Киношлак от великих режиссёров
Мы до сих пор обсуждаем фильмы, созданные Эльдаром Рязановым, Леонидом Гайдаем, Георгием Данелией и прочими великолепными режиссёрами, однако Перестройка и 1990-е совпали не только с их физическим старением, но и с творческой деменцией (я по-другому не назову это состояние).
Безусловно, Гайдай уже после «Ивана Васильевича» и «Не может быть!» – выдохся, а Рязанов печально закончился на «Жестоком романсе».
Однако в «кооперативную эру» у всех наших мэтров началось, как им представлялось, второе дыхание — не самое, к сожалению, свежее. Больше того, эти комедии-про-бизнес и прочую лихую «новорусскую» бытность нынче стыдно смотреть. Итак, что же это за кино-шлак от великих – реально великих! – но утративших себя авторов?
«Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989). Режиссёр – Леонид Гайдай. Попытка возродить весёлую да клоунскую эксцентрику на фоне разрушающегося государства, при этом вспоминая прыжки и шуточки из своих же старых наработок. Попытка состряпать Шурика №2, заменив лиричного Демьяненко ретивым Харатьяном. Панорама тогдашнего убожества — кооперативные сортиры с лепниной и атлантами; фраки из «варёнки», похищение кооператора.
Нет, это не прикол – вон в заголовке кадр из этого фильма, где новорусский “бизнесмен” сидит в таком фраке из вареной джинсы.
О да – там еще смазливая напарница образца «Мисс Недо-Америка», тема валютных «бабочек» и бомжей, надсадное бодрячество и насмешки над подыхающей номенклатурной властью. Заодно — над милицией и даже над ветеранами (в сцене, где старик в доме ветеранов, вскочив с инвалидного кресла, прошибает дверь). Беспадонная гадость, простите. Желание вписаться в жвачные реалии.
«На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) — ещё большая ахинея, чем «Кооперация». Интересно, что у позднего_Гайдая началось не только творческое бессилие, но и свойственная этому явлению многословность. Здесь был снова неутомимый в своей резвости Харатьян в роли суперагента. Забавно, что в роли главы русской мафии США снялся… вечный рязановский интеллигент — Андрей Мягков.
Скажете, что это такая перекличка-перестановка? Нет, это тупой мискаст, непопадание в роль. Да, помощь в создании этого грандиозно-мерзкого «действа» оказал аж Дональд Трамп, в те годы — эксцентричный богач, которому нравились любые безумства. Но даже это не помогло сделать из кооперативно-перестроечной убогости — конфетку. Всё те же прыжки, дебильные ситуации, переодевания и погони. И всё это — без огонька, что называется.
«Небеса обетованные» (1992) — надрывная тема «бомжей», которых в эпоху Перестройки и особенно в 1990-х стало как-то до неприличия много. Чуткий до перемен Эльдар Рязанов не мог пройти мимо. Трагедия, превращённая в фарс. Есть ряд удачных и хорошо сыгранных сцен, что не отменяет общей убогости повествования. Не покидает ощущение маразма, которым страдают все (или почти все) герои фильма. Это не люди, а какие-то инфернальные тени, имеющие силы ещё и шутить.
Если поставить себе цель — посмотреть сюжет от начала до конца, то после этого останется тяжелейший осадок, как после общения с психически больным человеком. Понимаю, что авторы испытывали жалость к своим персонажам, но это больше смахивает на какой-то социальный садизм. Хотя всё проще и банальнее — то была попытка проехаться на «модно-злободневном» вопросе.
«Старые клячи» (1999/2000). Ещё одно глубокомысленное творение Эльдара Рязанова, решившего дать подзаработать своим извечным звёздам — Лии Ахеджаковой и Людмиле Гурченко. Две другие клячи (старые) — это Ирина Купченко и Светлана Крючкова. Нам являют всю мерзость 1990-х, но подают это через своеобразное «хи-хи» над «дурацким Совком» – в начале кинокартины клячи ещё не очень старые и пляшут-поют на сцене дома культуры от завода «Красная Труба».
Когда же красной трубы (в широком смысле!) не стало, тётки сделались никому не нужными кошёлками, непонятно чем занимающимися. В центре повествования — отъём элитной жилплощади у одной из «кляч». Нам показывают, что в прекрасном-новом-мире люди предоставлены сами себе. Ну, хорошо. А тогда зачем измываться над «Красной трубой», которая была залогом стабильности?!
Да, а еще фильм наполнен идиотскими шутками, совсем не рязановскими по духу.
«Паспорт» (1990). Говоря о Гайдае с Рязановым, было бы странно обойти Георгия Данелию, который тоже засветился в перестроечной кино-ахинее. Тут обыгрывается тема отъезда-переезда на «историческую родину». Причём фильм прозрачно отсылает к «Мимино» – там есть фрагмент, где глав-героя вместо Телави телефонистка соединяет с Тель-Авивом и Валико случайно попадает на «бывшего еврейского грузина», тоскующего по милой Грузии.
В «Паспорте» мы наблюдаем мельтешение в кадре, неумные, зато «пряные» шутки, абсурд, который не веселит, но утомляет.
Да, запутанно-затянутый сюжет и прочая шелуха, которую должна была бы отбраковать цензура. Но — нет. Перед нами проходят города и страны, а по факту мы видим звенящую пустоту. И, как обычно в те годы — народные артисты и любимцы, вроде Гундаревой, Янковского и Джигарханяна, играют скучную «жвачку» в надежде на крупные заработки – «Паспорт» совместное творение аж четырёх стран.
PS. Лучшие фильмы Рязанова – те, сценарий к которым он писал вместе с Брагинским. Не стало Брагинского – остался только Рязанов в чистом виде, а он сам по себе довольно убог.
“Небеса обетованные” – ремейк старого итальянского фильма “Чудо в Милане”. При этом приспособление к нашим берёзам – на скорую руку. О том, как может быть устроена жизнеспособная свалка, представление у рязановцев совершенно итальянское, вопрос зимнего отопления недоработан, да и всё остальное тоже.
Вообще это логическое завершение хрущёвской оттепели. Сначала забродило, пьянящие ароматы, а в конце – протухло всё.
согласен про перечисленные поделки, кроме паспорта.
может я еще добавил бы ширли-мырли. но может это было бы не вовремя. лично мне он не заходит.
Ширлимырли, как раз неплохо передает абсурд 90-х.
Про Паспорт, согласен. Он конечно по жиже, прочих работ Данелии, но относительно прочих всетаки кино.
Мягков в роли дяди Миши, это пестня… Единоственное что хоть как-то оправдывает фильм.
“Кооперация” и прочие работы отражают дух времени, и довольно комичны. Опять у кого-то рвутся шаблоны, тока и всего.
Что акыны видели, то и изображали, Рязанов сгущал краски почернее, остальные – в меру.
А замазывая темные места елеем в угоду борцам за светло будуще, шедевров не создать.
Были худсоветы – были гении. Кончились худсоветы – кончились гении. Вот и думай, кто гений – распиаренный Рязанов (условно) или никому не известный председатель худсовета.
И да, “Паспорт” из этого списка я бы исключил. В фильме есть брак, но он, скорее, технического характера, связанный с ограниченным финансированием. А с художественной точки зрения фильм идет вразрез с модой 90-х – если все эти гайдаи и рязановы скулили как плохо в “совке” и “паравалить”, то ” Паспорт” как-раз о любви к родине.
Ну без худсовета сняли комедии “Особенности охоты/рыбалки” “Жмурки” “Бедная Саша”
Я разве говорил, что не снимают комедии? Нет, я говорил, что без худсоветов не снимают хороших фильмов. И настаиваю на этом, ибо из перечисленных вами ни одного хорошего (вы бы ещё про “Брат-2” вспомнили)
Все фильмы – о любви к Родине, внезапно. Только если они правдиво или гротескно изображали действительность – так, как творцы видели.
Гайдай никогда не скулил, а вот Рязанов – тот да, давал чернухи побольше, ну, так и на фильмах его норот дольше половины картины не просматривал – разбирало отвращение.
Тому що в нелегкое время перестройки хотелось жизнерадостных, жизнеутверждающих зрелищ.
И Гайдай с этим худо-бедно справлялся.
И почему сейчас нет комедий до сих пор?
Культур-мультур перевелась, мы не смотрим или общественного заказа нема?
Такшта любая критика – всегда субъективна и выпячивает недостатки на вкус критегов. А нороту большинство картин нравилось, потому что других не было. Попробуй сделать лутше!)))
Как это нет комедий? Комедий как раз полно.
Полицейский с Рублёвки
О чём говорят мужчины
Жмурки
Интерны
День Радио
День выборов
да тыщи их, я уж не говорю про всякие “Особенности нацохоты”.
Это практически единственное, что нынешнее российское кино научилось делать прилично.
Понятно, что там шлака овердохрена – но хорошо сделанное тоже есть.
А шлак есть везде. Каждый год голливуд дарит миру около 600 полнометражных фильмов – 99% из них вы не знаете даже по названиям, и никогда не узнаете, такое это гогно. Но 1% взлетает – и вам кажется, что холивут это ух!
Да были норм комедии…
и сериалы
А мне кажется, все гораздо проще и физиологичнее. У мужиков наступает момент, когда к женщинам уже не тянет, а мужчина остаётся творцом пока эта функция работает. Когда один важный орган на полшестого — всё, художник умер.
Здесь худсовет проморгал:
«УАЗ» выпустил спецверсию «Буханки» для кемпинга
Первоисточник публикации: https://politikus.ru/industry/136907-uaz-vypustil-specversiyu-buhanki-dlya-kempinga.html
Politikus.ru
Вот ещё…
Упс , какая-то шняга рядом в кадр влезла.
Сорри.
Начало. Питер Паркер в 1910 году:
Революция.Причины.
Постперестроечная ахинея от известных режиссеров – это, так ска, свершившийся факт. Можно, конечно, предположить, что интеллектуальная потенция угасает наравне с физической, но куда более объективным будет мнение, что политика и искусство в большинстве случаев просто несовместимы. Если, к примеру, старичок-режиссер стал политизированным донельзя, на его творчестве можно поставить крест. Пошлятина последних фильмов Гайдая конкурирует с политизированной пошлятиной Рязанова.
Сюда же можно отнести “Ширли-Мырли”, официально названный “фарсом”, но более напоминающий низкопробный кич.
“Паспорт” же – вполне адекватная комедия, снятая грузином на еврейские деньги (Сохнута?) :)
Политика здесь не при чем. Кинуха “Спортлото-82” — полное г….но, а перестройка ещё и не начиналась.