Сталин в Туруханском крае
Эта история началась в Иркутской области, куда в 1903 году был отправлен в ссылку молодой Джугашвили. Место ссылки Сталина, крошечный городок Новая Уда, в семидесяти верстах от Балаганска и в ста двадцати от ближайшей станции, как и всё общество Российской империи, был разделен на две части: бедняки ютились в хижинах на мысе, окруженном болотами, а те, кто был хоть немного побогаче, – в окрестностях двух купеческих лавок, церкви, деревянного острога и целых пяти кабаков, которые с успехом в те времена заменяли местным жителям библиотеки, школы и дома культуры.
Сталин сделал выбор в пользу бедняков и поселился в “убогом, покосившемся домике” крестьянки Марфы Литвинцевой, где было две комнаты. Одна – кладовая, в которой хранилась пища; во второй, разделенной деревянной перегородкой, вокруг печи жила и спала вся семья. Сталин спал возле стола в кладовой по другую сторону перегородки..
В Новой Уде было нечего делать, кроме как читать, спорить, пьянствовать, распутничать и снова пьянствовать – этим занимались и местные, и ссыльные. В городке стояло целых пять кабаков. Сосо не чуждался такого времяпрепровождения, но на дух не переносил своих собратьев по ссылке, которые, будучи интеллигентами в третьем поколении, принятых в партию пролетариев называли «чем-то вроде сословия плебеев, между тем как интеллигенция играет роль аристократии, сословия патрициев, опекающего плебейские низы от всяких тлетворных влияний извне». (ветеран РСДРП — П. Б. Аксельрод, “замечательную прозорливость” которого отмечал в своей работе “Что делать?” В.И. Ленин)
Для ссыльного Сосо вопрос “Что делать?” не стоял. Конечно же бежать! А вот ответ на вопрос “Как?” ещё предстояло выяснить, для чего Джугашвили сошёлся с местными артельщиками. “Артельные ребята были эти уголовные, но крепкие, основательные и по-своему честные. Как ни странно, но они никогда не опускались до какого-нибудь свинства, вроде доносов…. А вот “политики” – среди них было много сволочей”, – рассказывал Сталин членам Политбюро за обедами в 1940-х.
За крайне скудную информацию о возможностях перемещения по бескрайним холодным просторам приходилось платить здоровьем, а точнее — похмельным токсикозом. Трезвые артельщики были на редкость немногословными и только после многочасовых сидений в кабаках из них можно было вытянуть хоть какую-то полезную информацию — как идти, куда идти и что делать, чтобы добраться до Тифлиса или до Питера и при этом не сгинуть в этой дикой, недружелюбной местности.
Отлёживаясь после одного из таких “интервью”, Джугашвили сквозь тяжёлую дремоту услышал разговор, где он был главным действующим лицом:
— Ну куды ты его трогать! — раздражённо шептала Марфа — не видишь, болеет!…
— Некогда мне тут сидеть, пока он поправится, — отвечал Литвинцевой рокочущий басок, — бечь значит собрался твёрдо?
Последовала пауза, в ходе которой слышно было, как Марфа переставляла горшки и звенела какими-то склянками.
— Скажи ему, чтобы к Еремею боле со своими распросами не приставал, — продолжил после паузы невидимый из-за занавески гость, — ничего толкового он всё равно у артельщиков не разведает, а то, что они ему не расскажут — и гроша ломаного не стоит. Сгинет за понюшку табаку страдалец… А я через неделю с шишкарями обратно буду, тогда и поговорим…
Хлопнула входная дверь, завозилась в сенях Марфа, после чего буквально вплыла, не касаясь пола, в комнату, где спал ссыльный и присела у краешка стола, теребя кончик платка и внимательно изучая лицо грузина…
— Не спишь уже? — осторожно поинтересовалась она, заметив подрагивание ресниц постояльца
— Кто был? — проглатывая колючий комок, застрявший в горле, хрипло спросил ссыльный, открывая глаза
— Та Петро, сродственник, из хожалых людей..
— Что значит “из хожалых”?
— Ну то и значит, что из самоходов, что по своей воле за каменный пояс подались..
— Из бегунов, что ли? — припомнил Сосо знакомое слово из разговоров с артельщиками…
— Не, — Марфа решительно мотнула головой, — Петро наш, правильный — из поморского согласия… Он на все руки мастер — и охотничать, и золотничать, и варначить может. Прознал про твои посиделки с артельщиками и пришел предупредить тебя, чтоб поберёгся…
(Справка: Бегуны или странники — староверы-беспоповцы, выделившиеся из филипповского согласия в XVIII веке по признаку более категорического неприятия мира. Поморское согласие — «Покровская община старообрядцев Древлеправославной поморской церкви , не признающих священство»)
— А что ему за дело до моей головы, — насупился ссыльный, недовольный, что его задушевные разговоры с местными мужиками, оказывается, уже известны всей тайге
— А ему, мил человек, до всего есть дело, он в этих краях наставничает, и тому, кому посчитает нужным — помогает. Вот и тебя приметил — узнал, что с никонианской семинарии сбежал, с инородцами не якшаешься, в бега подашься скоро, вот и решил помочь — предостеречь от лихой беды. Ну а слушать его или нет — тут только тебе решать. Мы неволить не станем…
— Ладно-ладно, — успокоился революционер, сообразив, что советы местного охотника, “гуляющего” по тайге на сотни вёрст вокруг действительно бесценны, — не сердись, Марфа, ты же понимаешь, я не знаю тут никого, чужой, одним словом…
— Не ведаешь — это знамо дело, — кивнула Марфа, — а вот чужой или свой, это уж тебе решать, мил человек… Петро наказал передать тебе, что не след тебе по кабакам с артельными шастать , а чтобы голову было чем занять — гостинец оставил, — и мотнула головой в сторону плетёного короба с заплечными ремнями, в который можно было бы легко упаковать саму Марфу.
Партийный историки, описывающие первую ссылку Сталина, рассказывали: “Долгими зимними ночами, когда семья Литвинцевых засыпала, Сталин тихо зажигал маленький светильник и подолгу просиживал за книгами…” Однако ни один из них ни разу не привёл список этих книг и ни словом не обмолвился об их содержании… Ну какие могли быть книги у неграмотной крестьянки? Какая могла быть библиотека в “городе пяти кабаков”?
В заплечном коробе Петро находился целый клад для самого привередливого историка-этнографа, где любовно были подобраны книги и рукописи, рассказывающие про русскую историю, которая кардинально отличалась от учебников, написанных придворными учёными и освященных придворным Синодом.
Взять в руки “Поморские ответы” Джугашвили подвигло любопытство и спортивный интерес. Сами богословские споры его не занимали, но он искренне радовался тому, что староверы лихо расправляются с догматиками РПЦ, которых он с семинарии помнил, как напыщенных, велеречивых, и очень недалеких бюрократов. Симпатию вызвали логичность и лаконичность, с которыми авторы ответов блестяще доказали подложность так называемого «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина», приводимого Русской Православной церковью в качестве одного из центральных доказательств истинности и древности «новых обрядов».
Некоторые из риторических вопросов поморов он и сам хотел бы кинуть в лицо зазнайкам из Синода:
— Почему именно староверы, придерживающиеся исконных, древлеправославных обрядов, считаются раскольниками, а не никониане, внедряющие свои догмы только с конца 17 века?
— Почему двоеперстие Андрея Первозванного и Сергия Радонежского не вызывают такого негодования у РПЦ, как двоеперстие современников?
— Что бы сказали эти два святых при виде современной РПЦ? Является ли она тем самым храмом, который строили они сами?
Совсем другие эмоции захлёстывали молодого революционера при чтении 12 статей царевны Софьи, в соответствии с которыми, как писал историк белокриницкого согласия Фёдор Евфимьевич Мельников: “Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы — измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы… Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев — русских людей — за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей”
Джугашвили невольно прикидывал, что произошло бы с революционным движением в России, если бы царское правительство по отношению к эсерам и эсдекам вело себя также, как по отношению к староверам… Насколько хватило бы его интеллигентных товарищей, если бы вместо ссылки с содержанием за счёт казны их колесовали, четвертовали и сжигали живьём… Он даже мотнул головой, отгоняя яркую картину костров, дыб и остальных инструментов приведения непокорных к покорности…
А ведь, несмотря на тотальный геноцид, староверы всё равно сражались. Особенно восхитили Сосо воины — монахи и монастыри, оружейные мастерские которых были известны по всей Европе. Вот тебе и запрет на оружие для духовных лиц. Оказывается не испокон веков и не для всех… Было в отечественной истории и по-другому. И это логично. Пересвет и Ослябя освоили воинское мастерство явно не земные поклоны отбивая.
Были до никоновской реформы на Руси и воины-монахи, и крепости-монастыри, и “полки чернецкие” Сергия Радонежского, получается были совсем не аллегорией… Тогда становится понятно, за счет кого по всей империи 300 лет полыхала самая настоящая гражданская война, которая и сегодня не закончилась, а угасла, как угасает пламя, исчерпав горючий материал, хотя от раскалённых угольев ещё идёт нестерпимый жар.
Целые сутки переваривал Сосо сухие цифры погромов, казней и притеснений староверов, пока не добрался до другой литературы — заботливо подшитых в хронологическом порядке современных записок, писем и дневников наставников, начётчиков, листая которые, молодой революционер насторожился и начал копать уже всерьез, жадно выписывая себе в тетрадь цифры, даты и наименования. Картина открывалась грандиозная.
Старообрядческие организации, не имеющие единого центра управления, весьма пёстрые, никак не связанные и даже конфликтующие друг с другом, тем не менее густой сетью покрывали всю империю, объединённые единой верой в святую Русь и враждебностью по отношению к инородцам, поработившим Отечество и к РПЦ, как к органу оккупационной администрации.
Цифры в два процента староверов, которые переходили из отчёта в отчёт официальной казённой переписи никак и нигде не совпадали с действительностью. Староверов, оказывается, было на порядок больше и организованы они были в начале ХХ века кратно лучше, чем самая многочисленная и боевая революционная организация эсеров.
Перед этим многомиллионным людским океаном, 300 лет живущим фактически в подполье и при этом не растерявшем ни своей веры, ни своих традиций, собственная социал-демократическая партия Сосо выглядела настолько игрушечной и несерьёзной, что революционер недовольно поморщился и отложил рукописи, глубоко и надолго задумавшись.
Теперь Джугашвили уже сам нетерпеливо ждал возвращения Петро, ежедневно забираясь на гору Кит-кай и подолгу всматриваясь вдаль, переваривая прочитанное и гадая, зачем этот суровый таёжный житель вывалил на него всю эту информацию.
Петро пришёл затемно, долго шушукался в сенях с Марфой и вошёл в горницу, когда молодой революционер готов был уже сам выпрыгнуть ему навстречу и только природная гордость не позволяла ему сделать это. Сняв заячий треух, перекрестившись на красный угол, Петро подсел на лавку и долгим взглядом из под мохнатых бровей смерив ссыльного, сказал, как выдохнул: “Поговорим?”…
Что тут сказать ?…
Знание = Сила.
Дедушка Сталин, даже по молодости дураком, отнюдь, не был.
Сталин вроде мемуаров не оставлял… а это фентези!
В Китае родились первые в мире гибриды свиней и обезьян, сообщает издание Metro….
…
Ятаке думаю, шта оне появились раньше, и даж знаю где обитаюд.
Каг игде?
В Гонконге.
А в Скакляндеи другой вид — кастрюлеголовые прыгунцы.
Альтернативная хистори — наше все!))
Какие там 300 лет войны? Кто не хотел состоять в реформированной РПЦ, держался за «2 перста» — те просто уходили в скиты.
Да и дальше — новые уходы в секточки и расколы преследуют любую религию всю историю. Поелику слаб человек и зело подвержен страстям.
А так-то — альтернативные православные и большевики удачно нашли друг друга. Помогли друг другу отмстить обидчикам и взять власть.))
А при чем туту «альтернативная хистри»? если у человека есть мозги и он обучен не просто думать а сравнивать полученную инфу то у ЛЮБОГО НОРМАЛЬНОГО человека вся эта «древняя» история вызовет вопросы.
Помню свой самый первый вопрос который у меня возник в школе. и до сих пор вразумительного ответа на него не нашел в среде профессиональных «историков» Почему Софья царица? и как при действующем царе / царице может быть еще аж два царя соправителя? и почему именно Софья, ведь она не первая и не последняя дочь бывшего «законного» царя, а средняя, почему не старшая? и куда все эти старшии (до Софьи) сестры делись? про отречение ничего никогда сказано не было. А если Софья была незаконной царицей то почему ее именовали имено как «царица», ведь самозванцев на Руси величали «вор», значит она воровка?
Ну в общем понятно. И таких вопросов по отечественной истории тысячи и тысячи. Это неграмотному или тупому человеку можно расскаать что зимой древний Киев штурмовал миллион татаро монгол, а нормальный человек просто спросит а что ели эти люди и кони и где они брали еду? , даже в наше время кормежка миллионной группировки людей и коней это очень сложная проблема и решатся только с помощью ж/д дорог.
И еще помню свое сильное впечатление. Когда приперся (в студенческом возрасте) в институт на кафедру истории , где как бы профессиональные историки заседали, то задал соответствующие вопрос, я не ожидал подробных ответов, но думал что мне просто скажут вот список литературы почитай там есть ответы. Как собственно у меня было с вопросами по т.н. «крещению» Руси. Но мне сказали что они в принципе не рассматривают никаких альтернативных версий истории. НО преподают мне на кафедре свою ВЕРСИЮ. Поймте не историю нам в школе/институте преподавали а свою версию того что они понимали под историей.
Софья была царевна, а не царица, царицей ее даже посадившие ее за трон стрельцы не считали. Она была регентшей при малолетних братьях. Как только Петр «вошёл в года», она сразу была лишена власти, попыталась сделать переворот, но преображенцы и семеновцы ее укоротили.
Про монголов вообще смешно, их не надо было миллион, пока в России не было централизованного государства. И нормальные историки нигде об этом не говорят. Любой город брался достаточно малым отрядом. Как только страна объединилась, монголы закончились, хотя к тому времени и Орда развалилась.
Говорят и еще как. по крайне мере меня так в школе учили. Сейчас может быть. Но в 80 -е годы впервые столкнулся с книгой Чивилихин. «Память» где именно этот аспект (Чингис хан и падения Киева) и рассматривался. И автор пришол к выводу что история по меньше мере темная.
Кроме того кочевники в принципе не могут создать армию по мощи, выучке и вооружению способной противостоять(уже не говоря) о победе) оседлой цивилизаии. Тут и плотность насления на порядки выше чем у кочевников — тупо воинов больше, и наличие профессионального класса воинов, коих у кочевников в принципе быть не может и снабжение, и военная промышленость, коей у кочевников тоже нет по определению. т.е. максимум что может кочевник это купить оружие. но создать не могут вообще.
Видно , сразу современного человека. Титулатура в те времена была очень серьезным делом, даже за незаконное «отчествование» могли просто убить. Поэтому обычные крестьяне были ивашками, да наташками. Пресветлые князья обычных дворян именовали тоже Андрейками да Петьками. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ царь и царица если они не муж и жена. ибо выше царя только бог. Софья не была женой Петра, но именуется царицей, если бы она была местоблюстителем помалолетсвту то официально именовалась бы регентшей, но никак не царицей. Кроме того любой бунт против царицы с тогдашней точки зрения это был бы незаконный акт, в принципе и без срока давности.
И все эти вопросы с титулатурой не снимают вопроса , почему именно Софья царевна? почему не старшая ее сестра и не другие дети старше ее (Софьи). Откуда вообще в очереди на престол взялся Петр если, типа есть старшая ветвь с многочисленным потомством, коей предствительницей и была Софья?
Софью «посадили править» стрельцы, но присягали они не ей а царям — Ивану и Петру. Софья была ‘за кулисами», на царство тогда «помазывал» Патриарх, с Софьей это действие никогда не производилось, поэтому называть ее царицей никто не мог.
Шо, до сих пор утверждают про миллион монгольских конников??
Давным-давно учонахи сошлись на более реальных цифрах — 30 тыс., их достаточно для оккупации и захвата любого современного города.
Чочоч?
Достаточно для оккупации?
А нут-ка пощетай сколько нужно оставить в каждом городе на административку? На полицейские функции.
Иначе это будет тупо прос#R ресурсов — ну захватил ты город, ограбил, сколько в обоз влезло — дальше что?
А я те скаджю што — уже на третьем городе у тебя будет обоз из стопицот тыщ повозок и маааленькая армийка при нём.
И будет што?
А правельна — етат обоз по кусочкам разграбят.
Поэтому все эти сказки про индийский поход Александра — чуш. А с боевыми слонами он свиделся на территории нынешнего Ирака.
Обиясню — при таком подходе тебе нужно штурмом брать каждый город когда идёш туда и так же — брать штурмом этот же город, когда идёшь обратно.
Или же нужно подходить ко всему этому так как нужно — после штурма сажать там администрацию и полицию.
Шолом, заводной. Ну как бэ по моно-голы пополняли воинов из завоёванных народов, а маршрут был не малый. Собсна, когда к нам пришли, впереди были татары/булгары, а когда пошли поляков-немцев окучивать, то в передних рядах наши были. Так шта не было проблем у Батыя с количеством войск, а вот сколько прокормить могли в походе — вопрос.
В таком разе это не было завоевание, а был типа сбор союзных войск, ну там может какому князю и башку то открутили. Вот только сказку про чужеземных пленных в своих войска это не верится. Представь твой город взяли штурмом, вырезали твоих родтелей, изнасиловали твою жену и дочерей, одели ошейник раба на твоего сына, а ты как не вчем не бывало, на следующий день встаешь в строй вчерашнего врага и нежалея своей жизни кидаешся в смертельную атаку ? кто дебил этот гипотетический воин или придурок придумавший эту сказку?
У монголов тактика была простая: если не сопротивлялись — плати дань, в том числе воинами, сопротивлялись — утилизация.
Тогда вопрос — набуйа тогда штурмовать кого то?
Ну подошли к городу, предложили общими силами пограбить соседний город — в чём проблема?
И это вовсе не снимает моего вопроса — сколько нужно оставлять на административке и полицейщине?
2% от войска? 5% от войска% 10% от войска?
Ответив на этот вопрос мы решим задачу оккупационного потенциала любого войска. Причём весь костяк будущих оккупационных администраций нужно с собой притащить в обозе.
Заметь, я пишу оккупационного, а не завоевательного, не путать.
По поводу «платить дань в том числе и воинами» — неужели до тебя не доходит, что это — прямой путь к развалу завоевательского воинства вообще?
Там тут же образуются национальные группировки со своими лидерами — результат я думаю для тебя понятен. Чтобы такое делать, численность основного войска опять же должна на порядок превосходить число возможных новых рекрутов. Чтобы как следует разбавить их.
Ну и напоследок — в случае монголов мы ведём речь не только о Руси, но и о Китае, всей Средней и Передней Азии.
Как те масштабик?
Хе-хе , тогда это или расса сверх воинов — киборгов или тогдашнее киевляне сборище косоруких и тупых недоумков и имбецилов, ибо утверждается что Киев тогда уже насчитывал типа полмиллиона горожан. и вот 200 тыс мужиков, киевская дружина, плюс окрестные князья и окрестыне крестьяне не могли перебить зимой 30 тыс чужеземцев? Ну я не настолько туп и глуп что бы верить и в эту сказку. Давай другую, эта сломалась.
Да, да!!! Ничего не меняется под луной. И сейчас киевские сверхвоины киборги — сборище косоруких недоумков.
200 000 мобрезерва из 500 000 населения? Тут точно другую сказку надо.
Ну а че, в те времена то от 14 до 60 и мужики и бабы наоброну выходили. Утверждается что мол 30 тыс воинов шли штурмовать город, а кипятчку со стены вылить , али там булыжник уронить и женщины и дети к этому пользительному делу привлекались. так что половину жителей запросто на стену можно было поставить, огонь поддерживать. булжники, ведра таскать., да и просто по флангам ополчение с косами и топорами тоже была практика ставить. ивот 30 тыс татаро могол ШТУРМОМ влезли на стены а потом в УЛИЧНЫХ боях взяли полмиллионный город. ШАХ и МАТ вата, ой не то, ШАХ и МАТ киевляне.
П. 1. Источник про полмиллиона населения — в студию.
П. 2. Ознакомьтесь с понятием «мобрезерв» и приводимой исследователями численностью населения Киева в 13ом веке
П. 3. Назовите число штурмов и взятий Киева в междуусобных войнах до.
П. 4. Оцените численность княжеских дружин, потребовавшихся для, и процент участия мирного населения в мероприятиях.
П. 5. Оцените численность войска Гийома Бастарда в октябре 1066 г и результаты его взаимодействия с местным населением.
П. 6. Сравнительный анализ.
П. 7. Выводы.
а да, моб резерв для ведения БОЕВЫХ действий — походы, армия, пополнение это 50 000 чел. да. А вот когда ШТУРМУЮТ твой город, и ты прекрасно знаешь практику захвата городов того времени, то на стены пойдут все от мала до велика., да и уличные бои до сих пор, кровавое занятие, где ополченцы -горожане могут разделатся с корпусом профессиональных солдат.
да и уличные бои до сих пор, кровавое занятие, где ополченцы -горожане могут разделатся с корпусом профессиональных солдат
Примеры из Средневековья — в студию. В количестве 3х экземпляров.