Боинг из Амстердама
Сегодня я почему-то вспомнил о катастрофе грузового Боинга-747 в Амстердаме 4 октября 1992 года. Это был рейс израильской авиакомпании Эль-Аль Нью-Йорк-Амстердам-Тель-Авив. (Количество дефисов в этом предложении ужасает).
История там длинная, поэтому расскажу в общих чертах. Израильский Боинг долетел из Нью-Йорка до Амстердама, где его дозагрузили. По данным накладных, самолет был загружен парфюмерией и компонентами для оргтехники.
Самолет взлетел в сторону Тель-Авива. И вдруг на высоте 1950 метров у самолета отвалились два правых двигателя. Как показало расследование, устал один болт. Болт устал, а за ним и все крепление. Ну мы же верим, что в Боинге сидят такие идиоты, что крепление сразу двух моторов на консоли крыла зависит от одного болта? Ну вот, в Голландии считают именно так.
Экипаж передал диспетчеру код “Mayday” — это международный сигнал терпящего бедствие воздушного судна.
Экипажу не удалось посадить самолет (а кому бы удалось без двух из четырех двигателей управиться с такой махиной как Боинг 747?) Самолет рухнул на жилой квартал Груневен. Точнее, жилой комплекс. Особенность этого жилого комплекса заключалась в том, что там жило много нелегальных иммигрантов, поэтому число жертв катастрофы до сих пор неизвестно. Неучтенные, кто ж их считать будет.
Считается, что погибли три члена экипажа и одна пассажирка. Она там и была всего одна — борт-то был грузовой, а она была женой сотрудника компании, которой нужно было из Нью-Йорка перелететь в Тель-Авив. И еще на земле официально погибли 39 человек — жители того самого жилого комплекса.
Как только на земле потушили пожар, всех, участвовавших в операции по спасению выживших, настойчиво попросили отойти за ограждение. А на месте катастрофы появились люди в белой униформе. Как оказалось потом, это были специальные подразделения голландских вооруженных сил. Что ж они там искали?
Год после катастрофы местные врачи фиксировали наплыв пациентов в этом районе, которые жаловались на хроническую усталость, панические атаки, головные боли, проблемы с пищеварением и ночные кошмары.
А через шесть лет нашлась настоящая авианакладная, в которой был полностью описан груз, который тот Боинг-747 вез из Нью-Йорка в Тель-Авив. И вез этот борт, помимо парфюмерии и комплектующих для офисного оборудования, диметил-метилфосфонат, который нужен для изготовления газа “Зарин”. Кроме того, на борту было 282 кг обедненного урана. И всё это упало на головы нелегальных мигрантов в пригороде Амстердама.
Чему нас учит эта история? Как и все другие истории, она нас не учит ничему.