Литовский национализм и вопрос Вильнюса

Возобновившаяся война в Нагорном Карабахе вновь сделала популярным одно из самых стереотипных объяснений любого этнотерриториального конфликта. Азербайджанцы, мол, воюют с армянами, потому что они веками друг друга ненавидели и спорили за Карабах.

То же самое у сербов с албанцами за Косово, венгров и румын за Трансильванию, и даже конфликт России и Украины в этой логике уходит корнями в давно копившиеся обиды, вроде неправильного поведения Мазепы, упразднения гетманата и прочей Киевской Руси.

Пропаганда с обеих сторон помогает надежно закрепить эти исторические претензии в массовом сознании, так что мало кому приходит в голову задуматься о том, как давно они были придуманы на самом деле.

Когда именно армяне и азербайджанцы узнали, что они всегда друг друга ненавидели? Уж точно не раньше, чем узнали, что они принадлежат к нации армян и к нации азербайджанцев. А значит, сравнительно недавно.

В реальности вековые обиды обычно оказываются придуманными довольно недавно и стремительно – всего за несколько лет. Причем придуманы стихийно – без предварительного плана, интуитивно и под влиянием случайных обстоятельств.

А однажды придуманные, они быстро крепнут, начинают жить собственной жизнью и уже сами формируют реальность – чаще всего негативным и разрушительным образом.

Механизм появления одной такой обиды на историческую несправедливость описывают в своей книге «Литовский национализм и вопрос Вильнюса, 1883–1940» Дангирас Мачюлис и Дарюс Сталюнас. Это короткий и насыщенный рассказ о том, как довольно случайно возникшая идея из журнальной статьи за считаные годы становится самоочевидной и главной истиной для сотен тысяч людей и предопределяет развитие целого государства на несколько десятилетий вперед.

Сейчас то, что Вильнюс – столица Литвы, кажется чем-то само собой разумеющимся. Но на самом деле это сравнительно недавнее изобретение. На протяжении почти всего XIX века лидерам литовского национализма не приходило в голову, что Вильнюс может стать столицей формирующейся литовской нации. И у них были веские основания не думать об этом.

В конце XIX века литовский язык считали родным всего 2% населения Вильнюса, безнадежно отставая от поляков, евреев и даже русских. В деревнях вокруг города тоже жили в основном славяне, так что шансы на то, что урбанизация резко увеличит литовскую долю, были невелики.

В Риге литовцев жило в десять раз больше, чем в Вильнюсе.

Главный центр литовской культурной жизни был в немецкой Восточной Пруссии. А в Российской империи если и был город, претендующий на статус центра возможной литовской автономии, то это был Каунас.

В Каунасе литовцев тоже было всего несколько процентов, а большинство составляли евреи и русские, но по крайней мере в деревнях вокруг жили в основном литовцы, что в перспективе должно было увеличить их долю и в городе.

Впервые идея, что литовская столица должна быть в Вильнюсе, появляется только в конце 1890-х годов. Она набирает популярность накануне и во время революции 1905 года.

Еще в 1907 году среди литовских националистов идут споры, какой город выбрать столицей – Каунас или Вильнюс. Но пройдет всего несколько лет, и в 1915 году, когда немецкие войска возьмут Вильнюс, делегация литовцев отправится в немецкий штаб объяснять, что называть город польским – кощунство. Потому что Вильнюс – это якобы тысячелетняя литовская столица, и без нее жизнь для литовцев немыслима.

А еще через пять лет, в 1920 году, молодое литовское правительство сможет поставить под ружье тысячи добровольцев с помощью призыва освободить священную для каждого литовца столицу Вильнюс от польской оккупации.

Двадцать лет – совсем небольшой срок.

Большинство жителей сегодняшней России неплохо помнят, что происходило, скажем, при позднем Ельцине. Можно предположить, что и большинство литовских патриотов из делегации 1915 года должны были помнить времена, когда никто не считал Вильнюс литовским городом, тем более – священной столицей.

Должны были, но, видимо, не помнили. Они настолько надежно вытеснили эти воспоминания, что готовы были умирать за «сердце родины, без которого литовский народ не полный».

Стремительное превращение Вильнюса в священную столицу и литовский Иерусалим шло по классическим принципам изобретения традиций, когда чем сильнее идея оторвана от реальности, тем больше нужно напирать на ее самоочевидность и извечность.

Первый импульс был предельно простой. Кто основал Вильнюс? Судя по летописям, Гедиминас. Кто такой Гедиминас? Великий князь Литовский. Значит, Вильнюс – это литовский город и символ многовековой литовской государственности.

Эта цепочка может выглядеть логично, только если не знать (или, скорее, не хотеть знать), что Великое княжество Литовское – это совсем не государство этнических литовцев. Большинство населения там были славяне. Языком элит был сначала старорусинский, потом – польский.

Сам Гедиминас, правивший в начале XIV века, скорее всего, еще говорил на архаичном литовском. Но уже с конца XIV века Вильнюс быстро полонизируется из-за перехода от язычества к католичеству и династической унии с Польшей.

Но литовским будителям в начале ХХ века нужна была легитимация через древность, поэтому они предпочли игнорировать все эти обстоятельства. Они сделали вид, что географическое и феодальное значение слова «литовский» как подданный Великого княжества Литовского – это то же самое, что этнически литовский. После этой подмены можно взять исторические источники и найти миллион подтверждений тому, что Вильнюс – литовский город.

Тут даже 2% литовцев в населении города перестают быть помехой настоящему литовскому патриоту. Потому что понятно, что литовцев в городе гораздо больше, их там вообще большинство, но они просто забыли, что они литовцы. Или стесняются признаться в своем литовстве из-за той атмосферы нетерпимости ко всему литовскому, которую создали захватившие город поляки.

В патриотических литовских журналах того времени (а других и не печатали) попадаются поразительные утверждения, что дети в детдомах Вильнюса легко выучивают литовский язык всего за месяц. Почему? Потому что это их генетически родной язык. Стоит дать чуть прикоснуться к корням – и зов предков тут же сдувает всю эту наносную полонизацию. Якобы.

Однако одних игр с историей мало. Нужно и самим создавать новые события, которые помогут закрепить за Вильнюсом статус литовской столицы. Например, сделать так, чтобы главные газеты и журналы на литовском языке выходили именно там, и не важно, что большинство подписчиков живет в Риге или Петербурге. Раньше эти журналы публиковались в основном в немецкой Восточной Пруссии, но после революции 1905 года в Российской империи наступили более либеральные времена – можно переместиться в Вильнюс.

То же самое со спектаклями, выставками, литературными кружками – все это надо делать в Вильнюсе. Ведь это «многовековой центр литовской культуры», хотя мы сами его только что таким сделали.

В 1905 году в Вильнюсе провели Великий Вильнюсский сейм. Около двух тысяч свидомых литовцев съехались на пару дней в город со всех концов империи и Европы, чтобы обсудить судьбы родины. Почти сразу после завершения этот слет стали называть вехой в истории литовского народа, важнейшим историческим событием.

Состоялось оно именно в Вильнюсе, а значит, литовцы не должны никому уступать этот город.

Правда, оставалась еще одна проблема. Про священный статус Вильнюса поначалу знал только узкий круг литовских националистов, и нужно было как-то донести это знание до остальных литовцев, большинство из которых в городе никогда не были и очень слабо себе представляли, что это за место.

Тут в дело вступают символы. В центре Вильнюса стоит Башня Гедиминаса. Само название подтверждает ее литовскость, и при этом ее очень легко изобразить. Изображения башни начинают пихать в газеты, журналы, книги. Любой, кто хоть что-то читает на литовском, должен усвоить, что Башня, а вместе с ней и Вильнюс – это главный символ всего литовского.

Религиозные чувства литовцев тоже можно направить в правильное, патриотическое русло. Вильнюс – один из крупнейших центров католичества, многие литовцы веками ездили туда в паломничества – только не из националистических, а из религиозных соображений. То есть знаний и эмоций в отношении Вильнюса в народе уже накоплено немало.

Осталось сделать небольшой шаг – сказать, что намоленные святыни в городе – это не просто святыни, а литовские святыни. И вот уже общественность кипит от возмущения, когда городские власти пытаются добавить в Острой Браме надпись по-польски. Ведь это же кощунство – как можно осквернять польским языком место, которое веками было святым для литовцев.

Преодолев первую инерцию, процесс объявления Вильнюса литовским катился дальше все быстрее и по ходу усиливал сам себя.
Ведь если город литовский, то и всё, что там есть, – тоже литовское. Архитектура, например. Там же шедевры нашей литовской архитектуры – как от них можно отказаться?

А жители Вильнюса всех эпох? Они тоже, получается, часть литовской культуры, литовской нации. Пускай некоторым из них поляки и заморочили голову, заставив писать и говорить на польском.

Первая школа с обучением на литовском языке открылась в Вильнюсе в 1907 году.

А всего через 10 лет, к концу Первой мировой войны, ни у кого из литовских политиков не было сомнений, что столицей новой независимой Литвы может быть только Вильнюс. И их совершенно не интересовало, что у 98% жителей города могут быть другие планы. С порога отметалась даже осторожная идея автономии для польского большинства. Ведь это же священная столица литовцев – как она может быть от них автономна?

Правда, одной убежденностью войны не выиграешь.

Осенью 1920 года, после многократной смены власти Вильнюс заняла более боеспособная Польша. Лига Наций была готова посредничать в конфликте. Только что получившие независимость Польша и Литва не были проигравшими изгоями, вроде Венгрии, Германии и Советской России. Обе были заинтересованы в том, чтобы сохранить поддержку Запада, и серьезнее относились к рекомендациям Лиги. Но посредничество закончилось ничем. Типичная рекомендация Лиги Наций – провести на спорной территории плебисцит – оказалась неприемлемой для Литвы.

Литовское руководство прекрасно понимало, что в Вильнюсе и окрестностях некому голосовать за то, чтобы войти в состав Литвы.

Строителям литовской нации без Вильнюса было даже удобнее. Идея возвращения потерянной столицы куда лучше подходит для мобилизации масс, чем сама эта столица, которая к тому же совсем не похожа на литовскую.

Правительству независимой Литвы пришлось эвакуироваться во временную столицу – Каунас. Но тема возвращения Вильнюса будет отравлять литовскую политику до самой Второй мировой войны.

С обретением независимости в Литве началось массовое национальное строительство, и миф о потерянном Вильнюсе лег в его основу. По сути, крестьянам в дальних деревнях где-нибудь в Жемайтии объяснили, что они – литовцы, а значит, должны тосковать по Вильнюсу и бороться за его возвращение. Не обязательно военными средствами – никто не рассчитывал на скорую победу над Польшей. Бороться за возвращение небесного Вильнюса должны были все вместе, каждый на своем месте. Лучше учиться, лучше трудиться, быть лучшими литовцами и строить лучшую Литву.

С переходом Литвы к авторитарному режиму в 1926 году миф о Вильнюсе, по сути, стал государственной идеологией. Деды воевали, кровь проливали, строили и развивали Вильнюс – надо быть достойными их памяти и подвигов. Любой, кто усомнится, – предатель и осквернитель святыни.

Союз освобождения Вильнюса превратился во что-то вроде правящей партии с десятками тысяч членов и отделениями во всех деревнях и учреждениях. Вступить туда – способ продемонстрировать лояльность режиму и получить доступ к привилегиям.

Само собой, подрастающее поколение ни в коем случае не должно утратить многовековую память о Вильнюсе, которую мы сами придумали 20–30 лет назад. В школах проводили еженедельные уроки освобождения Вильнюса, выдавали школьникам символические паспорта граждан Вильнюса, а зимой дети лепили не снежную бабу, а снежный макет Башни Гедиминаса.

Как и положено, была специальная патриотическая кричалка. Пароль – «Вильнюс захвачен», отзыв – «Мы его освободим» (наверное, на литовском это звучит более ритмично). Плюс специальный день скорби об утраченном Вильнюсе, регулярные передачи по радио о Вильнюсе, фестивали, выставки, лекции. Всё, чтобы всем стало ясно: литовец – это тот, кто стремится освободить захваченный поляками Вильнюс.

А если не стремится, то это уже не литовец.

У этой одержимости были печальные последствия. Вся внешняя политика страны свелась к одному вопросу – борьбе с Польшей за Вильнюс. Хотя объективные международные обстоятельства требовали от Литвы как раз обратного – сближения с Польшей, чтобы противостоять ревизионистской Германии и СССР.

Вместо этого, если кто-то отваживался заикнуться, что нацисты и Советы тоже могут представлять для Литвы угрозу, его тут же объявляли предателем, который продался полякам и поет с их голоса, чтобы убедить литовцев забыть про Вильнюс.

Обратной стороной этой постоянной мобилизации стало навязанное самим себе чувство уязвимости. Раз поляки отняли Вильнюс, то могут отнять вообще всё. Вильнюс – это только первый шаг. Стоит утратить бдительность, и они тут же будут в Каунасе, в Клайпеде. Вот вы, жители Шяуляя, думаете, что проблема Вильнюса вас не касается? Вспомните эти слова, когда вслед за Вильнюсом поляки придут отнимать у вас Шяуляй.

Отсюда максимальная дискриминация тех немногих поляков, кто оказался после войны по литовскую сторону границы. Любая уступка польскому меньшинству – это предательство идеалов Вильнюса.

Последнее демократическое правительство было свергнуто в 1926 году националистами из-за того, что собиралось открыть несколько польских школ.

Все это сопровождалось абсолютным равнодушием к тому, что происходит в реальном Вильнюсе. Новости оттуда – только о том, как поляки дискриминируют живущих в городе литовцев. За два межвоенных десятилетия литовское руководство не удосужилось разработать даже примерный план интеграции Вильнюса и переноса туда столицы.

Самое удивительное в литовской борьбе за Вильнюс то, что в итоге сработал самый бескомпромиссный и, казалось бы, безнадежный курс. Правы оказались те радикалы, кто уверял, что нельзя допускать никакой федерализации, никакой автономии, никаких уступок полякам. Нужно просто дождаться следующего общеевропейского катаклизма, который перекроит все границы, и Вильнюс сам упадет литовцам в руки.

То, что многие годы казалось безответственной наивностью, сбылось.

С чего вдруг нацистская Германия и Советский Союз, начав пересматривать границы, должны были отдать Вильнюс именно литовцам? Ни с чего, но они это сделали. Мало того, они превратили Вильнюс в город с литовским большинством. Немцы уничтожили евреев, а Советы после войны выселили поляков за новые границы Польши.

Всего за 50 лет оторванная от реальности фантазия из националистических журналов – о Вильнюсе как столице Литвы с литовским большинством – воплотилась в жизнь.

Правда, книжка заканчивается на 1940 году, и там уже нет ничего о том, как литовские крестьяне, согнанные с земли коллективизацией, заселяли опустевший без поляков и евреев город. Удивительная победа безнадежной затеи литовцев остается за пределами повествования.

Как нет в книге и ни малейшего намека на национальные чувства авторов, хотя оба – литовцы.

«Литовский национализм и вопрос Вильнюса» вышел в 2015 году. Всего двадцатью годами ранее не только в Литве, но и на Западе трудно было представить книгу, где авторы так откровенно рассматривали бы недостатки национального нарратива одной из восточноевропейских наций, не делая попыток спихнуть беды на имперское, советское, немецкое, польское угнетение.

Механизм национального мифотворчества описан беспристрастно, с четким пониманием его логики и негативных последствий.

И это обнадеживает.

В исторической науке условность таких явлений, как нация, язык, заветы и земли предков, уже стала общим местом. Это знание неизбежно будет расползаться все шире и шире, снижая уровень напряжения. Не в Вильнюсе, конечно, где все уже давно успокоилось, а во многих других конфликтах, где стороны до сих пор используют национальную мифологию в качестве аргумента на переговорах.

Чтобы решить, что Карабах — священная армянская/азербайжданская земля, людям, как минимум, надо осознать себя армянами и азербайджанцами, а это штука довольно недавняя.

Материал: https://marss2.livejournal.com/4397380.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

43 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Henren
Henren
8 месяцев назад

Вильно никак не могет быть литовским, как и Варшава — польской. Это города Российской Империи.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

Поддерживаю!)

Eciffo Etercfotib
Eciffo Etercfotib
для  Henren
8 месяцев назад

Гельсингфорс, Карс и Эрзерум, кстати, тоже.

Henren
Henren
для  Eciffo Etercfotib
8 месяцев назад

Как и Харбин с Гонолулу, собственно. Не говоря уж о Ситке, которая Новоархангельск, ибо в реале ни единого цента за сделку Россия не получила, а стало быть, сделка юридически ничтожна.

Gena
Gena
для  Henren
8 месяцев назад

Кстати да, Новоархангельск. Ибо какого негра он пиндосовский?

Henren
Henren
для  Gena
8 месяцев назад

Вот именно.

RWW2
RWW2
8 месяцев назад

Автор прав. Но давно известно, что земля принадлежит лишь тому народу, который способен завоевать и защитить землю. Все остальное это всего лишь бессмысленные вопли проигравших.

zlogik
zlogik
8 месяцев назад

Хе-хе, примерно так же советским людям внушили через совок презрение к СССР и отобрали русские земли.

Тимо-фей
Тимо-фей
для  zlogik
8 месяцев назад

А там не надо было ничего внушать, «советский» союз настолько гнилое образование, что никакое дополнительное внушение не нужно, чтобы это понять.

Henren
Henren
для  Тимо-фей
8 месяцев назад

Это так. Но ликвидация СССР не должна была означать раздачу земель папуасам и скакуасам. Ее можно и нужно было провести по-китайски.

Gena
Gena
для  Henren
8 месяцев назад

Зондеркомманден и комитеты по землеустройству и приоритетам? В этом что-то есть… давнее…европейско-островное…

Henren
Henren
для  Gena
8 месяцев назад

Ну зачем нам перенимать всякое островное. Вспомним отечественное — «Государыня, Варшава наша!» — «Виват, фельдмаршал!»
» У моста настала снова резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу… „Нет никому пардона!“ — кричали наши солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет, ни пола…»(с)

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

После такого Мистрали бы вмиг отдали, а так прокинули и вуаля.

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

Когда вызываешь авиационную поддержку, и населенный пункт превращается в груду щебенки с кусочками детских тел на гарнир, это производит впечатление, таки да.

Тимо-фей
Тимо-фей
для  Henren
8 месяцев назад

Россия — империя, поэтому играет в долгую. Все вернётся.

zlogik
zlogik
для  Тимо-фей
8 месяцев назад

Как же может всё вернуться, когда сразу начнутся вопли «Не хотим в совок!»?

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

А речь не про совок, а про империю, коя была до совка. Сгнила, конечно, она как нынче путинская Россия — один в один. Но теперь ошибок можно избежать, основываясь на опыте.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

Валить государство изнутри начинают с презрения к нему. Совок это одна из отравленных стрел выпущенных в сознание народа. Будьте объективнее. Опыта нет. Опытные со временем умирают вместе со своим опытом. Подрастают новые дурачки. На них и расчёт. Поэтому Навальный с молодняком и крутится внушая про совок. Так что ошибки повторятся, если не будет системы противодействия им.

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

Никакие внешние силы не могут развалить государство — его всегда разваливает действующая власть. Применительно к России — сначала царская, потом коммунячья, теперь путинская. Нынешний режим — почти 100%-я калька режима поганца Николашки.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

Не коммунячья, а коммунистическая) Не вся действующая власть а только её часть. Как в дворцовом перевороте или заговоре — участвует определённый круг необходимых для переворота лиц. Но и внешняя поддержка тоже необходима. Непонятно в чём калька, но переворот возможен. В этом и проблема. Николая Запад тоже обманул, как и в 1991 Запад обманул Россию. А Вы говорите опыт. Нету его как видно.

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

Да дело не в Западе, а в том, что при батюшке-царе к народу власть относилась хуже, чем к скоту.

Gena
Gena
для  Henren
8 месяцев назад

То так, а сейчас, при тсаре Путине норот ваашпе огоглодал… Одни опухшие с гоглода рожи, на ипхон насосать не можуть…И товар купцы продают поганый- бывало, при тсаре купляешь джинсы заморские. тваревские, так ишшо внуки в этих портах на даче картоплю копали. А таперича -срамота одна, ужо с мануфактуры с дыркаме продают, нет того качества совсемЪ!

Henren
Henren
для  Gena
8 месяцев назад

Еще как лучше стало — царь, гадюка такая, даже интернет в Россию не провел. А Путин смог!

Gena
Gena
для  Henren
8 месяцев назад

Ну вотЪ!. А при КимЧенЫре такого не было!

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

во-во, а ещё там, где достижения, автор забыл про достижения мобильной связи — при СССР это была редкость, а сейчас обыденность. Да что там говорить, в СССР не было Windows и Android вот это достижения. Вот как можно манипулировать логикой, интересно, автор, хоть понял не корректность своих сравнений. И ещё в СССР не было светодиодных фонариков!

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

Ну, не такая уж редкость — в машине Алтай-то стоял.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

Лён тоже для связи применялся в СССР, но речь то о том, что сравнение СССР и современной России часто может быть не корректным в виду сильно различного уровня мирового технического прогресса. Еды это тоже касается. Раньше такой зверской химии не было. А теперь за неё грядёт расплата, но это другая тема.

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

Это верно.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

И что? В 90-е к народу власть вообще не относилась, то есть власть сама по себе воровала, а народ сам по себе выживал. И где же майданы? Где протесты? Где революции? Там же, где сейчас на Украине — с жизнью сильно худшей, чем при Януковиче, а протестов то нетути.

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

А это именно потому, что ельцинская власть и нынешняя хохляцкая в жизнь людей не лезла. Не пытается все контролировать, как Лукашеску и Путин. А в ельцинской России майдан был — забыли, чтоль, как шахтеры у Кремля месяцами касками об асфальт колотили? И всяких митингов полно было — да только никто их не поддержал, все озаботились заколачиванием бабла. Ибо возможностей для этого было — море. Плюс открытые границы. По факту, чтобы выехать за рубеж, нужен был только паспорт и деньги на проезд. А сейчас и визу-то в США и Европу получить — проблема. Плюс каждый мог говорить про власть все, что думает, хоть по зомбоящику, хоть напрямую. Вот поэтому-то значимых протестов и не было. Кто поумнее — разбогатели, дураки сыграли в ящик, а основная масса просто работала за те же копейки, что и сегодня.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

Так на Украине тоже сначала грозились Майдан 3.0 замутить, даже слегка попрыгали, но потом их отколотили кого-то и об асфальт, без всяких касок. Никто и не поддержит, если не будет мощной внешней силы. Это какие умные там разбогатели? Березовский, Гусинский Ходорковский? В то время, как по несколько месяцев не платили зарплату а потом выдавали натурой? Клёво, пол года не получаешь, а потом тебе выдадут три куртки и продавай их как хочешь. Вэри гуд бизнес, но у США. А на счёт говорить — это что, сектанты тоже могут открыто народ охмурять? Охмурят так, что от государства ничего не останется. Поэтому цензура это один из вопросов выживания государства.

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

На Украине народец поступил просто — западенцы моют сортиры в Польше (4 млн), западенки торгуют передком в Италии (официально — 1 млн), восточники пашут в РФ — 5 млн, восточницы — на Ленинградке и Заневском (1 млн), 3 млн ушли вместе с Крымом, 3 млн — вместе с Донбассом. Часть свалила в США. Итого — минус 20 млн. Те, кто остался — это дети, инвалиды и пенсы. Всё, украинский вопрос закрыт. Из РФ за время правления лжеца свалило 10,6 млн. человек — по въездным данным США, КНР и ЕС. Если Запад откроет для РФ границы — свалит всё работоспособное население. Как на Украине.
Что до тех, кто разбогател — их сотни тысяч, если не миллионы. И я не имею в виду Гуся и прочих еврейских воров.

FUnCKy
FUnCKy
для  Henren
8 месяцев назад

Сколько из этих сотен тысяч разбогатели производственным трудом, а не схематозами? Сколько людей эти разбогатевшие оставили без средств к существованию? Думается мне как минимум на порядок.
П. С. По поводу откроют границы и все свалят. Это даже на глупую шутку не тянет. На данный момент если у тебя больше 2х извилин, то без особого головняка можно подобрать себе страну куда свалить и потом свалить без особых проблем. Вопрос в том, что обычно поравалитики там ни в звезду ни в красную армию. И на «благословенном» Западе безработица и так зашкаливает. Там только рабы нужны, чтоб пахали за еду. Или готовые спецы хорошего уровня за недорого.

Henren
Henren
для  FUnCKy
8 месяцев назад

Рабы нужны как раз путинскому режиму. Как бы плохо не оплачивался труд мигрантов на Западе, там платят все равно вдесятеро больше, чем в путинской РФ.

FUnCKy
FUnCKy
для  Henren
8 месяцев назад

Ну и до чего достучались касками шахтёры? Что-либо значимое из их требований было выполнено? Да ни хрена.
Говорили, что хотели? Так вот любое дело топилось в говорильне и ей же и заканчивалось, зато люди, качавшие «скважинную жидкость», по тихому скупали половину парламента. Для того, чтобы и дальше много говорили на разные темы, кроме нескольких и не мешали бизнесу.
Что там ещё из свободных 90х. Смертность, превышающая рождаемость на миллион в год, разбегающиеся мало-мальски ценные кадры, постоянные техногенные аварии и катастрофы. Наркота на каждом углу, шприцы в туалетах, в песочница и на верандах в детских садиках. Конец сельхозу. Тощие курсанты и вообще армия на дне. Зато свобода предпринимательства в виде круглосуточных ларьков с бухлишком и сигаретами. А ещё так сладко спалось под звуки выстрелов ночью. И конечно же пике промышленности. Ибо нехер работать на коммунячьих заводах.

Henren
Henren
для  FUnCKy
8 месяцев назад

1. Теперь парламент скуплен не наполовину, а зачищен на 100%.
2. Скважинная жидкость принадлежит теперь не Ходору, а друзьям Путина — с тем же самым результатом.
3. Смертность при ВВП превышает рождаемость не на миллион, а на более чем миллион человек — компенсируется, частично, мигрантами с юга.
4. Из РФ за время путинизма уехало 10,6 млн человек — те самые кадры.
5. Про техногенные аварии при путинизме и говорить-то неловко на фоне последних.
6. Потребление тяжелых наркотиков при Путине выросло в полтора раза.
7. Армия? Сложно сказать, посмотрим в ближайших боях. В Сирии как-то хреновенько выступает.
8. Ларьки? А теперь и их нет.
Слава лжецу!

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

А что, разве Любовь Успенская в песне Прабабушка нас обманула?!

Родилась я в Порт-Артуре, отец был простой адмирал.
Была я девчонкой — меняла юбчёнки и с мамой ходила на бал.
Помню своих кавалеров, таких нету в СССР:
Поэт Мышлаевский, корнет Рандзиевский и Усов — морской офицер.

Припев:
Послушай меня, деточка, прабабушку свою!
Вот крест святой — я правду говорю!
Да знаешь ли ты, ангел мой, какая жизнь была
Под крыльями двуглавого орла?!

Ах, как мы ели и пили, как мы резвились порой!
А как виртуозно погиб на дуэли Петруша, прадедушка твой!
Как я рыдала, страдала, почти умирала с тоски
И грустное что-то с майором Чернотой играла в четыре руки!

Припев:
Послушай меня, деточка, прабабушку свою!
Вот крест святой — я правду говорю.
Да знаешь ли ты, ангел мой, какая жизнь была
Под крыльями двуглавого орла?!

Сколько же было романов! Да, не вспомню, считай — не считай!
Но помню я точно, влюблён был заочно в меня государь Николай.
В меня государь Николай…

Припев 2 раза:
Послушай меня, деточка, прабабушку свою!
Вот крест святой — я правду говорю!
Да знаешь ли ты, ангел мой, какая жизнь была
Под крыльями двуглавого орла?!

Gena
Gena
для  zlogik
8 месяцев назад

Погуглил «Любовь Успенская » . Это то, что подумал и на прослушивание этого ты тратишь драгоценные минуты своей жизни? Ой-вэй….

Henren
Henren
для  zlogik
8 месяцев назад

Вот именно эту хрень и строит лжец. Песков так прямо и заявил — мол, их идеал — царская Россия.

Небритое прямоходящее
Небритое прямоходящее
для  zlogik
8 месяцев назад

Люба-Кабриолет в этих вопросах эксперт мирового уровня, несомненно.

Тимо-фей
Тимо-фей
для  Небритое прямоходящее
8 месяцев назад

Поливание грязью евреями российской истории — это нормально. Для них.

zlogik
zlogik
для  Henren
8 месяцев назад

Ещё раз поддерживаю в части сохранения русских земель!

zlogik
zlogik
для  Тимо-фей
8 месяцев назад

Такое гнилое, что Запад от СССР трясся в страхе и не позволял себе того хамства, что делает сейчас против России. Что Запад сумел сделать, так это задурить голову русским внушением совка так, что русские потеряв свои земли этому ещё и рады, ну как Вы.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.