Россия, которую мы позабыли

Совега – это такой хулиганский медвежий уголок с плохими соседями. Оборотная сторона – все люди там сказочно добрые. Вологодские наводили ужас на совеган, а совегане наводили ужас на дьяконовских (забыл, какая кликуха у дьяконовских была). Совегане были сами вологодские. Только переписанные.
Вологодские носили в голенищах огромные тесаки. Их праздники заканчивались поножовщиной. Отмечали они то же, что и у нас – Заговенье, Девятую и Гулящую – летние дни перед сенокосом. Нам было до них тридцатку болотом, но мы не пропускали их дней, а они приходили на наши. Поэтому-то у нас тоже начали носить ножички. Таскали и фунтовые гирьки на железных цепях – в драках ими проламывали головы.
До пятидесятых милиция этими делами не интересовалась. Разбирались, только если пришибали кого-то важного – бригадира или, не дай бог, председателя.
А смысл какой в этом всем? Пар выпустить. Звероватый народец местами.
Соседа Кольку, погодка и родственника, зарезали в собственной избе. У него собирались на танцы. И вот в самый разгар бесед стук. Колька вышел на мост и без лишних слов получил лезвие в сердце. Кто, почему? Теперь уже не вспомнить.
Дядя – он был старше на десять лет – первый послевоенный призыв – прятал в голенище наган. Рассказывал, что тот спас его раза три в ситуациях «гуляю один по чужой деревне». Ствол он в итоге сдал – в конце пятидесятых, когда гуляние подприжали. Традиции носить ствол ушли с его поколением.
В 1956 году к нам в полк пришло пополнение из Вологодской области. Сразу после прибытия наш хитрый старшина Саенко устроил шмон. Почти у всех были ножи. Не консервные, и не колбасу резать. Он к каждому ножу привязал бирочку с фамилией и спрятал сейф. Сказал, что отдаст при демобилизации. На самом деле отдал раньше.
В середине 70-ых засапожные ножики ещё были в ходу по деревням, где жили мои дедушки-бабушки. Это Матвеево, Ковизино (нет его уже), Григорово, Ноколо-Ширь и тд, вплоть до райцентра Парфеньево. Хотя и поленницы с жердями тоже быстро шли в ход по надобности.
Почему дрались? Были пьяные. В деревнях, где нет ни полиции, ни милиции, до революции было два развлечения – церковная служба, а после нее кулачный бой и хороводы. Потом попов убрали.
Вот так и жили.
Ах, ты батенька родной,
Купи ножичек стальной,
Купи гирю фунтов пять, –
На базар пойду гулять.
Моё пузо, что арбузо,
Голова, что ёжики.
Моё пузо не боится,
Ни кола, ни ножика.
Местные были достаточно спокойными, убивали если только из цели наживы, но никак не с бодуна или порыва оторваться. Ну и не друг друга, а заезжих.
Еще вариант поножовщины – обидеть сидящего в вагоне и вывести в тамбур электрички на разговор. И сзади заточенной спицей проткнуть печень. И сбросить на ходу.
В конце 80-ых в областном центре – Костроме прямо на центральной улице Советской происходили массовые драки гражданских с химдымовцами (курсантами кввкухз). Пацанов разводили по разным тротуарам многочисленные менты и дежурные офицеры. И все равно свалка происходила и заканчивалась тяжкими повреждениями с обеих сторон.
Почему-то всегда был уверен, что у русских в традициях не было такого – “шестеро наших прижали одного”. Оказывается, нет – сплошь и рядом. Ну надо ещё лет 50 подождать, и в воспоминаниях русские всегда будут биться один на один и выходить замуж девственницами – как в книгах В. Белова.
Селюки, одним словом. И плевательницы стояли, и много чего еще было. Но прошло, вместе с деревнями. Не стало деревень – не стало селюкского сознания. В Африке, Индии и КНР сейчас идет тот же процесс.
Это да, человека можно вывести из деревни, деревню из человека — нет.
Истину глаголете. Только где-то со второго-третьего поколения после переезда в город селюк становится горожанином.
В деревне (по отцу) били – прощупывали пульс, и если он есть били дальше (но это приезжих из другой деревни). В деревне по матери все было спокойно (там пол деревни еще помнили как жестко в молодости дядька район держал). В городе зоны – районы, не дай бог подростку из одного района нарваться на кучку местных пацанов. За ножики и кастеты м#нты жестко карали, поэтому: цепи с лезвиями безопасных бритв, первые самодельные нунчаки и тонфы, cвинчатки и кистени были редкостью. Зато была интегрированная разновидность кастета – под кожу вводился какой-то состав, застывал там и кулаки становились как копыто.
Как вы смеете писать такое ? !!! СССР это же была страна где везде пахло фиалкой ,все ходили и кланялись друг другу улыбаясь до ушей. А знакомые при этом ещё целовались в дёсны. И кругом было много-много добра ! Мне так отец завещал,потом минут через 5 вспоминал,что когда вечерами провожал мою будущую маму ,в рукаве у него всегда была гидравлика от трактора со стальным набалдашником. Пару раз её пришлось применить. Но тем не менее это был рай,где было много-много добра. Не то что сейчас .когда бродят хипстеры с дряблыми мышцами. И все те носители добра были носителями самого лучшего образования и самой читающей нацией. Во как !
Сколько помню, в любой компании всегда имелся засранец из за которого начинаются драки. У нас дрались компаниям или один на один. А вот за ношение ножичков и прочего карали и своих и чужих.
Цепь велосипедная, свинчатка, ага.
Единорогов с радугой забыли. И докторскую колбасу. А, нет, ещё пломбир и пирожки с повидлой.
А березовый сок в магазинах, на разлив! А пивнухи автоматические – прогресс же был!
А березовый сок с мякотью?
Яблочный был с мякотью, емнип. Или сливовый. Березовый вроде просто был.
Не люблю соки с мякотью.
Дык, это дело вкуса. Свежевыжатый манго с мякотью, к примеру, для меня вкусный.
Яблочный был и прозрачный и с мякотью, сливовый только с мякотью. Березового в 60-е не было вообще,по крайней мере у нас, он позже появился.
За 60-е не скажу, конечно, но в 70-е в РСФСР он точно был.
В 70-е, наверно был березовый сок, но я в это время уже за соками не следил))
А в 60-е не помню его в фабричной упаковке, тогда мы его в лесу пили))
Берёзовый сок тогда был в банках. А остальные продавали также на разлив – были такие конические стеклянные ёмкости с сужением вниз. Батареями стояли на прилавке. Да.
Березовый сок не помню, а колбы ещё застала с томатным соком и яблочным наверное.
У нас в магазинах стояли 3 таких конических резервуаров – яблочный (сливовый), березовый и томатный. Правда, не во всех районах они были. А, и коктейль еще молочный был. Березовый сок, хотя бы в банках, в магазинах был всегда.
В эту коническую ёмкость как раз трёхлитровка сока заливалась. Особенно хорош тогда бы томатный сок. Для него на прилавке специально соль в стакане стояла с чайной ложечкой, чтобы каждый мог по вкусу подсолить.
А не больше? Томатный да, был хорош. И соль была к нему, верно.
Не, как раз трёхлитровка, случайно несколько раз наблюдал процесс заливки))
Вот эти конические колбы с соками. Фото конца 60-х.
Да, томатный был отменный..
Были в аджарии в те времена, зашли в магаз, попросили налить виноградного. Вот это был сок, как виноград. Не то что у нас в банках.
Похоже к нам шел сразу разбавленный.
И стаканы мыли, просто какими то фонтанчиками.. ставили перевернутый стакан и давали снизу тотонкие еле писающие струйки)
Дык всякие тубики-сифаки и не встречались.
А мне они казались больше)
Просто росту в нас тогда было около метра, вот и казались они здоровыми.
Ага и газировка. Всё исключительно натуральное, а уж вкуснючее… не то что сейчас.
Кстати, газировка в автоматах была лучше нынешней. Потому что эссенцию делали из натуральных ягод. Я на заводе бывал, сам смотрел.
… вздохнул.
А меня всегда выкидывали из школьных драк – я на обе стороны решал задачи по математике/физике/химии. Они сдавали, как своё, а мне лишняя практика была (было – интересно решать).
Да и хиленький я был тогда после перитонита. Вроде как, народ не хотел последствий (штопанный/перештопанный живот в раздевалке на физре видели все) …
Это как же вас в детстве угораздило такую бяку заработать, как перитонит?
Вполне могло быть, если при операции аппендикс разорвался. Когда мне в 16 лет аппендэктомию делали, со мной в палате парень лежал, года на 2-3 старше, с перитонитом. Меня через неделю выписали, а он и до меня лежал, и после.
… оч. просто – поехали с отцом летом на рыбалку и стали нам др@стать. Отец продр@стался, а я нет. Хорошо маманя была врач – по приезду – меня в охапку и в больничку. Резали вдоль и попёрёк 4-ре раза – было лето – путние-то доктора были все в отпусках. Но выжил. Вот так и получилось …
Сочувствую. Мне повезло, операцию классный хирург делал, причём под местным наркозом.
А воспоминания остались самые приятные – мама каждый день приносила толстый том Жюль Верна (где-то страниц на 500-600), его как раз на день и хватало. И так всю неделю.
Да уж… Такое везение надо в карты проиграть.
Если заменить “Совега” на ДСР (дорожно-строительный район), “112 квартал”, “Чапаевка”, “Забадам” получится описание типичных нравов Чимкента 60-70-х и начала 80-х годов. В эти кварталы ментура даже не совалась.
Да везде были эти “Кварталы” и прочая фигня.
“Шанхаи”, а также жилые сектора с противоположной стороны от ЖД вокзала.
Шанхаи да, много где были. Всякие Автозаводские и т.д. и т.п. По всему СССР такая байда наблюдалась.
Они и сейчас есть