Наше кальвадосохранилище

Кальвадос — крепкий алкогольный напиток, производимый в Нормандии путем перегонки яблочного сидра. Судьба кальвадоса отчасти схожа с судьбой арманьяка. Находясь в тени коньяка, эти напитки избежали чрезмерной коммерциализации и веками, как любимые дети, воспитывались в тиши небольших хозяйств.
В отличие от виноградарства в провинции Коньяк, выращивание яблонь и груш никогда не было для крестьянства Нормандии основным видом деятельности. Этим и объясняется уникальный характер кальвадоса — французского напитка «для себя».
Подобно абсенту, начавшему свое шествие по миру вместе с Африканским экспедиционным корпусом, кальвадос обязан своей известностью прежде всего французским солдатам Первой мировой войны.
Яблоки для сидра мельче обыкновенных и чрезвычайно богаты танинами. Главными критериями отбора как раз и являются содержание танинов в получаемом сусле и его кислотность.
В августе яблоки поступают на винокурню, где определяют их зрелость. В соответствии с правилами, яблоки специально не моются. То есть как птицы их обсерили – так они с птичьим гогном и идут в чан. Затем из них выжимают сусло. Натуральное брожение сусла длится пять недель и дает сидр — слабоалкогольный напиток крепостью от 4 до 6%.
После ряда технологических операций его разливают в шампанские бутылки и укупоривают корковой пробкой. Такой недистиллированный сидр в полном объеме сохраняет легкий и тонкий аромат спелых, сочных яблок. Французы любят его как недорогую и оригинальную альтернативу шампанскому, в том числе и за новогодним столом.
Еще одна вариация сидра — Pommeau de Normadie (Поммо де Норманди), напиток, получаемый сочетанием сидра (50%) и отборного кальвадоса (50%). «Поммо де Норманди» выдерживают в дубовых бочках как минимум 14 месяцев. Его крепкость — 17%.
В 1741 году, по настоянию канцлера Анри Франсуа д’Эгессона, королевский совет принял решение, определявшее обязанности и привилегии нормандских производителей спиртного напитка из сидра. В соседних провинциях использовали это название в ущерб производителям Нормандии, которым не удалось отстоять свои права в суде. Лишь в 1942 году при нацистах были изданы правительственные декреты, регламентировавшие порядок производства кальвадоса и присвоившие ему категорию АОС.
Сейчас сидр дистиллируют либо в «alambic charentais» (кальвадос Pays d’Auge) или в аппарате типа «patent still». Чтобы получить истинный кальвадос Pays d’Auge, необходима двойная дистилляция сидра.
Крепость готового кальвадоса — около 40%. Затем в прохладных темных подвалах виноделы выдерживают жемчужину Нормандии в четырехсотлитровых бочках из дуба: в них кальвадос приобретает янтарный цвет, тонкость и богатство букета. Как и в случае с коньяком, производители кальвадоса после выдержки спиртовых растворов составляют купажи, рецепты которых также являются тайной.
При подаче кальвадос должен иметь комнатную температуру. Его наливают в коньячные рюмки. Он является великолепной парой к фруктам, шоколаду и кофе. Кальвадос — король дижестива, идеальный напиток для завершения трапезы. Но если меню состоит из многих блюд, его можно пить и в перерывах между ними. На севере Франции есть вековая традиция «опрокидывать» рюмку кальвадоса при каждой смене блюд. Чем Кепка и пользуется, поэтому к вечеру приходит в прекрасное настроение и критикует Путина на все 146%. А там уже и мулатки на подходе, и всё заверте…
София Лорен смотрит на это неодобрительно:
А кому теперь легко?