Высокий октан березового полена

Челябинский тракторный завод стал пионером в разработке тяжелой гусеничной техники, для работы которой не требовался бензин или дизельное топливо. Так, уже в 1936 году с конвейера Челябинского завода сошел первый газогенераторный трактор СГ-65, для питания которого использовалась древесина.
Такая инновация родилась не от хорошей жизни. В 20–30-х годах прошлого столетия парк автомобилей, военной техники в СССР быстро увеличивался, а горючего не хватало. Совнарком СССР принял решение в советском духе – вместо того, чтобы увеличить производство бензина, было решено ездить на дровах. Дрова могут пилить зэки с обычной пилой “Дружба-2”, а зэков в СССР много – эвентуально не менее половины населения (второй половине придется их караулить, чтобы не разбежались).
Таким образом, производству тракторов с газогенераторными установками – двигателями внутреннего сгорания, работающими на топливной смеси водорода и окиси углерода – был дан зеленый свет.
Среди энтузиастов газогенераторов оказался и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын одного из пионеров отечественного тракторостроения – Якова Мамина. Он и возглавил экспериментальное КБ. В 1936 году бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С. И. Декаленкова – Д-8.
На опытном заводе челябинского предприятия, которому в ноябре исполнилось 90 лет, были изготовлены 264 таких трактора. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 лошадиных сил, что позволяло трактору развивать скорость семь километров в час и тяговое усилие 3,1 тонны.
Весной 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. Осенью СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве – на пахоте. Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942-го. Всего на ЧТЗ было выпущено 7365 единиц СГ-65.
Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 1941 году установки изготавливали уже в три смены.
С Челябинского завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они оказались спасением – особенно в отдаленных таежных районах, куда доставлять топливо было трудно и дорого, с дровами же там проблем не было.
Во время войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку и для послевоенного трактора С-80. На ЧТЗ были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало улучшаться, и газогенераторы для тракторов потеряли актуальность.
Последним всплеском тракторов на дровах был газогенераторный общего назначения трактор ГБ-58. Он был разработан СТЗ совместно с НАТИ на базе трактора ДТ-54. Работал на монооксиде углерода СО (угарном газе), вырабатываемом установленным на тракторе газогенератором из твердого топлива – древесных чурок или торфобрикетов:
Газогенераторный трактор ГБ-58. Рядом с трактором стоят работники ОГК СТЗ (слева направо): А.И. Просихин, главный конструктор А.Я. Мерилов, Н.П. Харченко
Выпускался на СТЗ с 1952 г., но проклятый кукурузник и до него дотянулся.
Также на базе ДТ-54 в НАТИ был разработан паровой трактор ПТ-54. Применение паровой машины с поперечным расположением коленчатого вала позволило отказаться от сцепления, коробки передач и главной передачи. Работал трактор на каменном угле, 400 кг запаса которого в бункере хватало на 3,5 часа работы на полной мощности. Больший на треть по сравнению с дизельным ДТ-54 запас крутящего момента обеспечивал ПТ-54 более высокие тяговые качества.
Впрочем, и этот трактор был загублен кукурузником Хрущовым.
Так СССР утратил мировое лидерство в производстве тракторов на древесных чурках. Автомобили на чурках продержались дольше, как ни странно.
Уральский автозавод в Миассе осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе ЗиС-5. Грузовик ЗиС-21А работал на дровах. При этом приходилось расплачиваться потерями в ряде характеристик – грузоподъемность автомобиля снизилась с трех до двух с половиной тонн, стала ниже скорость.
Осенью 1951 года на смену ЗиС-21А пришел «УралЗиС-352». В нем газогенераторная установка позволяла силовому агрегату работать на древесном топливе с повышенной влажностью. Это существенно упростило заготовку, сушку и хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак газогенератора. Машина была оснащена новым агрегатом с наддувом воздуха, работавшим в паре с центробежным нагнетателем. Этот советский грузовик на дровах, выпускавшийся с 1952 по 1956 год, стал последним газогенераторным автомобилем, массово произведенным в СССР.
Высокий октан березового полена, который мы потеряли. А ведь это было экологичное, возобновляемое зеленое топливо. Грета Тунберг была бы довольна. А не была бы довольна – отправилась бы на лесоповал, древесные поленья заготавливать.
Обновил и расширил материал.
Так вот идеал к которому стремяца Штаты — половину по частным тюрьмам рассадит Камалла, а вторая половина в лице Джулиани будет их охранять.
Так вот ты какая идеальная демократия…
Архипелахгулах, товарищи!
Ответ: гулахархипелах!
Питер!!! Северное сияние есть? А то ить обещали сёдня
ГЛАГНЭ! Есть сияние то или наврали?
Я не видел.
И я.
Что си я ло то?
Минувшей ночью, 10 декабря, жители Петербурга и Ленобласти вновь могли наблюдать уникальное природное явление — северное сияние.
©
На этих широтах оно бледненькое и одноцветное. А на фоне городской засветки вообще не разглядишь. На Север ехать надо за картинкой.
Да ужо насмотрелсО я на севере на сияния раз ныё…
Не знаю ужжж, но так то в лесной местности Зауралия данная техника была бы прям в жилу. В лесу скорость пох, а грузоподъём- решаемо
“Враньё, и что характерно, враньё от первого до последнего слова”(с).
Трактора на газогенераторах работать не смогли. Грузоподъемность такой техники была нулевая, а в гору и отрицательная – они не могли вытянуть даже себя, не то что лес. Многие экземпляры там, в дальневосточных лесах и остались. Потому что энергия смеси окиси углерода и прочей дряни в разы уступала энергии, накопленном в жидком топливе. Поэтому все эти эксперименты так за границы опытных производств и не вышли. И были похоронены валом Студебеккеров, поставленных американцами. После появления в СССР нормальных машин все это было забыто. А вот американские паровички работали в США до 60-х. Но питались они не углем или чурками, а мазутом и нефтью. В принципе – надежные, простые в изготовлении и неприхотливые машины.
И только Змий знает правду)))
В 1938 г. в Европе насчитывалось около 9 тыс. автомашин, работавших на газогенераторном горючем. К 1941 г. это количество увеличилось почти в 50 раз. В том числе в Германии их число достигло 300 тыс.
В Германии, Карл! Или нет, Викки врёт
Да и в США их было много. Это тогда была модная тема – депрессия же, экономика в заднице.
Судя по последнему времени змия мы потеряли в неравной борьбе с его зеленым собратом. Окончательно.
Ну и? Где я что-либо говорил про газогенераторные автомобили? Речь-то идет о тракторах, умник. Так вот. Студебеккеры использовались в СССР в качестве тракторов тоже, таская лес и тяжелые пушки, не говоря уж о поставках такой машины, как Studebaker Weasel, сделанной специально для работы на снегу. Германия, как и прочая Европа, испытывала дефицит нефти. А США – нет. Однако идиотизмом в виде попытки прикрутить газогенератор к трактору никто, кроме большевиков, не страдал. Ибо там, на Западе, были неплохие инженеры, которые быстро просчитали, что такая хрень работать не будет. Импортных тракторов было поставлено в СССР в годы войны ок. 8 тыс. штук, этого было откровенно мало. А вот Студебеккеров и аналогичных грузовиков – сотни тысяч, и они тягали всё, включая танки.
“… идиотизмом в виде попытки прикрутить газогенератор к трактору никто, кроме большевиков, не страдал…”
А это тебе что, хрен, что ли?
Газогенераторный Volvo Traktor T41, 1943 г.
И еще: германский Pohl-Werke AG, 1938:
Чего там насчет “…на Западе, были неплохие инженеры, которые быстро просчитали”?!
В Германии пик популярности газогенераторов пришелся на годы войны – к 1945 году в стране насчитывалось около 500 000 оборудованных генераторами машин самых разных типов, включая большинство популярных легковых марок. Для них было построено 3000 заправочных станций.
В других странах Европы в 1942 году парк газогенераторной техники был немалый. В Швеции работало 73 тысячи газогенераторов, во Франции – 65 тысяч, в Австрии и Норвегии по 9 тысяч, в Швейцарии – 8 тысяч. В Финляндии в 1944 году было зарегистрировано 30 тысяч газогенераторных грузовиков и автобусов, 7 тысяч легковых автомобилей, 4 тысячи тракторов, 400 лодок.
“Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! – заорал Остап. – Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?! Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «Лорен-Дитрихом»”(с) А Ильф с Петровым, походу, “чета знали”)))
Автор . а зачем вам к нормальной, даже хорошей статье \
такой тупой и дебильный абзац
“Совнарком СССР принял решение в советском духе — вместо того…” Вы действительно пытаетесь выглядеть идиотом и антисоветчиком? Спешу вас огорчить у вас не получилось.
вы же сами пишете что из-за парк техники увеличивался быстрее чем производственные мощности по топливу. Т.е. есть проблема нехватки топлива, здесь и сейчас а бензин то ли будет , то ли нет в перспективе – не известно.
И решение тут не оригинально.
Немцы например тоже , когда столкнулись с нехваткой топлива тоже стали делать газогенераторы.
Жаль что у людей до сих пор , 30 лет спустя в голове все еще посвистывает “ветер перемен”, регулярно отключая людям мозги, которые есть.
Немцы не стали делать газогенераторы, они стали делать синтетический бензин из каменного угля.
интернет вам в помщь. Навскидку за 3 сек. опель – капитан на дровах и угле.
Ну не так же это. Во-первых, в СССР вместо наращивания производства трехтонок зачем-то стали делать 1.5-тонные фермерские грузовички – при том, что у них расход бензина на тонно-километр в полтора раза выше, и водителей для перевозки того же количества груза требуется вдвое больше.
Во-вторых, в СССР вместо освоения 5-тонных дизельных грузовиков (технологию можно было легко купить в Германии) – занимались непонятным дрочевом на дизели для танков. Хотя расход топлива на танки и на логистические грузовики – несопоставим.
И наконец, трактор Сталинец-65 кушает, внезапно, не бензин – а соляру и керосин. С каковым топливом у СССР не было никаких проблем. Нахрена к этому трактору стали прикручивать газогенераторы на дровах?
Предшественник этого трактора, карбюраторный Сталинец-60 (лицензионная копия Катерпиллера) работал на керосине и лигроине – с ними тоже СССР не испытывал никакой нехватки.
Так что решение Совнаркома с дровами для тракторов – это именно махровый совковый идиотизм.
Понятно увлечение немцев газогенераторами (и не дровяными, кстати – их газогенераторы работали НА УГЛЕ) – у них был очень ограничен доступ к нефти, зато было дохрена угля. Но у СССР-то нефти было хоть ж@пой ешь. Вдобавок рядом Иран, где нефти еще больше. Вдобавок когда пригорело – в время войны мигом нашли еще месторождения нефти, и не только в Сибири, но и в центральной России – а что, к тому времени улучшились методы геологоразведки, произошла какая-то революция в геологии? Да нет же – просто СССР наконец зашевелился и стал решать проблему, а не заниматься дурью с тракторами на дровах.
Кстати, мне непонятна причина отказа от парового ДТ-54. Трактор получался дешевле и проще дизельного, работал на измельченном угле, при этом тяга была выше. Котел замкнутого цикла, с конденсацией отработанного пара. Да, запуск трактора в работу несколько замедленный – надо прогреть котел, развести пары – но это решаемая организационно проблема, никто не мешает держать на тракторе сменные бригады и пахать круглосуточно. На паровозах же эту проблему решили? Решили.
Я к сожалению не могу назвать причины почему вместо одних машин, начали делать другие, причин было много , в том числе и от неадекватности руководства, в силу того что действительно многие руководители пришли на свои места в буквальном смысле от сохи.
И это как раз нормально. Люди как умели и понимали проблемы так их и решали.
Как например с колесно/гусеничными танками, в свое время этим все увлекались и в принципе было понятно что на колесах, да по дорогам сами танки могу гонять ого го как быстро.
В наше время это выглядит идиотизмом, потому что есть уже готовая практика.
Или например в ПМВ запросто могли послать подлодку для разведки целей для авиаударов. Что люди / адмиралы были в ПМВ тупые? нет просто опыта и понятия войны с авиацией не было.
Или до ВМВ главной ударной силой считались корабли с большим калибром пушек а авианосцы считались вспомогательными. Сейчас с опытом, всего это выглядит неверно.
Вот создавали грузовики на угле и дровах. Но никто не создал на сахаре и дрожжах – видимо, в европейской части планеты такой новатор-саоубийца и пяти минут не продышал бы – захлетнули бы нах. Эт не Бразилия.
А в Бразилии
многа-многа диких аблизянннада делать машины на кокосе?Засасываешь в машину пылесосом дозняк и пайехав!
Кое-кто делал на газированной воде с сиропом. И ничо, ездило.