Слово о «Зените»
Когда в незапамятные времена (1962-й год) старший двоюродный брат подарил мне «Смену-6» и я приобщился к фотографии, несбыточной мечтой было получить в ручонки зеркалку под притягательным именем «Зенит». У брата такой фотик — «Зенит-3м» — был, но мне, естественно, в руки его по малолетству не давали.
С фототехникой в те времена в провинциальном Златоусте было не очень чтобы очень, а если честно сказать — совсем не очень. И моя мечта долгое время оставалась мечтой. И когда мне на 20-летие родители подарили «Зенит-В» радости было выше крыши. Тут же пошёл опробовать подарок в зимний лес (мой рождественский март в наших краях натуральный зимний месяц, отнюдь не весенний). Хотя мороз был небольшой, плёнка на последних кадрах замёрзла и порвалась. Но один из кадров (сугроб похожий на какого-то зверя) был вполне ничего себе, и я даже отослал его в местную газету, где он, на моё удивленье, был вскоре опубликован (с этого, к слову, началась моя «карьера» в печати). Правда, немного разочаровывало то, что подаренный «Зенит» был с «Индустаром-50», а не с «Гелиосом-44».
Потом пришлось попробовать «на зубок» и «Зенит-3М», позаимствованный у брата, и «Старт» (этот фотик был служебный), и свои «Зенит-11» и «Зенит-19». Последний был по своим временам довольно навороченный, с системой TTL и большим диапазоном выдержек (правда и ремонтировать его пришлось пару раз). В целом «Зениты» мне нравились, снимал я ими довольно долго, практически чуть ли не до начала «цифровой» эпохи. Потом три моих «Зенита» (В, 11 и 19) долго лежали без дела, пока в 2014 году я их вместе с другой фотокинотехникой не подарил краеведческому музею.
А вот что рассказывает о первом «Зените» вездесущая Википедия:
«Зенит» — один из первых в мире однообъективных зеркальных фотоаппаратов с пентапризмой, первый советский зеркальный фотоаппарат, выпускавшийся на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1952-го по 1956-й годы. Всего выпущен 39.091 экземпляр.
Разработан на базе дальномерного фотоаппарата «Зоркий», выпускавшегося на КМЗ с 1949 года. В переработанный корпус с затвором от дальномерного фотоаппарата «Зоркий» было установлено подъёмное зеркало, создающее действительное изображение на фокусировочном и рассматриваемое через пентапризму при визировании и фокусировке (в пентапризме происходит оборачивание изображения). Родством с «Зорким» вызван один из основных недостатков «Зенита» — поле зрения видоискателя значительно меньше площади кадра, так как конструкция затвора «Зоркого» не позволила разместить зеркало большего размера. «Зенит» — один из немногих однообъективных зеркальных фотоаппаратов в мире, переделанных из дальномерной камеры. До того в Германии выпускалась приставка к дальномерным фотоаппаратам «Leica Visoflex», с помощью которой фотоаппарат «Leica» превращался в однообъективный зеркальный фотоаппарат. В CCCР подобное устройство применяли на камере «ФЭД» в составе фоторужья «ФС-2».
Технические характеристики
Корпус — литой из алюминиевого сплава, со съёмной нижней крышкой.
Тип применяемого фотоматериала — 35-мм перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм (фотоплёнка) в кассетах. Размер кадра — 24×36 мм. Возможно применение двухцилиндровых кассет типа «Leica»—«ФЭД»—«Зоркий» с щелью, раскрывающейся при закрывании замка.
Взвод затвора и перемотка плёнки — головкой, совмещённый. Обратная перемотка головкой того же размера, что и головка взвода (в отличие от «Зоркого»). Счётчик кадров с ручной установкой первого кадра.
Затвор — механический, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых шторок. Выдержки затвора — от 1/25 до 1/500 с и «В» (от руки). Недокументированная функция — длительная выдержка «Д» возможна при открывании затвора на выдержке «B» и повороте рычага включения обратной перемотки плёнки.
Зеркало невозвратного типа, опускается только при взводе затвора. Перед срабатыванием затвора зеркало поднимается.
Тип крепления объектива — резьбовое соединение М39х1/45,2.
В связи с установкой зеркала с подъёмным механизмом увеличен рабочий отрезок с 28,8 мм («ФЭД»-«Зоркий») до 45,2 мм. Диаметр резьбы по технологическим причинам был оставлен прежний. Некоторые объективы («Индустар-50», «Юпитер-9», «Юпитер-11») выпускались в двух вариантах оправы — «дальномерном» и «зенитовском» — под одинаковыми названиями. Это породило проблемы — некоторые фотолюбители могли по недоразумению купить не тот объектив.
Фокусировочный экран — матовое стекло. Размер поля зрения видоискателя — 20×28 мм. Пентапризма несъёмная.
Штатный объектив — «Индустар-22» 3,5/50 или «Индустар-50» 3,5/50.
Синхроконтакт отсутствует. Автоспуск отсутствует.
На фотоаппарате установлено штативное гнездо с резьбой 3/8 дюйма.
«Зениты» различных моделей выпускались КМЗ до 1992 года. Эти фотоаппараты надолго стали единственными относительно доступными «зеркалками» в СССР. Ими запечатлены миллионы и миллионы людских судеб. «Зенит» вошел в историю как самый массовый зеркальный фотоаппарат XX века (модель «Зенит-Е» была выпущена общим тиражом 3.334.540 штук).
Каково же было моё удивленье, когда совсем недавно в любопытном малотиражном издании (300 экз.) «Энциклопедия старого быта. Российская империя: конец XIX — начало XX века», представляющем собой репринтное воспроизведение нескольких каталогов крупнейших торговых домов, я нашёл вот такую информацию:
Складныя камеры «ЗЕНИТЪ».
«ЗЕНИТЪ» = 6X9 с/м.=
Корпусъ Камеры покрытъ кожей. Мѣхъ двойного растяженія кожанный. Откидная доска аллюминіевая, черная, эмалированная. Объективная часть литая изъ цѣлаго куска, съ передвиженіемъ вверхъ, внизъ и въ стороны. Видоискатель перекидной съ уровнемъ.
Цѣна камеры съ тремя металлическими кассетами и быстроработающимъ апланатомъ 1:7,7……………………………………………………………..Руб. 25. —
«ЗЕНИТЪ» = 9X12 с/м =
Корпусъ камеры покрытъ имитаціей кожи. Мѣхъ одинарнаго растяженія. Откидная доска аллюминіевая, черно-эмальированная. Затворъ автоматическій „Сингло” съ діафрагмой Ирисъ, работаетъ моментально, съ короткой и продолжительной выддржкой. Объективная часть передвигается вверхъ, внизъ и въ стороны. Видоискатель — перекидной.
Цѣна камеры съ 3-мя металлическими кассетами.
Съ ахроматической ландшафтной линзой ………………………… Руб. 13.50
«ЗЕНИТЪ» = 9 X 12 с/м =
Эта камера по конструкціи совершенно одинакова съ предыдущей камерой, но имѣетъ двойное растяженіе мѣха.
Цѣна камеры съ тремя металлическими кассетами:
Съ объективомъ Рапидъ—Апланатъ 1:8 въ затворѣ „Варіо”……. Руб. 25.—
Съ объективомъ Hemi—Анастигматъ 1:7,2 въ затворѣ „Варіо”…………. 32.50
Такая же камера, но съ кремальерой и
Быстроработающимъ апланатомъ f:7,7 (фиг. 56)…………………………42.50
Такая же квадратной системы Камера. Цѣна 50.—
* * *
К сожалению, в приведённой страничке из старого каталога нет информации о производителе, а мои поиски в сети не дали результата. Но сама информация довольно любопытна, выходит, что первые «Зениты» появились в России более века тому назад и были достаточно компактными.
Иллюстрация: Коллаж Фелискета
У отца был Зенит -3М, снимал он много и сам фотографии печатал, но профи не был. Меня на фотоаппараты тоже подсадил, ещё по младости, презентовав мне свою подержанную Смену. Многому научил, но эпоха мыльниц и фотосалонов быстро выбила все знания из пустой головенки. Сейчас просто приятно вспомнить и родителя и молодость!
Вилия- авто!!!
Вилия нет, лучше Орион.
http://new.topru.org/wp-content/uploads/2018/08/6629249.jpg
Видите ли – у Вилии сенсор, замеряющий освещение, имеет очень широкий угол захвата, поэтому она постоянно врёт с диафрагмой. А вот у Ориона (и у его развития Силуэт-электро) используется маленький вспомогательный объектив для замера света – поэтому он меряет освещенность даже не по всему кадру, а по кругу в середине кадра – довольно большому кругу, но всё-таки на ограниченной площади. Поэтому им можно померять свет в нужном месте, затем продавить клавишу спуска, чтобы система заблокировала стрелку гальванометра, сдвинуть кадр как надо, и опустить клавишу дальше, сделав кадр. Это реально удобно и работает весьма неплохо.
Орион использует простую логику – гальванометр по свету крутит диафрагму при выбранной вручную выдержке. У Силуэта наоборот – меняется выдержка при выбранной вручную диафрагме. Мне было удобнее первое.
Орион не видел, а Силуэтом одно время немного снимал.
Как хорошо написано!
Зенитъ 9×12 с мехами двойного растяжения – выпускался после революции под названием “Фотокор N1”. У меня их где-то есть даже парочка.
http://new.topru.org/wp-content/uploads/2018/08/orig_lot.jpg
Это не редкость, как-никак первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.
На ранних были объективы «Анастигмат „Ортагоз“» f4,5/135 мм, на поздних – «Индустар-2» f4,5/135 мм типа Тессар.
Затвор центральный, межлинзовый, без предварительного взвода с выдержками 1/25, 1/50 и 1/100 секунды, а также «К» (затвор открыт при нажатой кнопке спуска) и «Д» (первое нажатие на кнопку спуска открывает затвор, второе — закрывает). На ранних камерах затвор немецкий Vario, после 1932 года – производства ГОМЗ. На немецких затворах имелась надпись «Original Gauthier», выполненная гравировкой и выделенная белой краской. Также, по некоторым сведениям, первые партии могли комплектоваться не только импортными затворами, но и импортными объективами, например, «Xenar» f4,5/135 мм.
В 1938 году была разработана модель «Фотокор № 3», не пошедшая в серию. Данный фотоаппарат представлял собой уменьшенную до формата 6,5×9 копию «Фотокора № 1», оснащённую объективом «Индустар-7» 3,5/105 типа Тессар.
«Фотокор № 1» позиционировался, как «универсальный» фотоаппарат. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции, камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех других видов съемок при различных условиях освещённости. Двойное растяжение меха, уникальное в практике отечественного фотоаппаратостроения, позволяло применять «Фотокор № 1» для различных репродукционных работ и макросъёмки. Подвижное крепление объектива обеспечивало аппарату возможность снимать архитектуру в разных ракурсах без перспективных искажений.
“Фотокор” у отца был. Пока не попал ко мне в малосознательном возрасте. Результат – фотоаппарат был изучен и потом разобран (собрать я его естественно не смог, посему в разобранном виде заховал на чердак). До сих пор жалею, что разобрал такой раритет.
“Фотокор” выпускался ГОМЗом (сегодня это ЛОМО). А какое предприятие выпускало дореволюционный “Зенит”?
А тоже, как я понимаю, в Питере делали.
Предприятие ЛОМО (ГОМЗ) ведёт свою историю от оптического завода, построенного в 1914 году на Чугунной улице в Санкт-Петербурге «Российским акционерным обществом оптических и механических производств», учреждённым 23 августа (5 сентября) 1913 года. Первым директором завода был А. Л. Гершун. На первом этапе своей деятельности завод выпускал приборы для проверки прицельных линий пушек, прицелы, стереотрубы, перископы для артиллерии.
Эту инфу я тоже нашёл. Возможно, что именно это предприятие первые “Зениты” и делало. В книжке и другие похожие на “Зенит” фотики есть, но с иноземными названиями: “Берггейль”, “Халло”, “Ллойдъ” (с объективом “Гелиос” – во как!), “Альпинъ”, “Миниатюръ-Клакъ” (пластинки и плёнки 4,5х6см), “Гели-Клакъ”.
Моё почтение, ваше Котейше!
Про фотики — гудъ.
Вспомнилсо Индустар-22 и опыты с ним.
Это “складешок” для дальномерок? А какие опыты интересно знать?
Я в детстве Агатом снимал, кадр был в два раза меньше и ложился поперек пленки. Зато выходило аж 72 штуки.
А у меня и такой аппаратик есть в коллекции. Это называется – формат кинокадра.
На 72 ще “Чайка” была.
Вот “Чайка” у меня и есть, то ли 2М то ли 3, не помню уже. В мягком футляре и с таким смешным вертлюгом сбоку, с петлей на руку.
Я люблю такие советские фотокурьёзы. У меня и Киев портативный есть, и ФЭД с гравировкой “трудколония НКВД имени Дзержинского”.
А Агат – это что-то времен перестройки уже, не антик.
У меня вторым фотиком после “Смены-6” была именно “Чайка” (первая, 1965 года выпуска) без индексов. Вполне удобный и экономичный аппарат для начинающих. Да и плёнка экономилась. На такой же формат был рассчитан и программный автомат “ФЭД-микрон” (на нём и слайды приличного качества, особенно если на “Орвохроме”, получались, если горизонтальные кадры делать, то готовый диафильм). Я “микроном” снимал, когда неохота было с тяжелыми фотиками возиться (“Зенит” с МТО-500 тянул на 2,5 кг), и в отпуск иногда брал как записную книжку.
Как хорошо же жыть сийчас.
Фотографам таки да))
Не говори:))
Без всяких – нашлёпал на цифру энное количество фотографий, сел вечерком, без химии и увеличителя сделал с изображениями что надо в программке, скинул “избранное” в накопитель.
И фотики лёгкие, шею не оттягивают (если тяжёлые “зеркалки” в расчёт не брать), и плёнку экономить не надо))
Правда в прошлом году я в Питере так “нашлёпался”, что неожиданно карта памяти переполнилась, пришлось бежать в гостиный двор и брать дополнительную (привык, паньмашь, что 16 гигов на все случаи хватает, а вот с Питером обломилось – не хватило, не иначе как происки Шефа и Иоанна)))
Лучше всего конечно фотолюбителям. Средний смартфон аля сяоми/мейзу тысяч за 9-12 фотаю круче любой мыльницы 90-ых и практически всех зеркалок ТОГО времени. При этом влезают в любой карман и технических знаний требуют ноль.
Был в командировке в Североморске, захотелось поснимать купил Сокол 2 с автоматикой, говорили сделан по японскому патенту. На Камчатке о камни разбил, печалька, было начало 80х.
В “Соколе” затвор был по японской лицензии. У меня был просто “Сокол”, на нём неплохие слайды получались, в 1988-м я с “Соколом” всю Среднюю Азию проехал, все столицы 5 республик плюс Фергана, Бухара и Самарканд. Больше 200 слайдов тогда наснимал, всё руки не доходят оцифровать.
Вот любопытно. Оцифровал я как-то все старые плёнки (ну что сохранились) и получилось чуть больше 3000 кадров. И это за незнамо скокА лет + Смена 8м + ФЭД + Зенит – Агат + мыльницы. А щас с цифровика за максимум год столько-же причём трётся больше половины изначально. И вроде не лень раньше было портить выходные на 4-6 цветных фото (ну не профи я). Но вот сейчас я сильно не уверен в наличии хотя-бы 100-300 приличных кадров у меня в цифре.
Вот это просто лень при съёмке – проще нащёлкать и потом выбрать, или просто технопофигизм от простоты использования.
Вы, может, не знаете – но в США профи-фотографы именно так и работали еще на пленках, методом съемки максимального количества кадров. Чтобы сделать 5 фотографий модели для Плейбоя – снималось несколько катушек пленки, вплоть до 300 кадров и более, методом небольшого варьирования точек съемки, игрой со светом и так далее. Плюс варьирование позой модели – локоть выше, еще выше, голову чуть левее, еще левее, подбородок выше, рот чуть приоткрыть – и все это сопроовождается кадром, кадр, кадр, кадр. Потом выбираются удачные.
И да – профи-фотографы в США сами пленки никогда не проявляли и даже не печатали. Для этого есть фотолабы. Кастомная печать своими руками ими делалась только по выбранным кадрам и только для того, чтобы создать какие-то специальные эффекты, особым образом скадрировать, и так далее.
А советская школа, когда один кадр ставят полчаса, а потом разводят химикаты и что-то крутят в бачках – она от нищеты.
Сейчас цифра позволяет применять “американскую” школу фотографии всем желающим без всяких финансовых затрат. Но другой вопрос, что ума-то щелканье не прибавляет, и если у человека нет элементарных навыков построения композиции – его не спасет никакая техника.
Вобщем-то да. Достаточно посмотреть любой фильм где есть сюжет с фотосессией профи. Но я таки просто фотолюбитель. И кол-во кадров лимитируется только ленью при походах в магазин, проявки, печати… Ну и зайца догнать чтобы фотогРРРРафию отдать.
Да, я вот в фотокружок ходил, так там действительно о понятии фотохудожник скуркулЁзно объясняли, учили, дольше чем технологии.
Наши все фотокружки к сожалению были убоги. Усталые “авторитеты” с узким взглядом, слабым художественным и техническим уровнем, которых практически всех уделывает современная 20-летняя “девочка с зеркалкой”.
Ну мне вероятно просто повезло – вёл кружок настоящий художник (у него даже перс. выставки были) умеющий фотографировать (подрабатывал видимо). Тоже конечно перегиб своего рода, да…
Вот бы ещё фотки посмотреть этого настоящего художника.))))
На загнивающем западе есть фотограф, а есть визажист (часто со своей сворой), парикмахер (так же нечасто один), декоратор с помощниками, осветители, постановщики поз. И все верно сказал мистер Пропер, любой западный фотограф (за исключением совсем бедных) никогда сам не проявляет/обрабатывает. Там под это дело свои тонкие специалисты.
Смотришь очередной фильм об очередном мэтре западной фотографии, а там мэтр показывает и рассказывает, мол а тут фотографию проявлял такой то мэтр проявки, работал он по такой то примерно схеме, сначала так, потом так, потом так, и везде ручной подход, чувство момента, оригинальность подхода и тонкий вкус. А потом фотография проявленная попадает к печатнику, а там свои мэтры…
Оооо… оказывается у меня в детстве был “Зенитъ”. Дядя подарил, когда я учился в 6 или 7 классе. Полный набор. Аппарат с двойным растяжением меха, фотопластинки, подставка для их сушки, рамка для контактной печати, фотофонарь (жаль что мозгов не хватило сохранить все это). Потом пошли Любитель, Смена, Чайка (с форматом 18х24мм), два Зенита. Вроде не так давно это было, а уже раритеты.