Мировой пожар раздуем

Ровно 88 лет назад, 23 ноября 1935 года, в Бразилии была предпринята инспирированная советскими агентами попытка коммунистического переворота. Его возглавил человек с богатой биографией — профессиональный революционер Луис Карлос Престес, прибывший из Москвы с фальшивым португальским паспортом на имя Антонио Вилара.

Престес еще в середине 1920-х годов объявил себя полковником и организовал повстанческий отряд, который два года партизанил в сельских районах, пока не был вытеснен правительственными войсками на территорию Боливии. В 1931 году он приехал в СССР и прошел обучение подрывной деятельности в школе Коминтерна, а заодно вступил в ВКП(б).

В начале 1935 года его забросили в Бразилию с целью устроить там революцию, дав ему в помощники аргентинского коммуниста Рудольфо Гиольди и двух немецких — Артура Эверта (он же «Гарри Бергер») и Ольгу Бенарио, выдававшую себя за жену Престеса. Примечательно, что Эверт даже не знал португальского языка, на котором говорят в Бразилии, поэтому толку от него было мало. Странно, что в Коминтерне не нашлось более подходящей кандидатуры. Очевидно, с бразильцами и португальцами там было совсем фигово.

Тем не менее, Престес, Гиольди и Бенарио, прибыв в город мечты Остапа Бендера, сразу развили бурную деятельность. Они вступили в контакт с местными коммунистами и с их помощью развернули агитацию среди военных. Особый упор делался на сержантов и младших офицеров, которым обещали невиданный карьерный взлет после победы революции. Довольно много лейтенантов и капитанов в некоторых воинских частях, прельстившись возможностью моментально стать майорами и полковниками, а может — даже генералами, и примкнули к заговорщикам.

Также их поддержала часть рабочих и левой интеллигенции, верившей, что коммунисты строят справедливое светлое будущее.

Мятеж начался в столице штата Рио-Гранде — городе Натал. Восставшие солдаты 21-го пехотного полка в точном соответствии с ленинским планом захватили отделения полиции, банки, почту, телеграф, телефонную станцию и железнодорожный вокзал. В городе было сформировано «Революционное правительство», которое успело издать два указа: о ликвидации полиции и об отмене платы за общественный транспорт.

Узнав, что полиции больше нет, жители Натала радостно принялись грабить магазины и бесплатно кататься на трамваях, но продолжалось это недолго, поскольку уже через день правительственные войска вошли в город и разогнали повстанцев.

24 ноября революционеры попытались захватить столицу штата Пернамбуку — город Ресифи, но там восстание не получило поддержки и до создания «Революционного правительства» дело не дошло. Та же картина была в штатах Мараньян, Параиба и Сан-Паулу.

Наиболее драматичные события развернулись в столице страны Рио де Жанейро, где восстал 3-й пехотный полк и курсанты авиационного училища. Перебив не успевших сбежать старших офицеров, лейтенанты 3-го полка и распропагандированные ими солдаты укрепились в казарме и стали ждать дальнейших указаний городского ревкома.

Однако в течение нескольких часов никаких указаний не поступало, а тем временем президент и верховный главнокомандующий Жетулио Варгас без лишних церемоний приказал верным ему войскам подкатить к мятежной казарме артиллерийские орудия и открыть огонь прямой наводкой. После нескольких залпов повстанцы вывесили вместо красных белые флаги.

В авиационном училище восставшие захватили самолеты, намереваясь начать бомбардировку президентского дворца и других правительственных объектов. Но ни один самолет не успел подняться в воздух. По приказу Варгаса на аэродром оперативно доставили артбатарею, которая начала стрелять по взлетной полосе, сделав ее негодной к использованию. Потом училище взяли штурмом.

К утру 26 ноября «революция» была подавлена по всей стране. Она унесла жизни примерно 150 человек: 24 солдат и офицеров правительственных войск и 120-130 повстанцев. В тот же день началась охота за мятежниками и подстрекателями.

«Лидер революции» скрывался несколько месяцев, и за это время успел организовать подпольный «народный трибунал», приговоривший к смерти 16-летнюю революционерку Эльзу Фернандес, ложно обвиненную в том, что она якобы выдала правительственным агентам планы повстанцев. Престесу это было нужно, чтобы снять с себя обвинения в бездарной организации мятежа.

Но в марте 1936 года главари неудавшейся революции были арестованы и отданы под суд, который приговорил их к различным срокам заключения. Сам Престес получил 30 лет, Эверт — 13, а Гиольди почему-то — лишь 4 года. Меньше всего повезло Ольге Бенарио, которую депортировали в Германию, а там заключили в концлагерь. В 1943 году ее как еврейку отправили в газовую камеру.

Между тем, в 1945 году всех осужденных амнистировали. Престес вновь занялся реолюционной деятельностью, но уже на легальной основе. В 1946 году он был избран в парламент и возглавил там коммунистическую фракцию. Но после военного переворота 1964 года и запрета компартии ему пришлось вновь бежать в СССР, где он получил от Брежнева жаркий поцелуй и орден Октябрьской революции. Однако это уже другая история.

Материал: https://vikond65.livejournal.com/1824036.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Дочитал до конца? Жми кнопку!

Вам может понравиться...

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
ZIL.ok.130
ZIL.ok.130
1 год назад

Поцелуй в орден?
Дарагой Леонид Ильич знал таки толк в этих самых.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.