Не дадим Google запретить Андроид
Компания Google прекращает лицензирование Android-устройств в России. Полоумные клоуны, почему-то называющие себя журналистами, уже пишут заголовки типа «Российские компании теперь не имеют права продавать смартфоны с Android на нашем рынке». Причем пишут такое даже технические издания вроде iXBT.
Или вот, 3DNews пишет «Google перестала лицензировать российские Android-смартфоны и может запретить поставки любых устройств на своей ОС». Они там даже пишут, что «не исключается вариант, при котором поисковый гигант наложит запрет на продажи в России Android-смартфонов всех брендов«. Чо-чо? Это что-то новое в имущественном праве.
На самом деле «запретить Андроид» компания Google не может, это ОС с открытым кодом, основанная на ядре Линукс, и поэтому её использование не может ограничиваться никакой компанией или государством. Соглашаясь использовать ядро Линукс, корпорация Google подписалась под соответствующими положениями открытой лицензии, из которой следует, что весь код, использующий ядро Линукс, также должен предоставляться свободно, без ограничений и без оплаты любому желающему (это я объясняю очень упрощенно юридическую казуистику, которая там использована).
Однако Google нашла способ обойти положения соглашения с Linux. Она написала так называемые Google Mobile Services (GMS), которые как бы являются проприетарным приложением от самой Google. Android без этих самых GMS будет работать — но без них не будут работать большинство приложений, написанных для Андроида.
Достигнуто это очень просто — Google предоставляла всем разработчикам мобильных приложений под Андроид удобную среду разработки Android Studio, которая генерирует код, использующий вызовы GMS для выполнения целого ряда критических функций. Типа «мы уже написали код для того, чтобы вам было проще». При этом Google аккуратно затрудняет использование всех альтернативных инструментариев, создавая для них проблемы.
В результате около 99% всех приложений под Андроид используют GMS тем или иным образом, а из сложных приложений таковых около 100%.
Вот так Google получила ситуацию, что с одной стороны Андроид бесплатная и общедоступная ОС, а с другой можно брать деньги с фирм, выпускающих телефоны, за предоставление им GMS, и держать всех за яйца — потому что работу GMS можно отключить дистанционно в любой момент, и после этого на вашем телефоне перестанут работать практически все приложения.
При этом, поскольку GMS писали криворукие черти в Бангалоре, и в нее напихан код для шпионажа и дистанционного управления от АНБ США, в котором бангалорские черти ничего не понимали — GMS превратились в монстроидальный забагованный кусок кала, постоянно зачем-то лезущий в Интернет и жрущий батарею как не в себя.
Проблема решена в аппаратах Хуавей-Хонор без GMS. Предусмотрительные люди, выбрав эти аппараты, аккуратно прошли все проблемы отказа от GMS без всеобщей суеты и паники. Всё оказалось совсем не страшно. Остальным теперь придется куда хуже. Потому что Хуавей без GMS — это не то же самое, что Андроид с отказавшимися работать GMS.
У Хуавея сделаны свои собственные HMS — это полноценный аналог GMS, с точки зрения приложений они малоотличимы, только сделаны гораздо лучше и не от гугля с АНБ, а от китайского товарища майора.
Если говорить об структурных отличиях — аккаунт пользователя в GMS исторически вырос из аккаунта на гуглопочте, а вот в HMS аккаунт сразу рос из защищенного облачного хранилища, поэтому он структурно другой и его взлом сильно затруднен, а если нет доступа к облачным серверам Хуавея — то почти невозможен.
Поэтому, кстати, Хуавей намекает вам, что лучше бы вам иметь не одно устройство Хуавей/Гонор, привязанное к вашему аккаунту, а два или больше. Это не только удобно (синхронизируются контакты и всё такое), но главное, что тогда при утере или выходе из строя одного устройства — у вас сохранится доступ к аккаунту со второго устройства. Если же не будет второго аппарата, ранее привязанного к аккаунту — восстановить доступ станет практически невозможно, там стойкое криптование, строящееся не только на ваших паролях и биометрии, но еще и на уникальном аппаратном ключе устройства. Когда эту систему делали, идея была в том, что уничтожение устройства — надежно предотвращает доступ к облачным данным. Разбил телефон — и даже под пытками ничего не выдашь, потому что пароли и биометрия без привязанного устройства — бесполезны.
Но ладно, вернемся к ситуации с отключившимся GMS на обычном андроидофоне.
Конечно, телефон не перестанет звонить, и какая-то функциональность сохранится. На ряде аппаратов вы даже сможете зайти на телефон, не прибегая к его перешивке или сбросу в заводские установки (то есть на установки до привязки к гугель-акаунту). Но проблемы будут, и проблемы суровые. Практически у вас должны перестать работать большинство интернет-приложений, использующих авторизацию через GMS. Все эти вацапики и скайпики, клиенты магазинов и приложения такси — должны сдохнуть.
Возможно, что проблему на уровне хакерства смогут постепенно решить. Поломают GMS так, чтобы они стали работать через VPN, прикидываясь какой-нибудь Португалией и получая фиктивное местоположение. Но способ этот косячный до ужаса, и Гугель будет постоянно находить возможности для компрометации таких аппаратов.
Прямой способ обхода этого в Андроид — ровно один, и он ровно тот, что использовал Хуавей. Это создание собственного функционального аналога GMS. Который тянет за собой создание своего магазина приложений, своей картографии, своего браузера, своего поиска и так далее.
Альтернатива такому подходу — это очередная HarmonyOS, то есть андроидоподобная операционная система, исходно очищенная от необходимости использовать проприетарные «мобильные сервисы». На этом пути проблем куда больше, чем в реализации «аналога GMS» под открытый Андроид.
Ну то есть поймите правильно — сама-то ОС будет прекрасно работать, ведь Линукс работает без всяких GMS и аналогов. Но возникнет проблема совместимости с софтом, с мобильными приложениями. Андроид породил колоссальный пласт приложений — и вот просто так взять и от них отмахнуться — означает заведомый провал. Почему, вы думаете, рухнули не только все эти Sailfish, но даже мобильная винда и блэкбери? Потому что если Андроид занимает 80% рынка — то любое приложение будет писаться прежде всего под него, а до остальных скорее всего и руки не дойдут.
Вон, на Гонорах с HMS работает почти всё, что работает на аппаратах с Гуглем, причем работает без скачек с бубном — но и то куча народу рожу кривит. Как же — там же не работает родной клиент YouTube (который принадлежит самому Гуглю), ахахахаха. Это же невыносимая проблема для чувака, кое-как освоившего свайп вправо, и считающего себя продвинутым специалистом в телефонах.
Но ладно, хватит страшилок. На самом деле пока что проблемы никакой нет. Российские СМИ просто раздувают хайп.
Компания Goole пока не блокировала работу GMS в России. Google вообще ничего в России не блокировала и не запрещала. Разумеется, это только пока — блокировки будут, будьте уверены, если уж на них пошли Visa и Mastercard, то и Гугель тоже их сделает. Но пока — их нет.
А что же есть — вы спросите? Ведь медийного дыма и вони без реального огня не бывает? А есть вот что:
Google прекращает лицензировать Android-смартфоны под российскими брендами.
Внимательно прочитайте эту фразу — в ней важно каждое слово.
На настоящий момент все производители Android-смартфонов в теории обязаны проходить сертификацию в официальных лабораториях Google. От производителя требуется продемонстрировать свой софт, разработанный на базе Android, и все изменения, внесенные в базовые приложения, которые входят в Андроид по умолчанию. Ряд китайских компаний клали на это с прибором — но в теории это вот так.
Так вот, с 23 марта 2022 года лаборатории Google начали отказывать российским производителям смартфонов, ссылаясь на запрет со стороны экспортного законодательства США:
Настоящее экспортное законодательство США запрещает предоставление услуг России, а также передачу в Россию программного обеспечения и(или) технологий американского происхождения.
Издание Mobile Review сообщило, что, согласно их данным, уже два российских бренда подтвердили факт отказа от лицензирования со стороны Google. Ограничения могут затронуть компании BQ, INOI, DEXP, TEXET, Highscreen, AYYA и других.
Все уже лицензированные устройства продолжат работать. Могут возникнуть проблемы только с новинками на Android.
Разумеется, российские производители (они условно российские — аппараты делают в Китае, просто по заказу российских брендов) не были идиотами, ситуация с Google была предсказуема, и под неё заранее подкладывали соломку.
Например, BQ уже тестирует операционную систему Harmony OS от китайской компании Huawei. Генеральный директор BQ Владимир Пузанов рассказал «Газете.Ru», что новые устройства бренда в любом случае будут выходить без поддержки мобильных сервисов компании Google. Аппараты BQ на Гармошке выйдут в самое ближайшее время, там нет никаких проблем.
AYYA пошла другим путем, и уже выпустила аппараты на российской мобильной ОС Аврора (это бывшая финская Sailfish). Такой аппарат на Авроре AYYA T1 показывала Маша Бутина — после чего у российских белоленточных видеоблогеров пригорело, и они кинулись наперебой снимать видосы со своим «тестированием» этого аппарата, всячески его понося.
Однако прикол в том, что все эти дегенераты «тестировали» аппарат Ayya T1 с обычным Андроидом с гугель-сервисами. То есть по сути другой аппарат. Ayya T1 с «Авророй» доступна для заказа только лицам из корпоративных и государственных структур, обычным людям ее просто не продают — это так называемый «трастфон», то есть аппарат с повышенным уровнем защиты и устойчивости к взлому. Естественно, у него колоссальные проблемы с софтом — на нем тупо не будет работать почти ничего из того, что вы привыкли ставить на Андроид. Но безопасность требует жертв.
По железу AYYA T1 не представляет из себя ничего примечательного — прямо скажем, мой Honor 30i гораздо лучше (а куплен он за цену даже чуть ниже, чем просят за AYYA T1). Однако к Гонору в теории могут иметь доступ китайские товарищи из отдела глубокой разведки — а к AYYA T1 с «Авророй» имеет доступ только родное ФСБ, и даже оно не имеет полного доступа к микрофону и камере аппарата, потому что на AYYA T1 вы можете выключить их АППАРАТНО, специальным выключателем.
Я не настолько параноик, мне хватает того, что товарищи китайцы выпотрошили Андроид и очистили его от американских закладок, избавили его от дурацких GMS. В таком виде Honor 30i (версия 4/128) работает прекрасно — заряда аккумулятора мне хватает на 12-14 суток, AMOLED-экран 2400×1080 прекрасно читается даже на ярком солнце, навигация работает с Глонасс, Байду и Галилео и плевать хотела на кривой американский GPS, и так далее.
Что касается сервисов HMS и их отличия от GMS — эти отличия разительны. У меня на аппарате полностью отрублен мобильный интернет — в интернет аппарат ходит только через Wi-Fi, а на этом самом Wi-Fi у меня стоит файрволл, на котором я могут отсмотреть всю сетевую активность аппарата. Так вот — HMS сами по себе, без спроса владельца, практически никуда не лазают. Если подключена синхронизация файлов — очень изредка они проверяют, не изменилось ли там что-то, и если не изменилось — то и ОК. Проверяется наличие обновлений прошивки и приложений — первое делается почти сразу после появления интернет-соединения (если вас долго не было в сети), и затем происходит редко, раз в несколько суток. Приложения контролируются еще реже, как правило — при их запуске. В общем, при наличии сети сам аппарат в неё почти не лазает, трафик — мизерный.
У китайцев даже доступ в облако Huawei сделан своеобразно. Скажем, у меня на одном аккаунте висит два аппарата — смартфон Honor 30i и планшет Huawei MatePad T10s (да-да, оба бренда прекрасно живут на одном аккаунте). На планшет накачано музла. Я выбираю на планшете — отобразить такое-то музло в облако. Оно заливается туда — но на планшете оно остается. Однако теперь оно отображается и на смартфоне — до поры до времени как лежащее в облаке. Если выбрана фоновая синхронизация — смартфон постепенно выкачает всё это в свою локальную память, и тогда музло будет играться без всякого доступа в сеть. А пока не выкачано — оно будет играться через сеть, одновременно скачиваясь в локальную память. И если не включать фоновую синхронизацию — то выкачается в локальную память только то, что вы слушали/читали/смотрели.
То есть система настроена так, чтобы максимально минимизировать трафик по сети. Китайцы не избалованы анлимом и тотальным покрытием сетью, и потому резонно считают, что безумства с постоянным онлайн-доступом — не для них.
Так вот, возвращаясь к GMS — то, что они устраивают в сети, это просто какая-то цифровая порнография. Они постоянно что-то качают, ломятся на какие-то мутные АНБ-шные сервера, и так далее. Активность не прекращается никогда, даже если вы заблокировали телефон кнопкой — GMS всё равно лазают в Интернет. Из-за этого телефон вынужден постоянно находиться в режиме передачи данных, если у вас включен мобильный интернет, он будет висеть на связи с сотой — от этого идет дикий жор батареи. Отключение передачи данных в плашке управления андроидом — обычно не помогает, или помогает мало. Иногда помогает перевод телефона в режим полёта — но и это не на всех моделях. Фактически избежать этого жора можно только одним способом — отрубить полностью мобильный интернет. Но на большинстве современных телефонов эта возможность либо вообще отсутствует, либо спрятана так далеко в настройки, что фиг найдёте.
А на стороне мобильного оператора — в России сейчас практически нет тарифов без интернета. Ну вот просто нет, вы уж мне поверьте. Там, где тариф не предусматривает пакет доступа в Интернет или позволяет его отключить — обязательно есть неотключаемая опция «интернет по запросу», которая на самом деле означает, что когда ваш телефон полезет в интернет — ему автоматически включат доступ на сутки, с оплатой либо за сутки, либо за потребленный трафик. В случае с GMS это означает, что вы будете сидеть в сети всегда и платить непрерывно. У операторов не идиоты сидят — они знают, как качать из вас деньги.
У Хуавеев и Гоноров, слава Богу, есть в настройках явным образом реализованное отключение доступа к передаче данных, и оно действительно работает. Я проверял. Более того — у них есть встроенный файрволл, позволяющий отключать доступ к передаче данных избирательно для отдельных приложений и определенных ситуаций. Это вам не Ойфон горбатый, люди думали о пользе потребителя, а не о том, как опсосам выкачать побольше денег из безмозглых куриц.
Кстати, интересно то, что некоторые программы в хуавеевской appgallery по размеру раза в три меньше, чем в гугломаркете — при том же самом функционале. А как же так вышло, а кто же это сделал? А это гуглевская Android Studio напихала в приложения какого-то мутного кода якобы для работы с GMS, а на самом деле этот код вообще непонятно что делает.
Строго говоря, если сертификации GMS не будет — российские производители смартфонов могут, точно так же как некоторые китайские, ставить AOSP — Android Open Source Project. Он не сможет пройти сертификацию в гугеле — ну так её в любом случае для российских компаний закрыли.
А зачем вообще эта сертификация от Гугеля нужна — вы не задумывались?
По сути, она нужна только для того, чтобы у вас на телефоне работал Google Pay, и можно было платить за фильмы на Netflix и прочие электронные покупки. Всё остальное без особых проблем обходится. В конце концов, те же HMS спокойно скачиваются и ставятся на AOSP сборки — и всё работает, вместо Google Pay там Huawei Pay, но даже он не нужен, потому что соответствующие платежные средства нативно встроены в мобильный клиент Сбербанка. Зачем что-то городить, если есть сбер?
На днях министр торговли США Джина Раймондо (Gina Raimondo) заявила, что китайские компании «абсолютно точно» подвергнутся удару со стороны США в случае поставок полупроводников в Россию. В целом речь идёт о поставках чипов, выпущенных с использованием «американских технологий» (на самом деле никаких «технологий» у США давно нет, речь идет об использовании американского программного обеспечения и оборудования в процессе производства чипов).
Компания Hewlett Packard Enterprise (HPE), специализирующаяся на оборудовании корпоративного класса и облачных инфраструктурах, сообщила о деактивации всех зарегистрированных пользователей из России и Белоруссии. Нужно отметить, что ранее компания HPE объявила о прекращении поставок своей продукции на территорию Российской Федерации. Деятельность в России приостановили и многие другие крупные компании: Dell, Cisco, NetApp, IBM, Oracle и другие.
Между тем российская компания «Базальт СПО» предоставила право бесплатно использовать операционную систему Simply Linux всем организациям и частным лицам, которые пострадали от санкций Microsoft. ОС можно свободно скачать с сайта компании, установить на неограниченное число компьютеров и использовать для работы и досуга. В комплект входит более тридцати программ для выполнения повседневных офисных задач, а также драйверы устройств. Язык интерфейса ОС и прикладного ПО – русский.