Следом за Т-34
Помимо Т-34-85, на Параде Победы в Москве из исторической техники использовались самоходные артиллерийские установки СУ-100. Эти машины, наряду с Т-34-85, стали одними из тех боевых машин Красной Армии, с которыми она заканчивала войну.
Несмотря на то, что в бой эти самоходки пошли только в январе 1945 года, они весьма существенно использовались в операциях последнего года войны. Не менее важен тот факт, что машина долго использовалась после войны. Во многом благодаря 100-мм орудию Д-10С данная машина могла поражать те цели, которые были не по зубам 85-мм орудию С-53. Ну а поскольку с выпуском Т-54 первые 5 лет дела обстояли не очень, СУ-100 достаточно долго была средством усиления.
Как учебная машина “сотка” использовалась долгие десятилетия, больше того, в локальных конфликтах нет-нет, а эта машина появляется. Как истребитель танков она уж не актуальна, но 100-мм боеприпасов как грязи, а два с лишним кило ВВ в осколочно-фугасном боеприпасе ОФ-412Ж – это очень даже ничего.
СУ-100 уже давно являются традиционными участниками парадов, причем проходили они модернизацию одновременно с Т-34-85. Так что существует специальная версия – СУ-100 обр.1985 года. Чисто парадная версия, которая отличается набором светотехники (фара ФГ-125), габаритные фонари ГСТ-64 спереди и сзади, конвойный фонарь на крыше рубки, ну и так далее. Всё это было надо для соответствия нормам проведения парадов. Так что если видите на постаменте, или где еще, такую СУ-100, это точно ОНО.
Есть такие машины и в парке “Патриот”. Вот как раз такие машины и участвовали в параде. Часть из них родом с базы хранения в Козульке, откуда их постепенно вывозили.
Надо сказать, что машины для парадов явно подбирали. Дело в том, что немалый их процент составляют СУ-100 военного выпуска, их довольно легко вычислить. Причем машин самых первых выпусков, у которых люк в рубке двухстворчатый, не в единичном экземпляре. Вот как раз такая машина:
Вряд ли это просто так получилось, однозначно подбирали.
СУ-100 шли колонной после Т-34-85. Поскольку пред ними как раз покрушили асфальт, “сотки” шли аккуратнее. Но, конечно, гусеница Т-34 и вообще его ходовая часть – ужасны, и сохранности асфальта не способствуют. Современные танки и САУ, будучи вдвое тяжелее, такого ужаса с дорогой не устраивают.
Обращает на себя внимание качество сварных швов, ну и то, что боковые стенки рубки имеют несущественный наклон – и это никого не взволновало, то есть к моменту создания Су-100 все уже понимали, что “рациональные углы наклона боковых листов” – это бессмысленная ахинея:
в Строгине такая есть ))
Массовая проблема корпуса Т-34, переделанного в Су – их ломает в месте стыка с рубкой:
Даже боковой лист трескается. Там усиливали уголками, надваривали, трещины заваривали – но толку мало. Надо было не эпстись, а делать всю боковину одного наклона сплошным листом. Вот примерно как тут:
Это и проще, кстати.
А если еще навесить активную защиту, так вапще атас…
В активную тогда не умели. А вот в правильную форму – умели. Вот, например, так рисовал корпус товарищ Астров:
А вот так – товарищ Котин:
И только хохлы в Харькове решили выэпнуться.
Впрочем, этот маразм был прекращен немедленно – как только КБ уехало от хохлов на Урал. И уже на Т-44 мы видим классическую вертикальную боковину в один лист:
Как и на всех современных танках.
Потому что это элементарно считается – берется калькулятор, и при сходной массе для сходных пропорций корпуса и одинаковом забронированном объеме считается толщина стенок. Потом смотрим – у кого вышла выше стойкость плиты.
Дольше всего в СССР скакали с этими углами в конструкции башен. Но тут причина технологическая – была найдена удобная для броневого литья полусферическая форма башни, и вокруг нее долго суетились.
Впрочем, сейчас и с ней простились окончательно – в пользу гаек с вертикальными гранями.