Китайский торговец и западные гладиаторы
Прошёл две небольших игры — китайскую и европейскую. Если бы мы жили в 19-м веке, мне пришлось бы пуститься в рассуждения в духе Киплинга про «Бремя белых» и врождённую агрессивность Запада.
Китайская игра называется «Магнат Восточной Торговли» (中华一商:传承), там надо торговать. Покупаешь осла с тележкой и, затарившись яблоками в Тяньшуе, едешь продавать их в Лоян. В Лояне берёшь другой товар — допустим, бумагу, — и везёшь в Линтао. Заработав денег, докупаешь второго осла, нанимаешь охранника для своего небольшого каравана, чтобы тебя не грабили. Строишь в родной деревне дом, обзаводишься женой и детьми. Открываешь в соседнем городе фирму, чтобы получать с отгрузок леса стабильный доход.
Очень увлекательно и — поверьте опытному предпринимателю — довольно реалистично. Объездив первый десяток городов, я даже вынул из принтера листок А4, чтобы прикинуть схему наиболее выгодных торговых маршрутов. Та самая романтика торговли, которую я помню по нулевым годам, когда занимался чем-то подобным. В итоге игра надоедает, так как деньги перестают быть проблемой, а натужные квесты наводят скуку, но в первые пару часов свобода действий в открытом мире прямо-таки завораживает. Отец выдаёт тебе 15 экю, а матушка — рецепт некоего бальзама, полученный ею у цыганки. Дальше ты сам решаешь, что покупать и куда везти, так как у твоего героя нет пути: только цель.
Следующей по списку игрой у меня была Гильдия Гладиаторов (Gladiator Guild Manager). Судя по буквам «č», «š» и «ć» в фамилиях разработчиков (ссылка), её делали где-то в Восточной Европе.
Суть игры: вы живёте в стандартном фэнтези-королевстве и управляете гильдией гладиаторов. Нанимаете бойцов, покупаете им снаряжение, прокачиваете их в стиле ролевых игр. Строите в своей гильдии спортивные сооружения и следите, чтобы к концу месяца баланс вашей организации не опускался ниже нуля.
Игровой процесс состоит из сражений на спортивных аренах — это понятно — и из выполнения щекотливых поручений для местных центров силы, то есть для Баронессы, для Некроманта и для крестьян. Поручения сводятся к тому, что надо кого-нибудь убить: лесное чудовище, например, или заезжих гномов, или бунтовщиков.
Опять-таки, игра очень простая, но при этом затягивает. Разработчики сделали бои гладиаторов автоматическими — вы просто выпускаете их на арену, а дальше сидите и болеете, как настоящий тренер. Теоретически можно ещё выкрикивать советы, указывая, на каком конкретно враге сосредоточить натиск команды, но с этой функцией я так за всю игру и не разобрался.
Так вот, вроде бы у нас две игры про бизнес. Однако в китайской игре — мирный торговец, которому только изредка приходится отбиваться от медведей или разбойников. В европейской игре — глава тёмной организации, по типу Кирпича из фильма «Большой куш». В китайской игре мы везём на тележке спелые груши. В европейской игре мы делаем боксёрские груши из фермеров, вышедших с факелами и вилами на мирный протест.
Если мирная китайская игра мне понравилась больше, то европейская «кровищща» увлекла сильнее. Магната Восточной Торговли я забросил через 4 часа, а Гильдию Гладиаторов я прошёл (по ветке Баронессы) до конца, что заняло у меня 10 часов.
Далеко идущих выводов про тороватых китайцев и воинственных европейцев я делать не буду: мне просто показалось забавным точное попадание в мои предрассудки.
И всё же мы можем констатировать факт: игра про обезьяну Сунь Укун, которую мы недавно обсуждали, и которой на Западе с недовольным зубовным скрежетом всё же выдали один из титулов «Игры года», является только небольшой частью растущего китайского игропрома. Меня это радует, так как китайские игры будут разбавлять однообразные западные приёмы — «выстрели в голову», «сожги деревеньку» — более мирными и зачастую более интересными механиками.
PS. «Игра про обезьяну Сунь Укун» — это Black Myth: Wukong — компьютерная игра в жанре ролевой экшн, основанная на классическом китайском романе «Путешествие на Запад». Разработчиком игры выступила китайская студия Game Science. Проект был выпущен 20 августа 2024 года, получив высокие оценки от профильной прессы и поставив рекорд среди одиночных игр по одновременной игре в Steam. Признан «Игрой года» по версии Golden Joystick Awards.
Игрок управляет обезьяной (чей образ базируется на Сунь Укуне), сражаясь на уровнях с различными противниками. Помимо обычной формы, у главного героя есть возможность принимать разные формы, такие как летающее насекомое или гигантский монстр.
Игра имеет линейную структуру уровней. Прохождение сюжетной кампании Black Myth: Wukong занимает около 40 часов (основные испытания), при прохождении побочных миссий придётся рассчитывать примерно на 70 часов геймплея. 100%-ное прохождение игры занимает до 90 часов — из-за большого количества секретов.
Игра получила одобрение и поддержку со стороны китайских государственных СМИ, в том числе Центрального телевидения Китая и информационного агентства «Синьхуа». Если в прошлом государственные СМИ критически отзывались о видеоиграх и их влиянии на несовершеннолетних, Wukong, напротив, получила высшие похвалы как триумф традиционной китайской культуры и успех китайской IT-индустрии. Газета «Хуань шибао» объявила, что Wukong «демонстрирует растущую зрелость китайского игрового сектора и интегрированные ресурсные возможности китайских производителей»; «Синьхуа» в редакционном материале назвало игру смелым вторжением китайских разработчиков на рынок AAA-игр, где до сих пор доминировали западные компании, и заявляло, что «отныне языком AAA-игр по умолчанию будет не английский, а китайский».
Незадолго до релиза стало известно, что порталы TechRadar и Screen Rant намеренно занизили свои оценки из-за дефицита в игре «инклюзивности и разнообразия», обвинив разработчиков в сексизме и женоненавистничестве. Муссировались слухи, что компания Sweet Baby Inc. пыталась навязать Game Science свои услуги, требуя в обмен около семи миллионов долларов, однако студия предпочла отказаться от сотрудничества с этой организацией. По мнению прессы, именно из-за этого проект регулярно подвергался нападкам со стороны западных СМИ, обвинявших разработчиков, ярким примером чего стала статья в IGN 2023 года, состоящая, по утверждению ряда сайтов, из домыслов, неправильного перевода с китайского и т. д., создавая у общественности иллюзию «токсичности» и неподобающего поведения Game Science. Автор статьи после разразившегося скандала предпочла не извиняться за предполагаемые ошибки, а IGN — проигнорировать ситуацию.
В схожем стиле была занижена оценка (до 3 баллов из 5) от журналистки портала Screen Rant, которая выделила среди ключевых недостатков проекта «отсутствие инклюзивности и разнообразия».
Сразу после релиза количество одновременных игроков в Steam достигло 996 371 человек, и в течение нескольких часов их число увеличилось до 2,2 миллионов, это второй показатель за всю историю онлайн-сервиса, уступающий только PUBG: Battlegrounds (но PUBG многопользоательская, а Wukong это сингл). По одновременному онлайну Black Myth: Wukong превзошёл другие популярные однопользовательские игры, такие как Elden Ring и Cyberpunk 2077. По мнению представителей информационного агентства Bloomberg, это может помочь игре «занять прочное место в истории индустрии».
По данным Tech4gamers вскоре после релиза игра подверглась ревью-бомбингу на Metacritic. В отзывах критиковали игру за политику Китая, отсутствие «инклюзивных» персонажей и то, что «образы женских персонажей в игре не соответствуют действительности». После того, как об этом стало известно аудитории игры, рейтинг пошёл вверх.
Вы понимаете ситуацию? Ширнармассы отвергают повесточку, как только стало известно, что в такой-то игре нет повесточки — игроки кинулись играть именно в неё.
Кстати, интересным моментом является то, что боевая система в Black Myth: Wukong базируется не на атаках, а на уклонениях. Ну то есть атаки, конечно, имеются — но ключом к победе является грамотное уклонение от атак врага, агрессор проигрывает при правильно построенной защите. Это глубоко китайское решение, оказавшееся неожиданным для западной аудитории.
По мнению IGN, проект получился успешным: у игры есть проблемы с локализацией и технические недостатки, однако «молниеносные бои вышли крайне интересными». Обозреватель GameSpot также похвалил «ошеломляющие» битвы с боссами, сделав акцент на интересной боевой системе, которая вынуждает использовать магические способности и весь арсенал. Лестных отзывов удостоились «фантастически» выглядящие локации игры — от бамбуковой рощи до заброшенного поместья — однако, по мнению рецензента, сам дизайн уровней получился достаточно простым. В свою очередь, портал GamingBolt поставил проекту высшую оценку, назвав его одним из претендентов на звание «Игры года». Главными плюсами были названы «незабываемые» битвы и «захватывающая» боевая система.
Касательно производительности — игра на Unreal Engine 5. Почти все игры на этом движке отличаются отвратительной оптимизацией, и жрут ресурсы как не в себя. Однако уже появились игры на этом движке, показывающие на PC весьма умеренные требования и идущие плавно на средненьком железе даже в разрешениях 2K. Так что китайцы свою обезьяну наверняка допилят — нынешнее её состояние это по сути early access, практически бета.
Ыыыыы, из всего описания понятно только что афтора «игра затягивает».
Это всё что нужно знать и об авторе и об играх вообще.
Я шутейно канеш, но не без намёка.
Вот что меня выбешивает в играх это ремеслуха, приходишь поиграть,а получается, надо «работать».
Рэализъмъ и открытый мiр, чё ещё
Из всех онлайн игр с открытым миром меня затянула только одна — Durango. Наверно это единственный проект на данный момент, который не прожив официально года и ещё даже не начавший толком монетизацию внезапно закрылся. Даже для настоящего времени, игра, Бетта тестирование которой началось в 2016 — 2017 году, была нереальной не только по графике, но и проработанности игрового процесса. Крафт, как и система развития навыков был ООО очень глубоко декомпозирован. Чем то это напоминало знаменитую в начале 2000х Ultima Online. Олды должны ее помнить.