От пыльных тропинок до «гимна»
Жил некогда на Руси писатель и художник Владимир Войнович (1932–2018). В 1960-м году работал он на Всесоюзном радио младшим редактором в отделе сатиры и юмора и написал стихотворение на космическую тему, которая тогда была, как сейчас выражаются, в тренде. И тут судьба преподнесла 28-летнему поэту царский подарок.
Случилось так, что осенью того же года срочно понадобилась песня о космосе. Знающие люди нынче говорят, что это было связано с тем, что первый пилотируемый полёт должен был состоятся именно тогда, но по техническим причинам был перенесён на апрель. Заказ на песню пришёл с самого верха, а именитые поэты что-то не торопились. И тут Войнович робко предложил свои «космические стихи», начальство тут же согласилось, редактор по телефону надиктовала слова композитору Оскару Фельцману, который за несколько часов сочинил мелодию. Предполагалось, что первым исполнителем будет Марк Бернес, но того почему-то не нашли, и «Четырнадцать минут до старта» спел Владимир Трошин:
Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Закурим перед стартом:
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.
Припев:
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед —
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
Когда-нибудь с годами
Припомним мы с друзьями,
Как по дорогам звездным
Вели мы первый путь.
Как первыми сумели
Достичь заветной цели
И на родную Землю
Со стороны взглянуть.
Припев.
Давно нас ожидают
Далёкие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждёт нас так, как эта
Планета голубая
По имени Земля.
Припев.
В эфир песня вышла уже на следующий день после записи и очень скоро стала популярной. А уж когда 12 апреля 1961 года вокруг Земли пролетел первый космонавт Юрий Гагарин, космический хит сразу же превратился в неофициальный гимн космонавтов. Правда, первоначальный текст подвергся правке: «голубую планету» превратили в «дорогую» (можно предположить, что тогдашние цензоры были «попаданцами» из нашего политкорректного времени). Хотели и «пыльные тропинки» заменить на «новые» или «первые», поскольку де в космосе грязи быть не должно. Однако автор пыль отстоял, объяснив, что она космическая, а дворников в космосе пока нет.
Знающие люди говорят, что в 1962 году Николаев и Попович спели эту песню в космосе дуэтом. Так это или нет, точно утверждать не могу, а вот то, что в детстве эту песню не раз пел, раскалывая в сарайке чурбачки на полешки, так это абсолютно точно, зуб даю!
К слову покорителям космоса категорически не понравилась фраза «закурим перед стартом», и они её переделали в «споёмте перед стартом» (ведь космонавты не курят!). Понятно, что в этом случае автор оказался бессилен.
После этой песни с Войновичем много чего было. В 1961 году в «Новом мире» его повесть «Мы здесь живём». В 1962 году приняли в Союз писателей СССР (Владимира Высоцкого этой чести так и не удостоили). В 1963 году наш герой взялся сочинять сатирический роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», первая часть которого вроде как без разрешения автора была напечатана в 1969 году во Франкфурте-на-Майне, а полностью роман был опубликован в 1975 году в Париже.
С конца 1960-х Войнович подался в правозащитники, в декабре 1980-го был выслан из СССР, а в 1981-м лишён советского гражданства. После чего двадцать лет Войнович прожил в Западной Германии, сотрудничая с радиостанцией «Свобода». В 1989-м с немецким паспортом Войнович приехал в СССР по приглашению «Мосфильма» (Эльдар Рязанов задумал экранизировать «Чонкина», но что-то не срослось). В августе 1990-го указом Горбачева Войновичу было возвращено гражданство и в Москве ему дали квартиру лучше прежней. А 2000-м году Владимиру Николаевичу присудили Государственную премию Российской Федерации.
В 2001-м году новоприсуждённый лауреат решил тряхнуть стариной и написал свой вариант российского гимна на музыку А. Александрова. По утверждению портала «Геральдика», вариант Войновича в числе прочих рассматривался при голосовании в Государственной Думе 7 марта 2001 года. Вот вам текст гимна России от Войновича:
Распался навеки союз нерушимый,
Стоит на распутье великая Русь…
Но долго ли будет она неделимой
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трехцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.
Припев:
Славься, отечество наше привольное,
Славься, послушный российский народ,
Что постоянно меняет символику
И не имеет важнее забот.
Когда-то под царскою властью мы жили,
Но вот наступила заря Октября.
Мы били буржуев и церкви крушили,
А также поставили к стенке царя.
Потом его кости в болоте достали,
Отправили в Питер на вечный покой.
Простите, товарищи Ленин и Сталин,
За то, что дошли мы до жизни такой.
Припев.
Сегодня усердно мы Господа славим
И Ленину вечную славу поем.
Дзержинского скоро на место поставим,–
Тогда уж совсем хорошо заживем.
Всем выдадим всё: офицерам — квартиры,
Шахтерам – зарплату, почёт — старикам.
А злых террористов замочим в сортире,
Врагам-олигархам дадим по мозгам.
Припев.
Зато мужикам раздадим по бутылке,
А бабам на выбор дадим мужиков.
Символику примем, заплатим налоги,
И — к светлой заре по прямому пути.
Вот только б опять дураки и дороги
Нам не помешали до цели дойти.
Но на сей раз почему-то стихи, увы, «не выстрелили». Не срослось что-то на сей раз.
После смерти жены в 2004 году Войнович окончательно вернулся в Россию. Его «Чонкина» в 2007 году в восьми сериях экранизировал режиссёр Алексей Кирюченко (тот самый, что снимал сериалы «Моя прекрасная няня», «Воронины», ну и до кучи — «Слуга народа» с будущим президентом Украины в главной роли). Но и фильм если и выстрелил, то еле слышно.
В феврале 2015-го наш герой написал открытое письмо президенту России В. В. Путину, в котором попросил освободить Надежду Савченко, а когда этого сразу не случилось, в октябре того же года сказал, что у Путина «едет крыша» и что он должен ответить за свои преступления. А в июле 2018 года Господь востребовал писателя к себе.
А песня про четырнадцать минут до старта получилась хорошая… И такое бывает!
То ли шрифт поменялся, то ли у меня что то с браузером((
Ничего не менялось. Кэш браузера очисти.
Да посерить на него, и пестня не очень.
«Земляк в аккумуляторной..» лучше.
Загар на люминатере)
https://clck.ru/NBTR2
Да, гнида редкостная.
…У Мараховского был любопытный очерк на тему, почему из изрядной части творцов 60-х получились паскуды 80-х — 90-х.
Так ведь они ожидали всего и сразу, а не получилось. Мир повернулся другой стороной. После чего они сильно-сильно обиделись. На всех. А особенно на страну, где родились. Ну, а дальше покатились колёса в разны стороны…
Нуачо — у отцов их приятелей же получилось, из грязи — в князи, из белорусских местечек — в кремлевские палаты. Вот и им того же хотелось. А отца Войновича, пламенного революционера, потом, как врага народа, отправили в лагерь. Вместо Кремля. Абидна, панимаишь… И что характерно — Войнович ведь не поехал по израильской визе на родину, строить Эрец-Исроэль, а подался в Германию, на радио Свобода — выбрал самую вонючую клоаку из всех возможных. Впрочем, на ВВС его бы и не взяли, и на Голос Америки — тоже.
А Остров Крим не Вайнович накалякал?
Не, про Крим другой накалякал. Но тоже, тот еще кадр.
Вася Аксенов (Гинзбург)
Тима, вообще-то Аксёнов носил фамилию своего отца, а не матери, так что твои скобочки как бы неуместны. А вот нынешний пиит Дмитрий Быков носит почему-то фамилию матери, а не отца, коим был Лев Зильбертруд.
Посему по Галахе Аксенов — еврей, а Быков — русский, таки да.
Таки жиды оба.
«Остров Крым» написал Василий Аксёнов. У него примерно такая же биография как и у Войновича, кстати они и ровесники. В 60-м Аксёнов написал повесть «Коллеги», по которой в 62-м был снят неплохой фильм, в котором играли Василий Ливанов, Василий Лановой и Олег Анофриев.
Аксенов не был русофобом, хотя и Гинзбург. И писатель неплохой.
Для справки: в 1980-1991 годах Аксёнов активно сотрудничал с радиостанциями «Голос Америки» и «Свобода».
По Голосу Америки его гнусавый голос был слышен, это верно.
Ему не нравился «советский» союз, это нормально. Но он не был русофобом, как Войнович.
Пасквиль Войновича — это нападки именно на русский народ, а не на СССР.
Чтобы понять это, достаточно прочитать их произведения.
В сортах гавна не собираюсь разбираться.
Не читал, но осуждаю? Ну-ну…
Фильм «Коллеги» посмотри, советую.
Да, тот еще гад. Знатный русофоб.
Да, собсна, все оне ждали колбасы от народа и премий. А получили х@ ем по лбу и убежали на любимый Запад. А там пирожки с капустом давали не за так.
На Западе им жилось неплохо — знай себе, обгаживай СССР и русских, и все будет ОК. Мерзкая плесень, ненавижу я их, всю эту евмиграцию.
Кто ж их любит, кроме такого же дерьма?!
Во! А нынче это дерьмо им памятники ставит, премии раздает и тыды.
Змей, да ты — патриот. Только своеобразный :)
Заправлены в планшеты
Войновича останки
И рэбе уточняет
Последний раз кашрут.
Давайте-ка, жыдаи,
Закурим перед стартом:
У нас ещё шаббата
Четырнадцать минут.
Давайте жи, жидаи,
Нажарим ещё гоя!
У нас ещё шаббата
14 минут!
Нельзя закурить, шаббат же, огонь жечь нниизззяя.
Я памалильса Егове — везе шаббат, а у меня пятниццо!
Ну такой вот шаббат. Может, они вейпы «закурят»?
Драть, не могу удержаться:
……………………………
Давайте ка жыдаи
Поплачем ставши к стенке
…………………………………..
ЗиЛ, «Стенка» надо с большой буквы писать, а то неправильно поймут. )))
Wall of Crying. Собственно, вот оно — сбылись мечты Зилка:
http://mir-znaniy.com/wp-content/uploads/2016/12/20100111-DSC_0575.jpg
Глагне, драть, не провоцируй — щас ищё Змей набегит и сделает нужные режиссёрские замечания по расположению(правильному) взвода с машиненгеверами…
нуево — обвинят ведь…
Песня отличная, аффтор — г@вно. Про Чонкина, кстати, с Назаровым ничо кино, хотя и русофобское, конечно.
Кровавый космос СССР — наши киноделы сняли очередное киногогно, какгбэ фантастику про СССР начала 80-х, Андропов, гебня, вот это всё:
http://badnews.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/2240884_800-720×340.jpg
Ужос-ужос! Чужой забрался в советского космонавта!
http://badnews.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/pic_9300478a949-720×340.jpg
В общем, читайте рецензию:
http://badnews.org.ru/krovavyj-kosmos-sssr/
Раз уж пошла такая пьянка, тоже воткну свою реплику :
1.IMHO: «еврейский интеллигент» — это оксюморон.
2.Евреи выступили в роли массовой обслуги по пропаганде «советских идеалов и образа жизни» — т.е. власть взамен привычной для них финансово-ростовщической стези предложила им другую, но такую же не связанную с физическим трудом деятельность…:) Проще говоря — отдали им «на откуп» советское кино и эстраду как винные лавки ( т.н. «шинки») когда-то… что касается литературы, так еще вроде как Куприн говорил, что российский еврей рождается с претензией быть великим русским писателем ( иль поэтом). Правда, в СССР бегали они все же под присмотром и только там, где велено…:)
Касаемо Войновича — в первой части «Чонкина» еще можно обнаружить юмористические эпизоды, но потом автор сорвался на примитивную антисоветщину и «обсирание»: то есть где во главу угла ставится явно заказная политика и пропаганда (любые), писателя как такового остается уже совсем мало. Из «писателей-диссидентов» внимания точно заслуживает Владимир Максимов.
Максимов уныл и страшно скучен.
Я эту песню только слышала в фильме «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен») а так ее по-моему, даже в «старых песнях» не перепевали и каверов не слышала.
Да в «старых песнях» много чего не перепевали. А песня в 60-е годы действительно была очень популярной. Просто для нынешних от 55-ти и моложе это древняя-древняя древность, вот и всё.
>>Войнович робко предложил
Ясное дело, стихи-то так себе, даже талант Трошина не смог особо ничего исправить. Гармония, скажем так, весьма специфическая. Да и слог с рифмой…
А раз других нет, а очень надо, то нате вам.
А дальше песня паразитирует на душевном подъёме и всеобщем ликовании от нашего великого успеха. Прилипла, ну не гнать же её, других ведь нет.
Далее уже традиция, ну и ассоциации с хорошим, опять же…