От марксизма к маразму
Товарищ Коммари написал рассказ «Президент Шредингера», в котором в очередной раз постебался над темой выборов. На самом деле что-то подобное, в точности в той же стилистике, Коммари писал и раньше — собственно, и в «топ-ЖЖ» он вошел именно как «коммунистический фантаст», так что удивляться этому рассказу было бы странно.
Но вот ощущение от чтения оказалось совершенно не то, нежели лет 10 назад. Можно даже сказать — совершенно не то. Звучит в этом какая-то очевидная архаика, какая-то отсылка к тому, что давно уже неактуально, что стало уже историей и т.д.
Почему? Неужели «с выборами» чего-то поменялось? Да нет, все осталось тем же самым — если не сказать, чтобы хуже. В том смысле, что «выборы» на Западе превратились в еще более дурацкий спектакль, где даже внешние приличия соблюдать не принято.
Ну да: вон то же избрание Байдена в США «почтовыми избирателями» — многие из которых уже к этому времени ушли в мир иной — оказалось настолько диким явлением, что встревожило даже американцев. И это пришлось «закрывать» целой спецоперацией в виде пресловутого «захвата Белого Дома». А уж они-то, казалось, со времен Марка Твена знают, что стоит за подобным процессом.
Да и в самой столь любимой Коммари Финляндии выборы прошли между «пронатовским нациком» и «пронатовским представителем сексменьшинств», где победил первый. То есть, разница была только в том, кто в какое отверстие совокупляется. А так всё едино: Финляндия будет в НАТО, и будет за это платить!
И что же? Да ничего, «кого надо — того и выбрали». И политика Финляндии, как таковой, от этого выбора не изменилась нисколько. Потому что связь тут обратная: это не «выбор народа» определяет политику страны, а наоборот, «политика страны» определяет «выбор народа».
Собственно, именно поэтому стоит признать, что «весь этот спектакль» просто не имеет смысла рассматривать. В том числе, и в порядке осуждения. Ну да: как можно критиковать «выборы Байдена» вообще? Или даже просто Байдена, как такового? А главное: зачем? Что изменится, если вместо Байдена выберут того же Трампа? Или еще кого.
Или если в Финляндии вместо «пронатовского нацика» приведут к власти «пронатовского заднеприводного»? Что, от этого экономика Финляндии попрет в верх? Или, скажем, наладится торговля с Россией? Или ту же «Нокию» вернут на первое место по продаже мобильных устройств?
Вопросы эти — риторические. А вот нериторическими являются вопросы о том, как же до такой ситуации современный мир докатился, почему же в нем не работают даже буржуазные механизмы стабилизации. На самом деле тут вопросов, ИМХО, нет — но всё равно стоит на это обращать внимание. И почему в этом новом дивном мире возможность глобальной ядерной войны на деле много выше, нежели во времена «противостояния двух сверхдержав»?
Вот это сейчас реально важно. Потому, что мир реально уже дошел до такого состояния неустойчивости, что все разговоры о том, чтобы «сделать мир лучше» начинают выдавать слабоумных.
Ну да: вот как сделать этот мир лучше? Дать больше благ трудящимся? Увеличить систему социального обеспечения? Да ты что, совсем в розовых облаках витаешь? Совсем, простите, в виртуал уехал кукушкой? Потому что никаких объективных — да и субъективных — критериев в этом просто нет. НЕТ! И быть не может.
Причем даже не в том смысле, что пресловутое «рабочее движение» давно уже стало историей, а все «левые субъекты» в лучшем случае превратились в собрание ролевиков. А в худшем — стали настолько «цепными псами» самых деструктивных сил, что даже правые по сравнению с ними смотрятся много адекватнее.
Да, это — то есть «исчезновение реальной левой» — также уже прошлое. Потому что сейчас даже «нормальная правая политика» уже выглядит чудом. В смысле — если режим какой-нибудь «европейско-демократической страны» пытается еще заботится о росте капитала в оной, о получении каких-либо экономических преимуществ (как в той же Венгрии), то он уже выглядит неплохо. Но для той же «Финки» — это уже «светлое прошлое», также, как и для других стран.
Потому что там, судя по всему, «нормальный уровень капиталистического зверства» — то есть такой, при котором можно вообще говорить о «политике как таковой» в классическом понимании — уже пройден. И настал период совсем уже неадекватного поведения элит. Поведения «кандидатов в боги».
Потому что эти самые элитарии всё сильнее оказываются убежденными в собственной божественности, неподсудности и всемогуществе. В том, что они «своими решениями» могут менять весь видимый и невидимый мир. Да, последнее тоже: если кто еще помнит «коронакризис», то должен помнить и то, как этот «современный мир» пытался бороться с вирусами путем введения запретительных указов.
Они посягают УЖЕ на основания бытия: то пытаются отменить законы сохранения энергии через введение «альтернативной энергетики». Той самой, для которой — как стало понятно еще в 1970-е годы — общий энергетический баланс отрицателен. Еще раз: это именно что доказанное положение, и его невозможно не знать.
То заявляют, что могут превращать мальчиков в девочек и наоборот — и не важно, что пол «зашит» в хромосомах, и никакими хирургическими вмешательствами сменен быть не может.
То объявляют, что «человечество нагревает Землю», и делают «углеродный след» важнейшим фактором политики — при том, что реально один вулкан извергает за одно извержение больше СО2, нежели все человечество за несколько лет.
То требуют переход на «искусственное мясо» и «вегатарианское питание», при том, что цена ПОЛНОЦЕННОГО вегатарианства выше в разы, а «искусственное мясо» делается в гомеопатических количествах.
То требуют отказа от бензиновых двигателей к 2030 году — и это при том, что «энергобаланс» при этом (так же легко считаемый) становится отрицательным. Ну и т.д., и т.п.
На этом фоне не только «старая добрая буржуазная политика» времен де Голля или Черчилля, но и недавняя «ворократия» Саркози или Берлускони начинает вызывать только ностальгию. А какой-нибудь Буш-младший, над которым все смеялись во время правления оного, начинает выглядеть чуть ли не титаном мысли. Ну да, интеллект у него был не сказать, чтобы больше, чем у Байдена. Да, он взорвал — ну ладно, при нем взорвали — «башни-близнецы», дабы получить контроль над ближневосточной нефтью. (Точнее, чтобы попытаться получить контроль.) Да, при нем бомбили ни в чем не повинных иракцев и все такое. Но, всё же, Буш-джуниор, хотя бы, не пытался поставить мир на грань всеобщего уничтожения.
А современные «политики» именно это делают.
Ну, а причина, конечно же, тут очевидная: отчуждение. То самое, которое всегда отличала «цивилизованное» — т.е. классовое — общество, но именно сейчас достигшее своей вершины. Может быть, еще чуть-чуть осталось — но она, эта вершина — точно будет скоро достигнута. В том смысле, что сейчас не только рабочие полностью отчуждены от своего труда, но и их «хозяева» — те, кто вершит формально жизнь мира — достигли такого же положения. Полностью «отчудившись» от своих капиталов, превратившись, скорее, в декоративное приложение к ним.
Да, пресловутый капиталист сейчас — скажу это — практически исчез, оставшись только в фантазиях либералов. Или в пресловутом малом и среднем бизнесе — что примерно то же самое. Всё остальное же превратилось в чистую игру, ничем не отличающуюся от того, что творится на компьютерных экранах.
Там играют (например) в «орков и эльфов» — при том, что ни тех, ни других в реальности нет. Тут же — играют в промышленников и банкиров, премьер-министров и главнокомандующих. Причем сейчас даже внешне это выглядит одинаково: там «картинки и таблицы» на экране, и тут «таблицы и картинки» на экране. Возможно, только графика «в реальной политике, экономике и войне» похуже, а в остальном всё то же самое.
При том, что реально происходящее не интересует этих «руководителей мира» вообще. Они играют.
Самое же неприятное: убедить этих людей в том, что «записаться и восстановиться» в этой игре невозможно, судя по всему, невозможно в принципе. Эти люди не только всю свою жизнь провели в мире абсолютной безопасности, но и их родители жили там же. То есть, никаких моделей поведения, отличных от текущих, у них нет и быть не может. Поэтому они с легкостью выберут опцию «мировая ядерная война» ради того, чтобы повысить свою «социальную значимость», «Стать чемпионом», получить место на «Стене почета».
И уж разумеется, они уверены, что опция «бункер в Новой Зеландии» позволит им с легкостью пережить все проблемы радиоактивного заражения и все такое. Ну, а чо? В компьютерных игрушках так же происходит, а они — эти игрушки — врать не будут!
А это значит… впрочем, ладно: речь тут не о том, что это значит. Поскольку «значимость» тут достаточно неоднозначная. Речь о том, что текущую реальность не получается мерить ни только «аршином из 1914 года», как делают некоторые альтернативно одаренные деятели, но и «аршин 2007 года» тут оказывается УЖЕ не работающим.
А вместе с ним неработающими становятся и все сделанные на основе этих измерений выводы. Со всеми — опять-таки — вытекающими последствиями.