Уроки истории: Куликово поле
На хрестоматийный вопрос: «С кем сражались русские войска Дмитрия Донского на Куликовом поле?» большинство ответит «С монголо-татарами». Некоторые уточнят, что московские дружины бились с Золотой Ордой.
На самом деле это не так. На Куликовом поле рати Дмитрия Донского противостоял злейший враг законной золотоордынской власти — мятежный темник Мамай.
Обстоятельства детства будущего врага Москвы доподлинно неизвестны. Считается, что Мамай был младшим товарищем и другом детства хана Золотой Орды Бердибека. Этот потомок Батыя сентиментальностью не отличался. Чтобы попасть на престол, он зарезал своего отца, а, усевшись на троне, приказал казнить дюжину ближайших родственников.
Уничтожение потенциальных претендентов не престол никак не коснулось Мамая, который, по своему худородству, угрозы для Бердибека не представлял. Наоборот, хан закрепил детскую дружбу, отдав в жены Мамаю свою дочь. Бердибек быстро двигал нового родственника по служебной лестнице: в середине 1350-х годов Мамай стал наместником причерноморских степей и Крыма. В 1357 году ханский друг неясного происхождения сделался вторым человеком в Золотой Орде.
Блестящую карьеру Мамая пресек очередной кровавый переворот в Орде. В 1359 году хана зарезал некий Кулпа, после злодеяния объявивший себя братом убитого и занявший его трон. На самом деле все подданные прекрасно знали, что со смертью не имевшего сыновей Бердибека династия потомков Батыя пресеклась. Личность хана утратила сакральность, и в Орде началась кровавая баня, получившая впоследствии название «Великой Замятни».
Мамай был темником, то есть командовал тьмой — десятью тысячами воинов и охотно продавал свою поддержку любому из узурпаторов, имевшему возможность её купить.
В 1361 году Мамаю надоело быть наемником кровавых временщиков. Он отыскал где-то завалящего чингизида — двадцатилетнего Абдуллаха и провозгласил его ханом Белой Орды. Так в XIV веке называли Северное Причерноморье и Крым, то есть территории, уже несколько лет находившиеся в полной власти Мамая. Абдуллах стал послушным орудием в руках темника.
Но полновластья в Белой Орде честолюбивому Мамаю казалось мало. Ему хотелось править огромной Золотой Ордой. В 1363 году грызшиеся друг с дружкой претенденты на великое ханство с удивлением обнаружили, что их вчерашний наемник осадил золотоордынскую столицу Сарай. Завязалась гражданская война. Мамаевой тьме несколько раз удавалось переправиться через Волгу и захватить столицу, но каждый раз это примиряло враждовавших претендентов. Они совместными усилиями отбивали Сарай и откидывали Мамая на правый берег. Зализывать раны Мамай уходил в свою ставку Замык.
Мамая неплохо знали в Европе. Он поддерживал отношения с несколькими западными государствами, прежде всего теми, кто направлял торговые корабли в Крым. Послания от Мамая получали правители Генуи и Венеции. Мятежный темник старался заручиться поддержкой и ещё одного сильного игрока в Восточной Европе — Великого Княжества Литовского.
Отлаженные отношения с Литвой помогли Мамаю оказать большую услугу Москве, авторитет которой среди русских княжеств неуклонно рос. В 1359 году предусмотрительный татарин поспособствовал выкупу из литовского плена митрополита Алексия, фактического регента при девятилетнем князе Дмитрии. Русские не забыли услуги. В 1363 году, когда подросшему Дмитрию пришла пора получать ярлык на княжение от ордынских сюзеренов, он отправился за подтверждением своих полномочий не к сарайским ханам, а к Абдуллаху, ставленнику Мамая.
Позже, правда, темнику не понравилась излишняя самостоятельность Дмитрия, собиравшего вокруг Москвы княжеский союз, и в 1370 году Мамай передал великокняжеский ярлык Михаилу Тверскому. Последовала череда дипломатических переговоров между Москвой и Замыком, а также несколько военных акций устрашения, направленных против Твери. В результате в 1371 году Дмитрий, чтобы вернуть ярлык, ещё раз съездил в ставку Мамая.
Получив ярлык, Дмитрий снова стал укреплять союз князей, и вскоре русская провинция Золотой Орды стала представлять серьезную угрозу. Наглецов следовало бы примерно наказать, но Мамаю в это время было не до северных территорий. В Золотой Орде объявился очередной претендент на престол. Его звали Тохтамыш, и настроен он был весьма решительно.
Во владения, которые Мамай считал своими, Тохтамыш вторгся весной 1378 года. Последовала череда кровавых сражений, но силы были явно не равны. Через два года под властью Мамая остались только земли, с которых он начинал свой взлёт — Крым и половецкие степи.
Мамаю и так приходилось несладко. А тут ещё русские совсем отбились от рук. Они захватили древний город Булгар и безобразничали в других ордынских провинциях. Темник послал на север своего военачальника Бегича с большим войском. Соединенные силы русских князей встретили гостей 11 августа 1378 года на берегу речушки Вожи. Две армии постояли на разных берегах, после чего русские изобразили смущение, и начали спешно отступать. Обрадованные татары бросились в погоню, попали в засаду и были истреблены почти полностью.
Известие о поражении взбесило Мамая. Несмотря на постоянные стычки с Тохтамышем, он стал готовиться к карательной экспедиции на Москву. Со всех концов своей Орды он выскребал всех, кто мог носить оружие.
Мамай рассчитывал на поддержку литовского правителя Ягайло и рязанского князя Олега, однако эти союзники не особо спешили к месту предстоящего сражения, выжидая, кто возьмет верх. Войско Мамая встретилось с армией князя Дмитрия 8 сентября на Куликовом поле. Мамай потерпел сокрушительное поражение.
Мамай с жалкими остатками своей армии бежал в Крым. Там он начал собирать новое войско, но Тохтамыш не дал ему времени на мобилизацию. В конце осени на реке Калке, то есть почти там, где 160 лет назад русские впервые бились с монголами, армия Тохтамыша окончательно разбила отряды Мамая. Сильной драки, впрочем, не случилось: большинство воинов темника ещё до сражения перебежали к его противнику и присягнули на верность хану-победителю.
Возможно, побежденный Мамай хотел эмигрировать в западную Европу. По крайней мере, он устремился в генуэзскую колонию Кафу, с которой у него были давние связи. Однако в город его не впустили — весть о разгроме темника уже дошла до генуэзцев. Мамай попытался добраться до другой колонии, но по дороге был перехвачен и убит воинами Тохтамыша. Великодушный хан повелел устроить сопернику пышные похороны и насыпать над его могилой высокий курган.
ВооотЪ.
А потом приехал Лейба с чумаданом бабла, достал спички и стал поцжыгать мiровую революшн.
А тут и Каплан: достала наган, патрон в барабан — пиф-паф: тарарам!
Таки не понял — Каплан убила идею комунизьма или только триппер ввела в обиход?
Точно, вот все беды от него.
Ну блин:
1. Мамай не был чингизидом.
2. Поэтому (формально) на Куликовом поле русские сражались не с татаро-монголами.
3. Но начальником Мамая (формально) был чингизид Абдуллах. Но это не считается, потому что автору так хочется…
Слыхал что на куликовом поле ещё кажется литовцы отметились. Чуть ли не с обоих сторон? Или я путаю что то
Читал у Льва Гумилева (сына Николая), что Ягайло просто не успел на бой и со злости уничтожил русские обозы с ранеными (около 20 тыс. человек). За это Ягайло сняли с князей, но через несколько лет простили и он снова стал князем Литовского княжества. И кстати киевляне и прочие «небратья», тогда были в армии Ягайло…
«Никак не уменьшая героизма русских на Куликовом поле, заметим, что немаловажным для победы оказалось отсутствие в битве восьмидесятитысячного литовского войска.
Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. И это было не случайно. Оказывается, Олег Рязанский, которого обвиняли в измене и предательстве, с пятитысячным отрядом сумел, искусно маневрируя, задержать литовцев. Когда же литовцы отогнали Олега, битва уже закончилась. И тогда воины Ягайлы напали на русские обозы и перерезали раненых.»
Источник: https://daningrad.ru/ot-rusi-k-rossii-lev-gumilev/2
Пишут против Мамая были братья Ольгердовичи со своими войсками. Выходит Ягайло в обозе расправлялся и с литовцами. Прям красные белые и зелёные как в 18м году
Неоспоримый источник, ни разу не противоречащий синхронным и неоднократно ими подтверждённый, ага.
Да ещё с привкусом послезнания и под соусом set n ‘setting, но то такое.
ХЗ чо за сайт, если честно первый попавшийся — бумажную книгу было лень искать.