Шведская танковая семья
Stridsvagn 122 (Strv.122A) — шведский основной боевой танк, представляющий собой лицензионный немецкий танк Леопард 2А4, в конструкцию которого внесены различные изменения (фактически это Леопард 2А5 с некоторыми улучшениями). Интересно, что он получился таким довольно неожиданно для создателей – изначально проект, получивший название Stridsvagn 2000 или Strv 2000 («Танк 2000 года»), разрабатывался с учетом имеющегося опыта, но не на основе готовых решений. При этом основным «конкурентом» нового Stridsvagn 2000 считался советский танк Т-80.
Используя имеющийся опыт, сотрудники компании HB Utveckling AB предложили три основных варианта перспективного ОБТ. Первый подразумевал использование классической компоновки и экипажа из четырех человек. Вторая версия танка имела компактную башню и экипаж из трех человек. Третий вариант проекта предлагал разработать необитаемую башню и изолировать троих танкистов от боевого отделения. В дальнейшем эти идеи получили развитие, результатом чего стало появление сразу нескольких вариантов проекта Strv 2000, отличающихся друг от друга компоновкой, вооружением и другими особенностями.
По расчетам, «танк предельных параметров» Strv 2000 получался достаточно тяжелым. Его боевая масса должна была достигать 55-60 тонн. Таким образом, для обеспечения требуемых характеристик подвижности нужно было использовать двигатель мощностью около 1000-1500 л.с.
Изначально планировалось, что танк Strv 2000 получит 120-мм гладкоствольное орудие Rh-120, аналогичное использовавшимся на зарубежных машинах M1A1 Abrams и Leopard 2. Тем не менее, в дальнейшем взгляды на вооружение перспективного танка были пересмотрены. «Танк предельных параметров» должен был иметь соответствующую огневую мощь. По этой причине уже в середине восьмидесятых годов было решено перейти на новый калибр – 140 мм. По некоторым данным, ввиду отсутствия собственных разработок в этой области шведские танкостроители решили прибегнуть к помощи немецких коллег. В это время компания Rheinmetall начала работу над проектом 140-мм танкового орудия NPzK-140, предназначенного для перевооружения ОБТ Leopard 2.
К моменту завершения проектных работ и сборки опытного экземпляра немецкая 140-мм пушка представляла собой увеличенный и немного доработанный вариант орудия Rh-120. За счет увеличения калибра немецким оружейникам удалось удвоить дульную энергию с соответствующими последствиями для боевых качеств. Однако, несмотря на все преимущества, пушка NPzK-140 так и не пошла в серию.
Орудие калибра 140 мм обеспечивало полное превосходство над любыми современными и перспективными танками зарубежных государств. Тем не менее, у него было несколько недостатков. Главный – большие размеры самого орудия и снарядов для него. Из-за этого внутри сравнительно небольшого боевого отделения не удавалось разместить крупный боекомплект. В таком случае перспективный танк Strv 2000 оказывался весьма ограничен в боевых возможностях.
Было предложено доработать комплекс вооружения танка с учетом реальных возможностей предлагаемого «главного калибра». По этой причине специалисты из HB Utveckling AB предложили дополнить 140-мм орудие автоматической пушкой калибра 40 мм и несколькими пулеметами. Таким образом, 140-мм орудие могло применяться для атаки танков и укреплений противника, а менее защищенные цели можно было уничтожать с помощью автоматической пушки. Для поражения живой силы, в свою очередь, предлагались пулеметы.
К концу восьмидесятых годов компания HB Utveckling AB предложила заказчику несколько вариантов перспективного танка. Как оказалось, выполнить предъявляемые требования можно было несколькими способами. Заказчику были представлены несколько вариантов перспективного танка под общим названием Stridsvagn 2000. Собственно, на фото в заголовке вы видите три основных варианта.
T140 или T140/40
Наиболее интересный и реалистичный вариант танка. Эта версия проекта подразумевала строительство боевой машины с экипажем из трех человек и передним расположением двигателя. За счет подобной компоновки и использования комбинированной брони можно было обеспечить приемлемый уровень защиты как агрегатов машины, так и экипажа. Кроме того, боекомплект был надежно защищен от атак с передних углов. Предложенная компоновка, при всех своих преимуществах, имела существенный минус: боевая масса танка T140/40 достигала 60 т.
Экипаж из трех человек должен был размещаться в корпусе (водитель) и башне (командир и наводчик). Башня танка T140/40 должна была иметь необычную конструкцию. По центру, внутри сравнительно крупного качающегося кожуха, размещалось основное 140-мм орудие. Слева от нее в аналогичной установке меньших размеров должна была находиться вспомогательная 40-мм пушка. Корма башни отдавалась под размещение 40 снарядов для основного орудия. У левого борта находились ящики для боекомплекта 40-мм пушки, у правого – рабочие места двух танкистов.
L140
Танк L140 представлял собой упрощенный вариант T140/40 с одним орудием и иным шасси. В качестве основы для такого танка предлагалось серьезно переработанное шасси боевой машины пехоты Stridsfordon 90 (Strf 90 или CV90). Такое шасси сохраняло свою компоновку с передним расположением двигателя, а внутри кормового десантного отделения размещалась часть боекомплекта.
Ввиду отсутствия дополнительной 40-мм пушки удалось поместить командира и наводчика справа и слева от основного 140-мм орудия. В корме башни располагалась основная укладка боекомплекта с агрегатами автоматики заряжания. Дополнительная укладка помещалась внутри бывшего десантного отделения, в корме корпуса.
Шасси БМП Strf 90 имело определенные ограничения по боевой массе готового танка. По этой причине бронирование корпуса танка L140 почти не отличалось от защиты базовой боевой машины пехоты. Таким образом, предлагаемый ОБТ L140 не отвечал предъявляемым требованиям и вряд ли мог получить одобрение заказчика. Обратной стороной проблем с защитой стала малая боевая масса – не более 35 т.
O140/40
Этот вариант танка тоже предлагалось строить на основе доработанного шасси БМП Strf 90, однако за счет некоторых технических решений он отвечал требованиям заказчика. Для обеспечения требуемого уровня защиты корпус с передним расположением двигателя планировалось оснастить дополнительными навесными модулями бронирования. Такие детали укладывались в ограничения по весу, но давали значительный рост уровня защиты.
Вместо классической башни O140/40 должен был получить боевой модуль лафетной компоновки с двумя пушками калибра 140 и 40 мм. Командир и наводчик располагались внутри корпуса, в нижней вращающейся части боевого модуля. В крыше предусматривались смотровые приборы и прицельное оборудование. На крыше боевого модуля предлагалось смонтировать общую качающуюся установку для двух пушек. Боекомплект основного орудия и автомат заряжания при этом находился в кормовой части корпуса. Во время заряжания снаряды должны были подаваться из корпуса внутрь кожуха пушки.
За счет использования двигателя мощностью 1500 л.с. и доработанной ходовой части можно было обеспечить требуемую подвижность танка O140/40 при боевой массе на уровне 52 т. Экономия веса в сравнении с T140/40 была достигнута за счет использования боевого модуля оригинальной конструкции.
Впрочем, предложенные проекты имели те или иные недостатки. К примеру, танк L140 имел недостаточную защиту и не оснащался вспомогательной пушкой, что серьезно ограничивало его боевые возможности. Фактически машина L140 представляла собой противотанковую самоходную артиллерийскую установку, а не полноценный основной боевой танк. Проект O140/40 не устроил заказчика из-за своей сложности. Оригинальный боевой модуль с автоматизированной качающейся артиллерийской частью сочли слишком сложным и дорогим в производстве.
Уже в конце восьмидесятых стало ясно, что проект Strv 2000 столкнулся с несколькими специфическими проблемами, мешающими его полноценной реализации. Одной из главных было отсутствие необходимой 140-мм пушки. Компания Rheinmetall продолжала разработку такого оружия и не была готова представить готовый образец, пригодный к серийному производству. Таким образом, шведский ОБТ Strv 2000 оставался без своего главного вооружения, а использование орудия Rh-120 калибра 120 мм было связано с потерей боевых качеств.
В 1989-90 годах на шведских полигонах были испытаны американский танк M1A1 Abrams и немецкий Leopard 2A4. Эта техника показала хорошие характеристики. Следует отметить, расчетные характеристики нового Strv 2000 в версии T140/40 были заметно выше, чем у этих машин, но у американской и немецкой машин было серьезное преимущество перед шведским конкурентом – они уже существовали в металле и даже строились серией.
К 1991 году шведские военные разочаровались в проекте Strv 2000 и, будучи ограничены в средствах и времени, решили обновить парк бронетехники за счет зарубежных машин. У Германии приобрели лицензию на производство ОБТ Leopard 2A4. В вооруженных силах Швеции эта техника получила новое обозначение Stridsvagn 122.
Все работы по проекту Strv 2000 были свернуты за ненадобностью. Единственный макет танка T140/40 разобрали и более не демонстрировали. Со временем машины типа Strv 122 стали основным типом основного боевого танка в шведской армии. Прочие танки в течение девяностых и двухтысячных годов были списаны и порезаны на металл.
Более работы по созданию собственных танков Швеция не вела.
Безбашенно, но реалистично.. Бабло победило викингов.
Весной 1992 года на закрытом заседании тремя государствами (Германия, Нидерланды и Швеция) в Мангейме были утверждены мероприятия по повышению боевой эффективности Лео-2 II этапа. Так называемая “Мангеймская конфигурация” в основном определяет отказ от защиты верхней части башни и корпуса и допускает модификацию всей системы благодаря новым узлам конструкции.
Однако танк Stridsvagn 122 (шведскую версию танка “Леопард-2”) внешне легко отличить от моделей “Мангеймской конфигурации” (это то, что вы знаете как Лео-2А5). Характерными отличиями являются дополнительное бронирование крыши башни и передней части корпуса, а также прямоугольные галогеновые фары.
И да – у шведов танки навороченные, унутре тепловизоры, всякие камеры заднего и разного обзора, системы управления и информирования TCCS (из-за этого на башне такие большие антенны – для надежной передачи цифровых данных), ну и всё на джойстиках.
У немцев Лео-2 гораздо проще – тупые зольдаты иначе не поймут.
Ну.И учитывая шведскую бережливость к текнике, вполне серьёзная машинка против “русских подлодок” .
Шведская штуга, на мой взгляд, выглядит лучше. Решение, проверенное самыми тяжелыми условиями эксплуатации. Конечно, это САУ, но тем не менее. Немецким штугам это ничуть не мешало воевать.
«Если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир».
17 июля 1941 года.
Отступая, артиллеристы оставили у моста через реку Добрость на 476 километре шоссе Москва – Варшава орудие с расчётом из двух человек с задачей задержать танковую колонну. Одним из номеров расчёта стал старший сержант, 19-летний мальчишка из Орла Николай Владимирович Сиротинин.
«Сорокопятка» была замаскирована на холме в густой ржи; позиция позволяла хорошо просматривать шоссе и мост. Когда на рассвете показались колонна немецкой бронетехники, Сиротинин подбил вышедший на мост головной танк, а затем — замыкающий колонну бронетранспортёр, тем самым создав пробку на дороге. Напарника, который получил серьезное ранение, старший сержант отправил к своим, а сам остался, поскольку при пушке оставалось значительное количество неизрасходованных снарядов.
Немцы предприняли попытку расчистить затор, но орудие продолжало метко разить врага.
Бой продолжался два с половиной часа, за это время было уничтожено 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров. Когда кончились снаряды, Сиротинин отстреливался из карабина.
Запись в дневнике обер-лейтенанта 4-й танковой дивизии вермахта Хенфельда:
«17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата.
Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок.
Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».
В 1960 году Николай Сиротинин был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, который хранится в Минском музее.
Ваше описание подвига Коли Сиротинина содержит в себе феерическое нагромождение неточностей и где-то даже бреда. Вы бы проверяли источники лучше.
Никакой “сорокапятки” там не было. Это была 76-мм пушка образца 1939 года (УСВ, Ф-22-УСВ, индекс ГАУ — 52-П-254Ф). Общеизвестная пушка ЗИС-3 – это упрощенная версия этого орудия (тело УСВ на лафете от ЗИС-2).
Орудие должен был обслуживать боевой расчет из двух человек, одним из которых остался сам командир батареи, а вторым как раз Сиротинин. Они вместе вели огонь по танкам противника (собственно, комбат наводил, а сержант заряжал), подбили несколько танков прямо на мосту, вследствие чего там образовалась пробка, и батарея могла отступить, оторвавшись от преследующих немцев.
Немцы стали обстреливать позицию орудия и ранили комбата. Так как боевая задача по задержанию танковой колоны противника была выполнена, командир отступил к советским позициям (отошел к берегу и переплыл реку), однако сержант Сиротинин отказался следовать за ним, заявив, что у пушки осталось несколько десятков неизрасходованных снарядов, и он хочет вывести из строя по возможности большее количество вражеских танков.
Ну и остался, и стрелял пока не кончились снаряды и пока его не окружили. После чего отстреливался из винтовки и был застрелен.
Подвиг героя стал известен уже тогда, спасшийся командир подал на него представление, оперативная информация подтвердила событие – однако звание Героя ему не дали по смешной причине – не нашлось фотографии героя, чтобы опубликовать в газете. Поэтому ограничились медалью.
В 1948 году тело героя перезахоронили в братской могиле, и на мраморной доске среди прочих указали и его имя.
Главное — на доме, где жил, повешена табличка с данными уникального товарища и его подвига?
.