Спор о налоговом планировании

Несколько небольших европейских стран завели давнюю практику приглашать к себе крупные транснациональные компании. Например, Нидерланды, Люксембург, Бельгия и Ирландия. Приглашение крупных транснациональных компаний позволяет укрепить маленькие экономики. Коммерческих выгод от подобных приглашений множество. И не только коммерческих.
Соответственно, каждое малое государство старается выглядеть инвестиционно очень привлекательно по отношению к крупным компаниям. И прежде всего, эта инвестпривлекательность заключается в более благоприятном налоговом планировании. Причем налогообложение транснациональных компаний часто более льготное, чем для национальных бизнесов.
Но впоследствии, когда компания на рынке укрепляется и начинает зарабатывать приличные деньги, в Европе, как правило, вдруг начинают напоминать о себе налоговики. И налоговики вдруг вспоминают о неких “невыполненных налоговых обязательствах”.
Да-да, государственный рэкет по отношению к бизнесу – одна из подковерных реалий существующей европейской практики. Внешне выходит забавно: сначала – компанию на европейский рынок заманивают, а потом – пытаются “доить”, каждый раз выдумывая новые “налоговые обязательства”. И даже пытаясь повесить некий “долг” (как в данном случае Starbucks в Нидерландах). Причем от данного европейского рэкета не застрахованы даже крупные транснациональные компании.
И это проблема отнюдь не отдельных национальных правительств – это целенаправленная политика Еврокомиссии, то есть общего европейского регулятора.
Starbucks пришел в Нидерланды в 2008 году. А в 2015 году голландские налоговики попытались повесить на компанию “долг”, заявив не только о неких “невыполненных налоговых обязательствах” (которых за 7 лет накопилось на 30 млн. евро), но и потребовав уплатить роялти.
Американцы говорят, были “в шоке” от подобной европейской практики. Наверное, подобное могли ожидать от кого-угодно, но только не от ближайших союзников “по трансатлантической солидарности”. В конце концов, в США гораздо больше экономической свободы. Но главное, принципиально другое отношение к бизнесу. В общем, американцы при возникновении спора сразу же обратились в суд. Спор дошел до Европейского суда по правам человека.
Интересно, что американский Starbucks смог выиграть налоговый спор в Евросуде. В то время как итальянский Fiat налоговый спор в ЕСПЧ проиграл. Соответственно, должен выплатить оспариваемые “налоговые обязательства” в пользу Люксембурга.
Сейчас в ЕСПЧ на рассмотрении находится схожий налоговый спор Apple vs Ireland. Ранее возникали споры между McDonald’s и Бельгией, или между Amazon и Люксембургом. Но Starbucks первый, кто смог такой спор выиграть.
По барабану. Пусть грызутся.
шатала жаба гадю.ку