Кин-дза-дза — кукиш в кармане

Фильм «Кин-Дза-Дза!» на момент его показа в 1986 году многие в СССР не поняли. Хуже того — многие его не понимают до сих пор, выдумывая там какие-то смыслы, якобы это критика капитализма и западного общества.

Это тем более смешно, что на Западе, в этом самом капитализме, фильм «Кин-Дза-Дза!» был воспринят обычными зрителями как наркотический бред, нечто вроде малобюджетной итальянской фантастики на тему постапокалипсиса, разве что без голых сисек и секса, а узкая прослойка интеллектуалов вообще посчитала этот фильм критикой позднего СССР, пародией на «совок», этакой фигой в кармане от грузинского режиссёра (очередной, кстати — Данелия искренне ненавидел СССР, и это проглядывает во всех его «комедиях»).

Вообще фильм должен был выйти под названием «Звездная пыль» (или «Космическая Пыль» — КП), но вышел с вот таким вот названием, непонятным не только зрителю, но вообще никому, даже его создателям. Да что там — даже сами актеры, игравшие в фильме, говорят, что не понимали, о чём фильм. И это, собственно, всё, что умному надо знать про «глубинные смыслы» в этом фильме.

Насколько велик шанс, что вы выйдете из дома за хлебом и макаронами и окажетесь на другой планете? Но плевать на реальность — «Кин-Дза-Дза!» переносит нас мгновенно, без лишних спецэффектов в чудный мир высоких технологий, социального упадка и нищеты. Плюк — планета, куда попали герои — встречает их пустыней, которая олицетворяет не только внешнее запустение, но и внутренний социальный упадок общества. Пустыня человеческих взаимоотношений. Первые же люди, которые попались на пути героев, обманули их. И это повторяется раз за разом на протяжении сюжета. Все кидают двух советских лохов — русского прораба и грузинско-еврейского музыканта.

Вокруг героев — хайтек. Корабли способны прыгнуть в любую точку галактики за 5 секунд. Обитатели планеты Плюк более развиты, чем земляне: они способны читать мысли и выучить любой язык за пару минут. Однако все это не спасает их от того хаоса, в котором они пребывают. Но это не самое страшное. Страшно именно то, что они не осознают этого. В них всё окружающее не вызывает удивления или отвращения. Эцелопы исправно собирают дань с кого захотят. А для того, чтобы подчеркнуть статус вовсе не обязательно нужны мерседесы последней марки или новый айфон. Достаточно иметь красные штаны.

Да-да, «красные штаны» — это в фильме символ партбилета. Точнее, человек в красных штанах — это символ шишки из КПСС, какого-нибудь секретаря обкома. «Господин ПэЖэ» — это генсек ЦК КПСС. Эцелопп — милиционер (для грузина Данелии было вполне естественно, что каждый милиционер собирает поборы со всех и за всё, что угодно — лишь бы было что забрать, в Грузии в начале 80-х именно так дела и обстояли), при обратном прочтении — police. Пацак — беспартийный (кацап), чатланин — рядовой член партии (есть мнение, что это слово есть эрратив от «читающий Ленина»). Ну а сама планета Плюк — это СССР в будущем.

Фраза пацака Би — «Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели» — как раз и объясняет, почему под лозунгами всеобщего равенства и братства было построено государство с членовозами и закрытыми распределителями для партийной верхушки и очередями с пустыми полками для обычных людей.

Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?
Дядя Вова: Ну это на глаз.
Уэф: Дикари!… вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов — имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и чатлане должны кланяться, и эцелопп его не имеет права по ночам бить!

(тут тонкий намёк на то, что в СССР представителя партноменклатуры милиционер не имел права даже задерживать)

Ну и ржавые болты и сортир с песком в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду, это не случайность. Это так грузин в 80-е годы воспринимал советскую технику. То есть функционально она вроде бы и работает, летает и вот это всё — но сделано кое-как, из гогна и палок, везде ржавчина и отсутствие удобств.

Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: «они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться». Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Неужто вы не узнаёте советскую партийную верхушку?

Ну вот реально — все эти «государственные дачи ЦК» и членовозы ЗИЛ, какие-то там костюмчики из ателье при ЦК и дубовая мебель с бирками — они же были убогими даже по меркам среднего класса американца, не говоря уже за какого-нибудь бизнесмена из третьеразрядной фирмочки. А в СССР обладатели этого — командовали 1/6 частью мировой суши, 250 миллионами человек, и наслаждались тем, что «они все будут нам кланяться, а мы на них будем плевать». Больше-то нечем наслаждаться, только властью над рабами.

А теперь клоуны вроде Кости Сёмина рассказывают сказки, что мол Кин-дза-дза — это логическое продолжение «цивилизованного мира» в будущее. Это идеально развитый, утопический капитализм.

Да нет, Костик — это не капитализм, это как раз предельная стадия развития брежневского Союза, так сказать — доведенная до логического конца. Воду на лутц перевели, леса повырубили, и даже воздух с других планет откачали и продали. Хай тек настолько хай, что технология уже неотличима от магии, а лоу лайф настолько лоу, что даже господин ПЭЖЭ живет хуже негра в Гарлеме (но зато ему все кланяются).

Между прочим, в последнем эцихе (который выкатили первым) должен был оказаться сам ПэЖэ. А затолкать его туда должен был мужик с заклинившим транклюкатором в исполнении Льва Перфилова (впоследствии — папа Кырр), который кричал «До чего довёл планету этот фигляр ПэЖэ» — бунтарь, стало быть. Это был такой намёк на перевороты внутри ЦК КПСС. Но потом Данелия зассал таких намёков, и эпизод выпилили.

И так со слов режиссера слово «кц» оказалось препятствием при прохождении цензуры, так как при обратном прочтении давало ЦК. «Вы на что намекаете?» — таков был вопрос цензоров.

Пока снимался фильм, генсеком стал Черненко. Константин Устинович. То есть К. У. Пока придумывали новую мульку вместо КУ, Черненко двинул кони. Проблема отпала.

Впрочем, то, что данелиевский Плюк — это развившийся до упора СССР, было очевидно любому, имевшему хоть немного мозгов. Вот вам цитата Михаила Попова из статьи в журнале «Мир фантастики», #37:

Если концерн АвтоВАЗ протянет ещё хотя бы 200 лет, то он обязательно наладит конвейерную сборку пепелацев. От современных «Жигулей» пепелац будет отличаться лишь внешним видом, оставаясь, по сути, все тем же ржавым ведром, внутри которого тесно, душно и тревожно, как на войне. Летать он будет плохо и недолго, однако, если вы потратите кучу денег и установите на него гравицаппу, то сможете перенестись в любую точку вселенной — подальше от того места, где вместо нормальных звездолётов делают такое нечеловеческое кю.

Альтернативным Плюку обществом, в котором господствует «духовность» и «свобода», в фильме выступает планета Альфа, на которой плюкан-коммунистов превращают в кактусы. Альфа более продвинута технически — её жителям подвластно даже время. Это вот и есть образ пресвятого Запада в газах Данелии, не случайно роль Бога на Альфе сам Данелия и сыграл. Точнее говоря, по задумке Данелии эту роль должен был сыграть расово чистый немец Норберт Кухинке — но его в СССР не пустили, и пришлось играть самому Данелии.

И самое главное — то, что это пародия на СССР, понимал зритель даже в самом СССР. А тот, кто не понимал — тот чувствовал. В этом и был смысл для грузина Данелии скрутить этот кино-кукиш в кармане — чтобы «тупые русские Иваны» смеялись сами над собой.

А уж на Западе это понимали настолько отчетливо, что фильм даже получил какую-то премию на каком-то кинофестивале (естественно, мелком, устроенном специально чтобы подкармливать дегенеративное псевдоискусство).

Какой из Данелии режиссер — все могут оценить по тому, что после развала СССР его кино стало никому не интересно. Он продолжал снимать, но я уверен, что никто из вас его постсоветских фильмов не видел, а если видел — то проблевался от души.

Что, не можете вспомнить его фильмы после 90-го года? Ну как же — «Настя», «Орёл и решка», «Фортуна». Что — не вспоминается? Хе-хе, и не случайно.

Он потом даже мультик срежиссировал — «Ку! Кин-дза-дза». Премьера состоялась 21 февраля 2013 года. Вы же его наверняка посмотрели, вы ведь так восхищаетесь Кин-Дза-Дзой, не правда ли?

Как это не смотрели? Да не может быть. Или что — вторичное русофобское гогно больше не вставляет? Странно. А ведь в 1986 году хавали и добавки просили.

Действие начинается зимой в Москве, в начале XXI века. Всемирно известный виолончелист Владимир Николаевич Чижов («дядя Вова»), находящийся в процессе развода с женой, возвращается домой с сольного концерта в консерватории. В районе Москва-Сити его машина попадает в пробку. Не желая ждать, Чижов отправляется домой пешком. Около дома его поджидает подросток, который рассказывает Чижову, что он его племянник Толик из города Нижние Ямки, сын двоюродной сестры Чижова — Елены Ивановны Царапкиной. Он приехал в Москву поступать на курсы диджеев, а потому хочет на время поселиться у Чижова дома. Владимир Николаевич, не зная никакой Елены Царапкиной, принимает Толика за афериста и пытается от него избавиться. В этот момент к ним подбегает босой человек с венком из ромашек на голове, протягивает прибор с кнопками, похожий на сотовый телефон, и спрашивает: «Скажите номер вашей планеты в тентуре! Какую кнопку мне нажать, чтобы домой переместиться?». Толик, принимая его за сумасшедшего, говорит: «„03“ набери, там помогут», имея в виду психиатрическое отделение «скорой». Тот возражает: «„03“ нельзя, „03“ — это Плюк, там чатлане», но Толик, не слушая его, нажимает «03» на приборе. Внезапно Чижов и Толик оказываются вдвоём в пустыне, которую освещают два солнца. Они понимают, что очутились на планете Плюк.

Ну и дальше там всё то же самое, как в старом фильме. Данелия решил еще раз слупить молока с уже дохлой коровы. Но не вышло.

Дядя Володя из весёлого и находчивого белого человека™ превратился в истеричного тупого м@@дака-интеллигента, смотрящего на окружающих задрав нос. Зато племяш эффективно решает все вопросы с энтузиазмом нового русского. Грузины из фильма убраны нахрен — они больше никому не интересны. Фапабельная инопланетянка-тачаночница заменена на двух тормознутых старичков. Сюжетная линия с планетой Альфа удалена чуть менее, чем полностью. Зачем-то добавлен робот-слуга Би и Уэфа — наверное, чтобы объяснить, отчего стилистика мультика так похожа на «Машинариум».

В целом вышло невнятное гогно. Русофоб не нужен, детка. Русофоб мёртв.

Материал: Proper специально для TopRu.Org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

40 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Anunah
Anunah
8 дней назад

Всё ровно то же и про кап строй. Это и НЕ социализм, и НЕ капитализм. Если вы уж решили копать смыслы, то КДД это о вообще про всех. Даже если Данелия и кидал гэ на вентилятор в сторону СССР.

Митрич
Митрич
8 дней назад

Пропер, не пиши обзоры на фильмы, не твоё. В начале заявлено «в фильме нет никакого смысла, наркотический бред», а дальше — разбор и объяснение смыслов. Я один вижу тут противоречие?

Митрич
Митрич
для  Митрич
8 дней назад

А вообще Кин-дза-дза, — он не про социализм, и не про капитализм, он про человечество. И он не дает ответов, не надо придумывать — он только ставит вопросы.

Anunah
Anunah
для  Митрич
8 дней назад

Не один. Мы вместе.

Митрич
Митрич
для  Proper
8 дней назад

Я читаю то, что ты написал: «И это, собственно, всё, что умному надо знать про «глубинные смыслы» в этом фильме». «Глубинные смыслы» в кавычках означают, что их нет, этих смыслов. Не?

ZIL.ok.130
ZIL.ok.130
для  Митрич
8 дней назад

Митрич, самый простой пример т.н. глубинных смыслов в том, что когда говорят Летс гоу Брендон в Штатах(недавно самому Джо это сказали).
И это самый «мелкоскрытый» глубинный смысл.
Другое дело когда эти смыслы начинают высасывать из всего что под руку попадётся — например можно заявить, что столбы линий ЭП — скрытые фаллические символы и что энергетики(не напитки, а работники отрасли) — поклоняются Фаллосу.

kak_tuz
kak_tuz
для  Proper
8 дней назад

Ай эм сорри , но «Застава Ильича» и «Афоня» — первое- философия «покаяния» и драма («Афоня»- всё-таки драма, ИМХО)
Кин-дза-дза , 1987 год , площадь Ганди , магаз «Балатон» , много вкусной «Мадеры» , кинотеатр при магазе….
На факультет 3,14zдовать мимо лабораторного корпуса «гидромехаников»….
Бле , аж на соплю пробило….

Mimoproxodil
Mimoproxodil
8 дней назад

Да лана шеф. Классический капитализм сделает тоже самое — изведет лес, высушит вожу и отсосет воздух. Чем он и занимался всю дорогу. Если удавалось на чужой территории. Нет — на своей. Это видимо верх цивилизационного развития человечества — засрать все вокруг и превозмогать это :) я одно время кипятком ссал когда читал про великие успехи немецких ихтиологов восстанавливающих ихтиофауну Рейна. С этими детскими восторгами — ура мы заселили ещё один вид который раньше был здесь эндемиком!!!

Anunah
Anunah
для  Proper
8 дней назад

А хде тама распределительный социализм? Кц и чатлы. Бабло. Если есть- то можно и красные штаны, и эцелопа нах. Убого всё- ну так то вопрос другой

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Proper
8 дней назад

Так и капитализм ровно к этому идёт. Вона уже заговорили что надо меньше жрать и хотеть всякого. И даже дышать нада реже. Но только простому люду. А у кого малиновые штаны, тому не нада. И до распределения там ровно один шаг и они его уже делают. И оно будет предельно убогим. Хуже чем в союзе. Потому как шарик не резиновый и не бездонный. И ресурсов на всех не хватит. Поэтому кому то малиновые штаны, а кто-то не нужен.
А если не видно разницы то зачем платить больше? Вернее она, эта разница есть, но она скажем так, заключается в рюшечках, что не принципиально.

Базилевс
Базилевс
для  Proper
8 дней назад

Вводят леволиберальную уравниловку для нищих, куда поместят и бывший средний класс. Каждому — по коробку спичек, и гуляй, Вася, ни в чем себе не отказывай!

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Proper
8 дней назад

Капитализм по ходит ровно к тому же. Что там было во время ВД. Рабочие лагерям пайка — работай сейчас, сдохни завтра? Ну вот это и есть распредилиловка наихудшего порядка. Такой даже в ГУЛАГе не было — вроде и дохнешь, а бежать некуда. Сейчас они попали в сходные условия. А троцкизм даже близко не социализм. Троцкизм это чистой воды анархизм — все раздолбать и посмотреть что выйдет. Почему он сейчас так моден на западе? А потому что других мыслей и вариантов нет. Элитки выродились. Ведь «конец истории», чего зря жопу морщить

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Mimoproxodil
8 дней назад

Вопрос не в экономической модели, а в наличии ресурсов и возможностях их использования. СССР всю дорогу был военным лагерем, с соответствующими условиями жизни. В начале бились в ГВ, потом херачились по границам, потом готовились к ВМВ, после нее напуганные эффектом готовились к третьей. При этом не у кого было подхватить ресурсов, как у западной Европы, которая без США до сих пор были бы бедными полумертвыми странами, учитывая что они ещё и за колонии долго потом воевали. США же просто поднялись на ВМВ торгуя и вашим и нашим.
У СССР такого не было. Более того всяким СЭВ и лумумбам отстегивали на «классовую борьбу», а на деле на войну подальше от родных пеннат. Потому и бедно и убого. Плюс качество людских ресурсов. И сейчас не сказать чтобы они сильно лучше. Посмотреть хотя бы на ковидную истерию и буйство антиваксеров.
Сейчас к ресурсному голоду подошёл запад, которому просто стало некого грабить, вот и грабит своих. А уровниловку с распределением вводят чтобы «благодарный» нарот не снёс копетанов корабля за неспособность управлять кораблем.

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Proper
8 дней назад

Эта та половина Европы которую мы же в щебень и разнесли когда оглобли войне развернули? Ну да там до фига было ресурсов. Что могли втянули. Сколько немецких станков ещё в 90-е работали. Про Китай вообще забавно шеф. Территории которые были опустошены почти двумя десятилетиями войны. Это если только разборки с япошками считать, без собственной перманентной ГВ. Про Сев. Корею после войны и говорить нечего.
По антиваксерам ты не прав. То что они не махаются с полицией это потому что буйных мало. А так антиваксеры вокруг. Толпами бродят. И лечат их только кнут государства, смерть родных, близких и друзей, ну или собственная тяжелая болезнь. И то не всех. И вроде люди с верхним образованием но такую хрень несут что прямо аж жутко становится. И таких — в количествах. Так что качество человеческого материала у нас то ещё.
А по троцкизму — чистейший анархизм в начальном этапе. Все расхерачить, а только потом по лагерям. Иначе не загнать — самих на деревьях развесят за такие шикарные предложения. Поэтому лозунг троцкистов -«чем хуже, тем лучше». Поэтому хаос и анархия их лучшие друзья. Поэтому я их от анархистов и не отделяю. Нет смысла. Все равно до стадии «казарменного социализма» у них процесс не дойдет. Они буду с удовольствием колупать ЛЮБУЮ мало мальски сложившуюся вертикаль, так как она всегда будет мешать их перманентной революции. Ну и на заборах тоже всякое пишут, а по факту там доски :)

igor2000
igor2000
8 дней назад

Ну у Данелии конечно комедии были не комедиями строго говоря. Сам по себе Данелия конечно мог быть и русофобом и вкладывать антироссийский смысл фильм, но Кин-дза-дза получилась неплохой. Интересный взгляд на фантастику.

Ванёк26
Ванёк26
8 дней назад

О блин. Где ж она фапабельная была эта тачаночница?

Ванёк26
Ванёк26
для  Proper
8 дней назад

Да то что она была то да. Насчет фапабельности вопросы

Базилевс
Базилевс
8 дней назад

Было уже.
Года не прошло с прошлых откровений Глагнэ про бедную кин-дза-дзу.
Копни любое произведение — при желании везде можешь найти «фигу в кармане», даже в самом расово выверенном художестве.
Автор мог и своё иметь в виду, а конспиролухи все равно будут доказывать, что усмотрели оппозицию режиму.
Доколе?
Фантастика в одном флаконе с сатирой тем и хороши, что в любой жест и сцену можешь навкладывать смыслов или дидактики, а можно просто наслаждаться извивами сюжета.
Нет там ни русофобии, ни грызунофобии. Померещилось тов. Первому.

Ванёк26
Ванёк26
8 дней назад

Про КЧ можно написать все то же самое в отношении западного строя.
Я то имел ввиду не куда направлен фильм а уровень исполнения.
2013 считать уже нельзя. Глубокий капитализъм.

Ванёк26
Ванёк26
для  Ванёк26
8 дней назад

В общем глагнэ попы тался этим псто заделать провал псто с обамкай в кресле. Но так как щекеле на рассово вернай задел провала сдано(мне) не было, я молчать не буду.

Palaeontolog
Palaeontolog
8 дней назад

«Кин-дза-дза» несомненно антисоветский фильм и общество Плюка с эцелопами и ПэЖэ, там показанное, несомненная шаржевая пародия на советские общество и строй. Довольно коряво замаскированная под гротескное изображение капиталистического общества. И это читается во всём, да. Кукиши из карманов творцов торчат, поскольку очень сильно оттопырены.

Небритое прямоходящее
Небритое прямоходящее
8 дней назад

Кино, оно не про чего-то там особое, оно про людей и какие они. А они всегда везде одинаковые. ©
Один деревенский дедок про синематограф лет так 25 тому.

Dimokrat
Dimokrat
8 дней назад

Какой смысл обсуждать в постановке «Гамлета» фанерные стены замка, пластмассовые шпаги или фрукты из папье-маше? Зачем уделять столько внимания декорациям?

Главное — это действия героев в сконструированной любым авторским путём ситуации; какие качества характера показыаают разные персонажи и какой имеют смысл.
Искусство — это пространство смыслов, и этим отличается от халтуры.

Кин-Дза-Дза — это не про Запад и не про Совок, это про Культуру, про восприятие мира. Не про то, что снаружи, а про то, что внутри.
Господин ПЖ вполне может быть воплощением убогого эго, которому подчинены все качества человека.

Вот про КЦ например, скажите что это может быть такое простое, общедоступное и незаметное в одном обществе — и великая редкость и ценность в другом?
Ясно, что это аллегория и не про спички речь.
Причём ЭТО у наших людей есть и все привыкли, а у ненаших — большая редкость.

千ㄥㄚ_丂ㄥ丨爪 フ尺.
千ㄥㄚ_丂ㄥ丨爪 フ尺.
8 дней назад

Глагнэ на старые дрожжи опять киндзадзу поднял со дна. Ребрендинг какой-то

Владимир
Владимир
для  千ㄥㄚ_丂ㄥ丨爪 フ尺.
8 дней назад

Переосмысление осмысленного)

bib_l
bib_l
для  千ㄥㄚ_丂ㄥ丨爪 フ尺.
8 дней назад

Ага. Но вот пост от 2013 мне больше нравится — «Кин-дза-дза и дивный новый мир». Там как-то точнее. (гугель в помощь если чё)
Ну и традиционный антикоммунизм уважаемой администрации не прокатывает при анализе искусства, мешает немного (шоры назывется).
А так конечно — Господин ПэЖэ приказал всем пацакам надеть намордники. И радоваться!

Gena
Gena
для  千ㄥㄚ_丂ㄥ丨爪 フ尺.
8 дней назад

Кин-дза-брединг. А так же кин-дза-глюкинг ,укроп-стайлинг,петрушк-майнинг и карри-коучинг!

comment image

igor2000
igor2000
8 дней назад

идея на самом деле хорошая, но что мне всегда не нравилось это убогость ГГ. Столкнулся с развитой цивилизацией и быстро домой в норку. Стратегия кролика. Мог бы хотя бы телепатии обучиться или еще чему. А уж гравицапе цены нет. И спички он просрал.

Henren
Henren
8 дней назад

Да ладно. Какой, нафиг, эцелоп. Йацилоп. Полицай. Даже не понимает, о чем фильм. Автору статьи — с гвоздями.

i RobaD〄
i RobaD〄
для  Henren
8 дней назад

Кака там ваш кара окке з мулаткаме?
Салаты нонче мягкие делают?))

Gena
Gena
для  Henren
8 дней назад

Да ладн.

comment image

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.