Monolith 2024
Немецкая студия Animation Arts, которая за свое немалое время существования делала только квесты, у меня давно на особом счету. Яркая рисовка и несложный геймплей позволили мне пройти все их игры (кроме одного спин-оффа про Сэм Петерс) без особых трудов.
Когда-то они прославились целой трилогией про русскую девушку Нину Каленкову и ее фантастические приключения «Тунгуска. Секретные материалы», которая приобрела ряд фанатов по всему мир. Из всех трех игр мне лично понравилась только первая, да и то только за смешную клюкву про русских и неплохой для квестов своего года визуал. В остальном – сюжет был глуп и шаблонен, загадки нелепы и решались лишь перебором, герои картонные и пустоватые, да и вообще, авторы скатывались до халтуры и плагиата. В продолжениях качество картинки слегка просело, хотя и некритично, а сюжеты так и остались дурью, а плагиат вышел на новые высоты (особенно в третьей игре, где нагло тырили из Assasin’s Creed).
Но палка раз в год все же стреляет, и те же немцы сделали без шуток отличную игру в духе Индианы Джонса «Lost Horizon». Вот там яркая рисовка и кинематографичный казуал были в тему, имелся не самый затертый сюжет, клюквенные нацисты забавляли, главгер был неплох и ярок, имелись какие-никакие загадки, и даже был передовой для жанра моушен-кэптчинг. И пусть середина действия откровенно провисала до уныния и плагиата опять было немало, но финал с явными идейками из старых квестов хорошо все закончил.
Жаль, что спустя много лет авторы выпустили откровенно халтурный и скучный сиквел, где единственное, что смешило – горы клюквы про злых коммуняк и картонную Москву, а плагиат стал просто вопиющим. А что до мобильной казуалки «Preston Sterling», то про это недоразумение даже говорить смешно.
Так или иначе, при всех недостатках, немецкая студия – из тех явлений, за которыми просто интересно следить вовлеченной аудитории. А спустя долгих и печальных шесть лет гробового молчания они внезапно обрадовали остатки своих фанатов, наконец закончив свой долгострой «Monolith». Несчастная игра в жанре космической фантастики о исследователе, потерпевшем крушение на другой планете, создавалась с перерывами аж с 2011 г., и за это время даже многие фанаты давно уже махнули на нее рукой. Ан нет, немецкое упорство все-таки довело проект до победного конца и даже выпустило его на русском языке!
И пусть в процессе игра поменяла главного героя на женщину, но в любом случае ее выход стал, каким-никаким, а событием полудохной квестовой индустрии. В результате я, хорошая зная «творческий почерк» студии, сел играть с насмешливым скепсисом, чтобы поиздеваться над своими любимыми плагиаторами и бракоделами. Каково же было мое удивление, что студии, похоже, удалось создать вторую в своей карьере неплохую игру, при всех серьезных оговорках. Ради такого я, как тоже своего рода исследователь, пусть и не космический, решил написать краткий отчет.
«Monolith» – по первоначальным рекламным отзывам это типичная игра в жанре космической фантастики. Мир стандартный – некое фантастическое будущее, в котором наша героиня работает в Межгалактической Горнодобывающей Корпорации исследователем. Зовут ее Тесса Картера, это молодая симпатичная девушка из Канады, которая любит космические исследования и свою семью, мужа Энтони и сына Фина.
Завязка тоже стандартная – во время полета возле некой безымянной планеты ее космолет терпит кружение и падает в какие-то скалистые горы. Придя в себя, она видит, что корабль восстановлению не подлежит, а ее партнер Марк куда-то пропал. С этого и начинаются ее приключения, причем она даже в какой-то мере этим возбуждена, а не испугана.
Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет,
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
Уже начало игры показало, что хотя студия свои технические возможности и улучшила, но в целом не принципиально. Квест 2024 г. выглядит примерно так же, как старый «Lost Horizon-2» восьмилетней давности, а в какой-то мере и похуже. Фонов тут очень много, они симпатичные, даже местами безусловно красивые, но все со следами ручной рисовки и фотошопной анимации. Судя по промо-артам, их сделали еще в начале 2010-х гг. и с тех пор не особенно меняли.
Персонажи – трехмерные, 3D приличное, но не шикарное. Есть, как и раньше, много кат-сцен, на сей раз куда более приличных, чем мутные ролики в прошлых играх. Неожиданным стало почти полное отсутствие в игре саунтрека – видимо, экономили при создании, других причин не вижу. В целом недорого, но очень пристойно для жанра, настоящий привет из нулевых, планку качества немецкие аниматоры не опустили.
Геймплей в целом оказался сносным. Это не прежние идиотские действия наобум, как в первой «Тунгуске», и не унылый казуал как в поздних играх. Предметов подбирается много, активных точек много, и хотя они подсвечиваются пробелом, с лету решить головоломки не всегда удается. Игру никак не назвать казуальной, хотя и застрять тут тяжело – все решается после недолгих раздумий и проверок окружения вполне успешно, главное — не лениться. В общем, в кои-то веки нашли золотую середину.
В то же время осталось много родимых пятен прошлого – действия достаточно линейны, особенно поначалу. Каждые десять минут они прерываются какими-то мини-играми, не самыми оригинальными, в частности, несколько раз будут упрашивать вставлять провода в нужные гнезда, и с этим справится даже ребенок. Головоломок таких много, они затягивают действие, но в целом нормальные. Разве что загадку с сейфом я так и не понял, как должен был решить. К счастью, на этот случай есть функция пропуска мини-игры, которая доступна с самого начала.
Плюс игры в том, что ты действительно должен, как и твой аватар Тесса, быть полноценным исследователем незнакомой территории. К твоим услугам будет много вещей, которые сильно упростят жизнь – много предметов, оборудование, инструменты, небольшие подсказки, а самое главное – верный спутник: летающий говорящий дрон КНИС (Когнитивная Наблюдательная Исследовательская Сущность). Это типичный робот-слуга из фантастических произведений, который будет дружить тебе до последнего, специально включит для тебя протоколы юмора и сарказма, а потом героически пожертвует собой. С его помощью можно регулярно сканировать территорию на наличие опасностей и малозаметных мелочей, вести обсуждения и делать выводы. Но вот доходить до решения загадок и преодолевать препятствия придется самому, хотя для совсем ленивых, в принципе, в игре есть встроенное прохождение.
Неожиданный поворот игры оказывается в том, что мы не будем исследователем другой планеты, ее необычной флоры и фауны. Нам не придется играть в Робинзонов и постигать необычный инопланетный мир. Достаточно быстро мы попадем в техногенное сооружение на этой планете, в котором и пройдет чуть ли не 90% сюжета игры. А сюжет окажется связан, несмотря на надежды Тессы, вовсе не с авантюрными приключениями и исследованиями другой планеты, а с загадкой ее прошлого и судьбой ее семьи. А то, что у нашей героини есть какая-то загадка, становится понятно быстро, когда она с удивлением видит, что карточка в ее скафандре почему-то оформлена на другое имя.
Собственно, именно вот эта интрига является главным сюжетным крючком и двигателем. Структура сюжета тут проработана и выглядит просто: все показанное на экране это вроде как рассказ Тессы лечащим врачам – кат-сцены с двумя деревянными модельками собеседников идут каждые полчаса, постепенно надоедая дубовостью, но зато создают впечатление кинематографичности.
Всё действие делится на пять дней, в течение которых Тесса преодолевает какие-то проблемы, а на следующее утро следует эффектный кинематографичный поворот, который подбрасывает загадок и заставляет играть дальше в надежде найти в финале все ответы. Загадок тут море – амнезия главной героини, странные свидетельства, загадочный неуловимый преследователь, который может ударить в любой момент – и многое другое. В какой-то мере это походит если и не на детектив, то точно на попытку реконструкции прошлого.
Все это и побуждает идти в игре до конца, преодолевая многочисленные препятствия. Благо, как любит повторять сама Тесса и ее работодатель: «Без препятствий нет прогресса».
А повозиться придется очень и очень серьезно. Игра благодаря сильному упору на быт исследователя на другой планете смахивает чуть ли не на симулятор космического путешественника. С обстоятельной немецкой дотошностью и скрупулезностью вам придется своим умом доходить до решения самых разнообразных проблем. Как найти нужное растение на болоте, какие манипуляции сделать для входа на заброшенную базу, как что-то включить, починить, собрать, исследовать, вылечить, передвинуть, обезопасить, проложить маршрут – и т.д. и т.п., задач просто море, не продохнуть.
Все это обязательно сопровождается тоннами диалогом и монологов, включая реплики при чуть ли не каждом действии нашей героини, которые так же дотошно и старательно объясняют все, что происходит вокруг, вплоть до мотивации действий, причин и последствий поступков и планов на будущее. Да-а-а-а, немцы очень дотошны, это вам не в «Депонии» поражаться абсурду действий героя…
Надо отдать должное, немцы выдавили всё возможное из идеи сделать как можно больше геймплейных загадок на одних и тех же фонах, да еще и регулярно обыгрывали трехмерность своих деталей. Придется часто управлять механизмами, высчитывать их траекторию движения, исследовать окружение, посещать одни и те же места для использования ранее заблокированных функций – и прочее, и прочее. Но и без этого технических задачек хватит с лихвой, пусть и несложных. Готовьтесь, игра научит вас многому – добывать аскорбиновую кислоту, смешивать кислоты, высчитывать пропорции металлов и химический реакций и т.д. и т.п. Все это проработано с немецкой обстоятельностью, вплоть до многочисленных записей с пояснениями и терминами, как реальными, так и вымышленными.
Неплохи по меркам студии и персонажи, благо действие камерное и их, по сути, два – Тесса и забавный КНИС; остальные герои действуют в основном во флешбэках и записях, тут не разгуляешься (кстати, среди них упоминается Нолан Картер, первоначальный герой). Тесса – увлеченный исследователь и любитель космических путешествий, авантюрист по натуре, но девушка умная, смелая, расчетливая. А КНИС тем более – типичный помощник-робот с толикой юмора, такого персонажа испортить сложно. Тут добавить нечего, над персонажами поработали – даже, возможно, слишком: немного прикрутить фитилек болтовни и многословия им бы не помешало.
Ах да, еще несколько раз встречаются забавные пасхалки, в том числе и на себя: упоминается и пират Гайбраш, и звездолет «Каленков» и даже «Баба-Яга». Ну, не зря два аниматора студии из наших.
В общем, все бы ничего, играть было бы немного занудно, но вполне интересно, но ложку дегтя вносят несколько огрехов. Их немного, большинство объясняются небольшим бюджетом игры, типа косячков анимации и нередко черных экранов вместо нее – но пару самых важных выделить стоит.
Во-первых, в игре откровенно запороли управление персонажем. Практически всю игру его моделька с трудом обходит препятствия и нередко при тычке курсором в нужную точку начинает вдруг бестолково кружить на одном месте. Вырваться из этого часто бывает непросто, приходится учиться. Бегает модель тоже с большой неохотой, а перемещение по двойному клику есть, но работает часто из рук вон плохо.
Такое управление присутствует всю игру, особенно когда на фоне есть анимация. Особенно подлая халтура была ближе к концу, когда у меня персонаж внезапно вильнул вниз и – пропал с экрана! Это был откровенный шок. Вернуть его так и не удалось, и пришлось проигрывать несколько часов игры заново, так как я забыл сохраниться. Подлость, конечно, та же еще.
А во-вторых, разгадка игры оказалась… Ну, не настолько уж оригинальной, как хотелось бы. По сути, это всего лишь старое-доброе клише, подсмотренное у многочисленных предшественников, типа, скажем, квеста «Sanitarium» (откуда, кстати, здесь даже взята и «творчески переработана» одна головоломка, с движениями близнеца на локации).
Кроме того, как и многое в игре, кульминация с раскрытием этого безбожно затянута на целый час, чтобы игру проходить надо было дольше. И многочисленные кат-сцены приедаются. А хваленый монолит, вынесенный в название, вообще игре сто лет не нужен – это тупо форма одной из локаций, что не несет в себе никакого смысла. С таким же успехом его можно было назвать «Куб», «Сфера» или «Гексагон».
Подытоживая. Эту игру сложно назвать новой классикой жанра, и тем, кто любителем квестов не является, я это настоятельно советовать бы не стал. Игра все же не того уровня, проходить ее надо достаточно долго и старательно, при том, что она явно не экстра-класса. А вот любителям жанра – это рекомендуется смело и без оговорок. Наконец-то у нас есть нормальный, оригинальный сюжет, прописанный сеттинг, приличные персонажи, абсолютно логичный и здравый геймплей, уместные драматургические приемы без переборов и много, много вполне реалистичного быта исследователя на другой планете, который не столько исследует живой мир, сколько возится с механизмами.
Даже техническое исполнение на уровне 2012 года можно считать этаким плюсом для ностальгирующих. Конечно, проект не настолько крут и ярок, как мог бы быть (сравните с игрой почти того же класса «J.U.L.I.A.: Among the Stars», где все же есть полноценное исследование других миров, более тщательные головоломки и даже графика лучше!). Но зато в кои-то веки студия создала по-настоящему приличный интересный продукт, который даже в старые времена, когда таких квестов было немало, оценили бы не менее чем на четыре с плюсом, а уж сейчас тем более.
Достойная, хоть и камерная космическая повесть про заброшенного на другую планету человека, на которую не жалко потратить время.
Tiles HOP гамаю из плэймаркета под трек атл священный рейв
Офигеть, что я вижу. Я думал, кто же в это играет? А вот.
Ну что же, такой опыт тоже нужен.