Кто и зачем ездит на каршеринге

Когда сервисы каршеринга запускались – в их основе была идея, что это как такси, только пассажир сам крутит баранку. Поскольку не надо платить за работу водителю – поездка для заказчика должна получиться дешевле, чем на такси, а для сервиса выгода в том, что за все происшествия во время поездки отвечает не автопарк (ответственность с наемного водителя-таксиста всё равно перепихнут на автопарк), а сам заказчик.

Однако сейчас эта логика уже развалилась, потому что тарифы на каршеринге выросли – и поездка на нормальном такси уже стоит таких же или сопоставимых денег. А в этом случае – нахрена вам нужно где-то искать свободную машину, осматривать ее со всех сторон, затем самому крутить руль, а в конце поездки думать, куда бы ее пристроить на стоянку, чтобы сдать машину оператору? Ведь можно просто ткнуть кнопку в Яндекс-Гоу, и машина сама приедет вам к подъезду, и довезет куда надо, а о проблемах по пути голова будет болеть у водителя.

Когда-то тариф каршеринга Делимобиль в Питере был 3 рубля за минуту (утром и ночью), и это было действительно выгодно.

Но теперь-то в Питере у Делимобиля тариф для Hyundai Solaris (самое дешевое) от 9.63 руб за минуту (обычный тариф) и от 11.78 руб (тариф “Сказка”). Разница между тарифами в том, что в первый тариф не включена страховка КАСКО (то есть любые последствия аварии заказчик оплачивает из своего кармана). У Яндекс-Драйва тарифы близкие.

Но ведь Яндекс-Го в Питере на тарифе Эконом – это 5 рублей за км и 5 рублей за минуту, так? Ну ладно, с учетом всяких коэффициентов – выйдет 7-8 рублей за км и минуту (при этом 5 минут и 1 км сразу включёны в подачу машины) – в общем, получится около 11 рублей за минуту по городу (я надеюсь, вы понимаете, что по городу машина проезжает за минуту меньше километра?). Это ровно то же самое, что вы платите Делимобилю за тариф со страховкой – только когда вы собьете человека, сядете на нары вы, а не таксист.

Кстати, во многих витуальных таксопарках можно нанять водилу с машиной на целый день (режим “личный водитель”) – это стоит Город 180 р в час, ближний межгород 230 р, дальний 280 р, оплата почасовая, ГСМ включены в оплату. В таком режиме принято оплачивать минимум 8 часов, но вообще как договоришься.

Сравните это с почасовым тарифом у каршеринга Ситидрайв (самое дешевое предложение для почасовой аренды):

2 часа – 363 рубля;
3 часа – 542 рубля;
6 часов – 1085 рублей;
12 часов – 1186 рублей.

Получаются очень близкие цифры. И это понятно, почему – коэффициент использования машины у таксистов гораздо выше, чем в каршеринге. Есть статистика – в период с 8:00 до 21:00 (самое активное использование машин) около 60% парковок каршеринговых машин Яндекс.Драйв внутри МКАД длятся не более часа (в среднем около 45 минут). За пределами этого окна простои машин гораздо выше – они могут стоять по многу часов, пока их кто-то арендует. То есть в среднем машины каршеринга стоят между поездками, будем считать, около 1.5 часов (90 минут).

Но сама по себе длительность простоя еще ничего не говорит об эффективности использования машины, потому что мы не знаем второй составляющей – времени поездки, которую только и оплачивает заказчик. Цифры для Москвы у меня нет, а вот по Петербургу поездка в каршеринговой машине длится в среднем 38 минут.

Вы понимаете, что это означает? Это означает, что коэффициент полезного использования автомобиля в каршеринге не превышает 25%. И даже в самые востребованные часы он не достигает 50%. Считается это так:

38/(38+45) = 0.46

Понятно, что в такси коэффициент использования намного выше. И смысл всех этих “агрегаторов такси” для таксиста в том и был, чтобы поднять коэффициент использования машины.

Отчего так получается, что каршеринг менее эффективен? А от того, что потоки машин в городе имеют хорошо известную циклическую несимметричность – утром народ валит из спальных районов окраин на работу в центр, а вечером – из центра на окраины. Большинство каршеринговых машин, сделав одну такую поездку – оказываются брошены на забитых стоянках и зависают там, весь рабочий день практически никому в этом районе они не нужны. Таксист – сам уедет из такого района, по пути подбирая кого возможно, а машина каршеринга сама не ездит, она ждет арендатора там, где ее бросил предыдущий арендатор. Но там, где её бросили – она мало кому нужна, а там, где она нужна – машин нет, на них все уехали.

Это очень наглядно видно в пригородах Питера – рано утром вдоль дороги полно каршеринговых машин, который простояли с вечера до утра, никому не нужные. Затем утром их разбирают, чтобы ехать на работу – и их нету до вечера, когда они приезжают из города, чтобы снова бессмысленно простоять у обочины весь вечер и всю ночь. Фактически, эти машины делают за сутки две поездки – из пригорода в центр утром, и затем из центра в пригород – вечером. Редко когда кто-то вечером их возьмет прокатиться, да и то обычно недалеко, это кассу не сделает.

При этом надо понимать, что когда машина никуда не едет – она всё равно теряет стоимость, дешевеет. И эти расходы висят на собственнике машины. Почему, вы думаете, на Западе так взлетел бизнес такси-агрегаторов вроде UBER? Да потому, что в качестве такси стали использовать ЧУЖИЕ машины (то есть машины, не принадлежащие самому сервису такси) – и вот эти затраты (дешевеющие и изнашивающиеся машины) были переложены на водителей. Большинство из которых – экономические дебилы и не понимают того, что их машина теряет стоимость каждую минуту, даже если стоит на парковке.

Но эту тему достаточно быстро прижали, и теперь все эти кучи машин Яндекс-Го и прочих Уберов централизованно закуплены таксопарками и висят у них на балансе (точно так же, как и каршеринговые машины). И они мало того что теряют стоимость – так они еще и куплены в кредит, то есть таксопарки платят банкам процент.

Для собственников машин критически важно обеспечить максимальный поток бабла с машины, чтобы окупить ее раньше, чем ее придется списать. Отсюда очевидное следствие – чем выше коэффициент полезного использования автомобиля, тем ниже будут ценники за минуту поездки. В такси коэффициент использования машины, когда баранку крутят посменно несколько чуреков – выше, чем в каршеринге, разика так в два. А оплата труда таксиста-чурека невелика.

Вот и получилось, что уже сейчас поездка на такси фактически сравнялась по цене с каршерингом. И это при том, что компании каршеринга до сих пор работают в убыток, в минус – то есть цены на каршеринг продолжат расти.

Какой же смысл тогда за те же деньги самому крутить баранку и отвечать за аварии и сбитых людей?

Думается мне, что именно поэтому за рулём каршеринга всё меньше адекватных людей и всё больше дебилов и психов. Нормальные – всё посчитали, и просто едут на такси. А в стоящие у тротуара никому не нужные за такую цену потёртые каршеринговые тачки лезут пьяные фрики, которым не ехать надо – а выёживаться.

Сейчас уже очевидно, что идея каршеринга в российских городах – не взлетела. Каршеринговые компании так и не вышли в нужные для окупаемости идеи коэффициенты использования машины, и теперь они умирают, пытаясь напоследок надуть показатели и выйти на IPO, чтобы спихнуть свои акции биржевым идиотам. Их агония будет страшной. В попытках вырвать из стареющих машин последние деньги – за руль будут пускать всех подряд, а расходы на техническое обслуживание срежут до нуля, в результате на дороги выплеснутся десятки тысяч технически неисправных убитых тачил, за рулем которых будут обкуренные подростки и преступники.

Это уже происходит прямо сейчас. И дальше будет хуже.

Материал: Proper специально для TopRu.Org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Дочитал до конца? Жми кнопку!

Вам может понравиться...

11 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.