Сырьевые империи и сервисный Запад
Англия считается колыбелью капитализма – первой промышленно развитой страной. Однако вначале ей приходилось догонять бельгийские и голландские города, которые первыми развили текстильную промышленность, используя ресурс из Англии – шерсть.
Посредством целенаправленной протекционистской политики династии Тюдоров удалось отобрать текстильную промышленность из бельгийских и голландских городов в рамках 100 лет, окончательно разрушив их, запретив экспорт шерсти, как только она смогла быть полностью переработана в Англии. Англия, а затем и Великобритания продолжала проводить протекционистскую политику до середины 19 века.
В то же время Великобритания – яростный защитник и распространитель как бы “свободного рынка”. Ну то есть на словах рынок свободный, а на деле – он свободный для англичан, а остальным – кукиш. Наибольшего успеха Англия добилась в колониях, где навязала “свободный рынок” силой, то есть с помощью оружия. Во всех колониях импорт товаров из метрополиии был беспошлинным, а в Британии даже импорт из третьих стран был доступным, хотя и отдавалось предпочтение британским товарам.
Страны Латинской Америки были освобождены от испанского и португальского владычества в период 1804-1822 годов, но с помощью Великобритании. За эту «помощь» они платят подписанием неравноправных соглашений о свободной торговле. Китай потерял свою торговую независимость после опиумной войны 1839-42 годов, и Османская империя подписала такое соглашение в 1838 году.
Таможенный тариф в этих соглашениях обычно составлял 3-5% для всех товаров. Японии навязали с военной силой 5%. Европе делают некий реверанс – Берлинский мирный договор 1878 года, например, устанавливает для Болгарии 8% таможенную ставку. При этом тарифы стран Западной Европы и США дифференцированы и составляют от 0 до 70%.
Соединенные Штаты и страны континентальной Европы применяют по отношению друг к другу строгий протекционизм. Европейским государственным деятелям, выходцам из старой аристократии, ясно, что индустриализация и военная мощь напрямую связаны. Вот почему они принимают меры по экономическому развитию, протекционизм – лишь часть. Есть также экономические события, которые поддерживают протекционистскую политику.
Первый министр финансов США Александр Гамильтон в это время проанализировал и составил книгу о британской протекционистской практике и дал рекомендации для экономики США. Немецкий экономист Фридрих Лист работает над теорией протекционизма в Европе. Основные темы его «национальной системы политической экономии» следующие:
“Свободный рынок” между более развитой и менее развитой экономической страной наносит ущерб менее развитой стране, даже если последняя уже осознала и достигла потребности в собственном промышленном развитии. По этой причине слаборазвитые страны должны применять различные формы защиты к своей собственной отрасли до тех пор, пока она не станет достаточно конкурентоспособной для выхода на общий свободный рынок с развитой экономикой.
Лист также отмечает, что во время индустриализации все страны применяли протекционизм и, только увидев себя среди наиболее развитых, начали проповедовать “свободный рынок”. Типичный пример – Великобритания.
Забавно, что в те времена «национальная система» Листа противоречила космополитической экономической теории Адама Смита и Давида Рикардо (британской, а как же) – поэтому её постарались забыть, заплевать и замолчать. Британцы знали, что наносят вред своим колониям. В Северной Америке они даже прямо запретили развитие промышленности.
Своим появлением теория Адама Смита и его последователей стала оправданием колониализма. В ней есть утверждения, что колониализм был якобы даже полезен для колоний. Отметим, что оригинальная теория относительного конкурентного преимущества Рикардо ни в коей мере не утверждала, что свободный рынок между более развитой и слаборазвитой экономической страной приведет к уравновешиванию между двумя странами. А вот современные версии этой теории уже утверждают, что таки приведет. С чего бы это?
А вот с чего. Мировая экономика сейчас выглядит вот так:
Два “сервисных” мыльных пузыря, американский и европейский, паразитируют на остальном мире. И они хотят, чтобы всё так дальше и оставалось. Имеется “Сервисный Запад” (в котором практически не осталось никакого производства), который паразитирует на странах четырех типов:
- Сырьевые республики (добыча сырья и низкий передел)
- Сборочный цех (высокий передел и производство)
- Банановые республики (источник дешевых рабочих рук)
- Курортная зона (место отдыха)
Вокруг всего этого находится так называемая “мировая обочина” – то есть страны, которые никого не интересуют. Такая мировая Руанда, где Хуту могут вырезать миллион Тутси – и всем на это плевать. На мировой обочине нет полезного ресурса для “Сервисного Запада”, поэтому ее как бы не существует.
Мировая экономическая история полностью подтверждает тезисы национальной системы Листа и Гамильтона и полностью опровергает тезисы о преимуществах свободного рынка. За немногими исключениями, которые только подтверждают правило, сегодня нет экономически развитой страны, которая стала бы таковой благодаря свободному рынку и невмешательству государства в экономику. Начиная с Англии, династии Тюдоров и проходя через континентальную Европу, Соединенные Штаты, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, Японию, Южную Корею, Тайвань – все эти страны стали развитыми благодаря протекционизму и прямому экономическому управлению. Китай сейчас делает то же самое.
Если бы апологеты свободного рынка были правы, то сейчас прежние колонии, которые практиковали свободный рынок несколько столетий, должны быть развитыми, а развитые сегодня – быть отсталыми. Но этого не произошло. Произошло ровно обратное – развитые страны развились так, что даже производство свернули, предпочитая, чтобы за них работали другие. А они забирают плоды чужого труда в обмен на якобы “сервис” – валютно-банковскую систему, биржи и так далее.
Характерным примером того, как этот фокус проделывается – является Apple iPhone. Сам этот смартфон производится китайцами, и китайский завод получает за него 100$. Затем компания Apple продает его по всему миру за 1000$. Прибыль 1000% – при этом даже делать ничего не надо, всё делают китайцы. Вери гуд бизнес, не правда ли?
На самом деле кое-что американцам делать приходится. Им приходится промывать всему миру мозги на предмет “уникальных технологий”, содержащихся в iPhone, и его “особых свойств”, которых якобы нет в других смартфонах. Вот в этом промывании мозгов методом бесконечного вранья, всё более безумного, и состоит в реальности тот самый “сервис”, который США и Европа продают всему миру.