какое-то воздействие они окажут, но для того, чтобы остановить российское наступление, тех объёмов, которые планирует передать Запад, точно недостаточно. И оно будет продолжаться — до тех пор, пока на том или ином участке фронта оборона ВСУ не развалится, открыв дорогу уже к более масштабным операциям.
Тем временем западные СМИ оценивают, насколько подорожало производство боеприпасов, которые США и их сателлиты поставляют в интересах ведения войны на Украине. Итоги нерадостные:
Согласно озвучиваемым данным, по целому ряду позиций цена повысилась в три — пять раз. Например, 122-мм ракеты для РСЗО «Град» выросли в цене с $900 за одну единицу в 2022-м году до $6 тыс. в 2024 году. Схожая ситуация и с наиболее востребованными 155-мм снарядами для буксируемой артиллерии и САУ. Эти снаряды не производятся на Украине и поставляются США и НАТО для функционирования западных артиллерийских систем. В начале войны один 155-мм артиллерийский снаряд обходился в $800. В 2024 году его стоимость уже достигает $4,8 тыс.
Вполне очевидно, что в условиях нехватки тех же 155-мм снарядов и их фактического дефицита производители банально завышают цены, чтобы повысить свою маржу, при этом наверняка существует и лоббистско-коррупционная составляющая при получении контрактов на производство таких снарядов для последующей поставки на Украину. Это же касается и продажи таких боеприпасов со складов длительного хранения в формально нейтральных странах, где также при продаже существует «дефицитная наценка», ведущая к повышению стоимости 155-мм боеприпасов на вторичном рынке.
Основной взлёт цены произошёл после того, как США и НАТО существенно разгрузили свои склады от 155-мм снарядов, а также были использованы запасы 155-мм снарядов, хранившихся в Израиле и Южной Корее, которые также вывозили на Украину.
В НАТО ожидают, что в 2026—2027 годах, когда производство 155-мм снарядов в США и Европе выйдет на более серьёзный уровень, это позволит частично сбить цену на одну единицу продукции. Сложнее ситуация будет со снарядами и ракетами для советских типов боеприпасов (122-мм ракеты для «Града», 122-мм и 152-мм снаряды для гаубиц и САУ и т. д.), так как склады бывшей Организации Варшавского договора в Восточной Европе в значительной степени опустошены, вторичный рынок также ограничен в возможностях (отсюда и пробуксовка чешской инициативы по закупке старых боеприпасов на вторичном оружейном рынке), а объёмы производства на Украине и в Восточной Европе недостаточны для удовлетворения потребностей.
В результате складывается ситуация, когда, несмотря на поставки боеприпасов для ВСУ с Запада, Россия сохраняет значительный перевес в количестве используемых в сутки снарядов. По версии противника, сейчас этот перевес составляет семь к одному, а на Харьковском направлении — пять к одному. Для выравнивания данной диспропорции противник рассчитывает нарастить поставки боеприпасов в 2025 году, чтобы снизить данный разрыв, признавая при этом, что до этого гипотетического момента ВСУ придётся отступать и сдавать территории.
Маневры российских АПЛ у берегов США и Великобритании – привет подводным эхолокаторам НАТО.
Система ВСС США с говорящим названием SOSUS способна мониторить прибрежные зоны на большом расстоянии. Но малозаметные гигантские лодки с ядерным реактором и также ядерными ракетами на борту в июне 2024 незаметно подошли к берегам Шотландии и полуострову Флорида.
Об учениях на Кубе американцы были предупреждены, но про АПЛ узнали только тогда, когда они появились на поверхности.
Повторена ситуация Карибского кризиса 60-х, когда две дизельные советские подлодки с ядерными ракетами зашли в тыл американской береговой охраны незамеченными.
См. операцию “Анадырь”.
Так что, американец, внимательнее там.
https://t.me/victorstepanych