Контуженные Голливудом
История нашей страны знает три случая массовой контузии советских подростков иностранными фильмами. Первый случился после войны, когда в кинотеатрах крутили предоставленного союзниками «Тарзана» и пионеры и школьники советской страны вдруг целыми школами начали прыгать по деревьям со знаменитым «кличем Тарзана».
Третий был в 1967-м, когда в прокате появились первые два фильма обмененной на «Анну Каренину» кинотрилогии про Фантомаса, и началось воспетое Виктором Драгунским помешательство пионеров.
А между ними был 1961 год, когда на экраны вышел фильм «Великолепная семерка». Популярность картины зашкалила все пределы — именно «Великолепная семерка» занимает вторую позицию в списке самых кассовых зарубежных картин в отечественном прокате и останется там навечно — еще раз собрать 67 млн людей в кинотеатры нереально.
Советские подростки целыми классами брились наголо, чтобы походить на экранного героя Криса в исполнении Юла Бринера. Масштаб культурного шока был таков, что о нем — небывалое дело — сообщала советская пресса, а о подростковой зацикленности на фильме известный детский писатель Михаил Коршунов даже написал повесть «Обратного адреса не было».
Популярность фильма была такой, что выбесила даже тогдашнего советского лидера Никиту Хрущева, который и выступил с резкой критикой «Великолепной семерки». Он заявил, что переполненный насилием фильм, где «бьют друг друга в лицо», плохо воздействует на молодежь. Разгневанный «персек» потребовал немедленно снять достойный отечественный ответ в приключенческом жанре. С блэкджеком, извините, со стрельбой и погонями.
Легенда гласит, что именно Хрущев и предложил экранизировать «Красных дьяволят» — культовую книгу времен его молодости и о его молодости. Ведь «кукурузник», несмотря на всю его декларируемую нелюбовь к насилию, в молодости был типичным «донецким четким пацанчиком». И в Гражданскую юный Микита честно дрался и с белыми, и с махновцами, и с чубатыми петлюровцами. Причем именно там, где происходит действие повести Бляхина.
Так в отечественном кино появились «Неуловимые мстители». Правда, СССР это уже не спасло.
В 1966 году молодой режиссер Эдмонд Кеосаян начал работу над второй экранизацией книги Павла Бляхина «Красные дьяволята», и в 1967 году фильм «Неуловимые мстители» вышел на экраны.
Да уж, прямо скажем — до Юла Бриннера тут как до Пекина раком.
Отличительной особенностью этой экранизации было то, что подростков-буденновцев играли настоящие подростки 14-16 лет. Витя Косых, исполнивший роль Даньки, был к тому времени настоящей кинозвездой с десятком фильмов в анамнезе — достаточно вспомнить его Костю Инночкина из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Именно он привел на площадку исполнителя роли Валерки Мишу Метелкина, с которым они вместе играли в фильмах «Звонят, откройте дверь» и «Мимо окон идут поезда».
Не срослось в СССР с супергероями. Но тогда этого никто не понимал, даже сам режиссёр.
Забавно, что китайцу Ю-Ю из книги Павла Бляхина опять не повезло — отношения с Китаем в 1960-е были отвратительными, поэтому в фильме появился уже не негр (как в первом довоенном фильме), а куда более аутентичный Гражданской Яшка-цыган. Которого сыграл настоящий цыган Вася Васильев, 14-й ребенок в семье, родившийся и выросший в кочевом цыганском таборе, осевшем только после знаменитого указа 1956 года об оседлой жизни цыган.
Валю Курдюкову, исполнившую роль сестры Даньки Ксанки, нашли в секции спортивной гимнастики, где она уже выполнила норматив кандидата в мастера спорта.
Вообще, на спортивную подготовку исполнителей главных ролей обращали особое внимание. Витя Косых, несмотря на успехи в кино, собиравшийся поступать в пограничное училище, к тому времени уже был мастером спорта по самбо и конкуру. Любопытно, что и Васильев, который, как любой цыган, «родился в седле», за время съемок выполнил норматив кандидата в мастера спорта по конному спорту. Так или иначе, но большинство трюков в фильме подростки выполняли сами — сейчас за такой риск для несовершеннолетних продюсера сожрали бы с ботинками.
Тем не менее всё как-то сложилось. Гениальный инопланетный кадр с солнцем на полнеба и четырьмя всадниками на его фоне, и песня на стихи Роберта Рождественского:
И над степью зловещий
Ворон пусть не кружит
Мы ведь целую вечность
Собираемся жить
Текст сейчас выглядит как какой-то китч — а тогда пошло как по маслу. Как и в первом случае, с немыми «Красными дьяволятами», последовали продолжения: «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Что же касается успеха, то достаточно сказать, что все три ленты — в ТОП-30 самых кассовых советских лент.
Добившись невероятного фурора с экранизацией книги Павла Бляхина, режиссер Эдмонд Кеосаян больше так и не смог сделать ничего сопоставимого по зрительскому успеху.
Может, кто-то рискнет сделать третью экранизацию? В связи со столетним юбилеем книги, например? Действие перенести в наше время на Украину — и наконец-то сделать аутентичного китайца Ю-Ю, можно даже в копродукции с КНР, если сами снимать серьезное кино не умеем.
Аффтар,а бы ляпнуть,возможно молодой прыщавый паренёк!Когда Никита был молод,Донецка и в помине не было,и какое такое отношение он имеет? , Пускай и Донецку!!А так таки да ,люди тут суровые,потому как на Донбасс ехали работать со всего СССР,и таки да ,оставались тут только самые лучшие, сильные,и выносливые!!Мои бабули и дедули из Курской губернии и Карелии осели тут!!
А я местный пацанчик 5й десяток пошёл)))!!!
И сваливать отсюда не собираемся!!
+!
Юзовка (она же Сталино, затем Донецк) была основана в 1869 году.
Хрущев родился 15 апреля 1894 г.
Что-то мне кажется, что кто-то только что упал лицом в мягкое.
Ап чом это?))) Причём тут кина и спасение эСэСэСэРии?)))
Глагнэ, а чому на заставке не голивудчина, франкокомедь?
Цэ Луи де Фюнес поймал Ющенку
Не, де Фюнес пристроился сзади к Жану Марэ пока рядом нет его интимного друга Жана Кокто. Европа, цивилизация, понимать надо.
Это же комиссар Жюв! Панимать надо! Он ведет анальное расследование!
На фотке ,хренцузи скоплеили «Вечерана хуторе близ Диканьки»
Дополнил материал.