Как русские рабыни попадали в Европу

Центром европейской работорговли был Крым, а самый большой рынок находился в генуэзской колонии Кафе, современная Феодосия. В этом городе и сегодня есть район под названием «карантин». Во времена Средневековья в нем из-за страха перед эпидемиями невольники содержались перед их перепродажей.

Именно итальянцы монополизировали сбыт русских рабов в Европу. Спрос порождал предложения. Крымские и ногайские татары устраивали набеги на русские земли, откуда привозили пленников, в том числе и молодых девушек.

Кочевники по бросовым ценам отдавали пленниц генуэзцам, а те продавали их в Европу. Раб в глазах продавцов прекращал быть человеком. В генуэзском морском статуте от 1588 года говорилось:

«… если кораблю угрожает гибель, то для спасения его следует выбросить: золото, серебро, лошадей, рабов и других животных».

К рабыням, особенно красивым молодым девушкам отношение было иное. Русские невольницы очень ценились и приносили их хозяевам огромные барыши. Шрам на теле, свежая рана или истощенный вид мог заметно снизить цену и привести к убыткам. Поэтому красавиц берегли.

В эпоху Средневековья важным центром работорговли стал регион Руссильон на Юге Франции. Чаще всего здесь продавали невольников, которых использовали для сельскохозяйственных нужд, но важной частью товарообмена стали и молодые рабыни. В 19 веке этот вопрос в своей работе «Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV и XV вв.» подробно изучил киевский историк Иван Лучицкий.

Русинские невольницы, а именно так западные европейцы называли девушек, привезенных из Польши, Галиции и Литвы (Белой Руси) стоили дороже остальных несчастных. Согласно нотариальным актам того времени средняя цена за негритянку доходила до 40 ливров, эфиопку – 50, а вот русскую не менее 60 ливров. Если в Турции русские девушки становились наложницами, то в Европе их использовали как временных жен и кормилиц для детей из благородных семей. В своей работе Иван Лучицкий писал:

«Рабыню русскую, всегда молодую покупали безусловно, и затем по истечении известного времени ее ребенок или дети продавались или отсылались в приют, а она сама уступалась во временное пользование другому лицу в качестве, большею частью, кормилицы… Это было делом крайне выгодным для рабовладельца. Покупая за весьма высокую плату русскую рабыню, рабовладелец легко выручал свои затраты путем найма ее на время. Особенно улучшились в этом отношении его шансы, когда в Перпиньяне (столице Руссильона) вошло со второй половины XV века во всеобщую моду держать русских кормилиц».

Российский историк Василий Ключевский писал, что по берегам Чёрного и Средиземного было множество рабынь, укачивающих хозяйских детей под польские и русские колыбельные песни.

Во флорентийском архиве сохранилось письмо матери своему сыну, в котором она пишет:

«Мне пришло на мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую… Татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все её соплеменники здоровьем и силой, или русскую, то есть из России, которые выдаются своей красотой и сложением…».

В документах того времени встречается термин «белых татарок». Встречались девушки с именем Евдокия, Марфа, Ефросинья. Скорей всего под этим названием купцы понимали женщин, привезенных с востока — Тартарии. А белые они, потому что были европейками.

После того как турки завоевали Крым, работорговля не исчезла. Ее монополизировали местные татарские купцы. Для крымского хана и его мурз торговля русскими невольниками стала основной статьей дохода. Литовский путешественник Михалон посещая средневековый Крым писал, что возле единственных ворот на Перекопе он увидел бесконечные вереницы рабов. Один из приезжих купцов-аидов, пораженный зрелищем, спросил у литовца, остались ли люди в странах, откуда ведут рабов…

Русские правители понимали масштаб бедствия, но сил для военной борьбы со степняками еще не хватало. Татары совершали набеги и на Восточную Русь. Для выкупа хотя бы части несчастных соотечественников с 15 века собирались «полоняничные деньги». С 1551 года по решению Стоглавого собора сбор стал регулярным налогом, взимаемым до 1679. Сумма подати определялась исходя расхода на ежегодный выкуп невольников. Позднее фиксировался – 2 рубля с сохи в год.

С нарастанием турецкой угрозы в Европе русских больше не воспринимали как язычников и отступников от веры. Они стали братьями по Христу, хотя и схизматиками, а так как продавать единоверцев грех, то торговля русскими рабами в Европе постепенно стихала, но полностью не прекратилась.

С началом 17 века историки фиксируют истории полонянок, которые чудом вернулись на Родину. Записывали их в монастырях, куда бывших рабынь направляли для исповеди и прохождения церковных таинств. Православные священники и монахи расспрашивали женщин об их прошлом на чужбине, узнавали, грешили они все это время или нет, и изменили ли православной вере.

В 1783 армия Российской империи завоевала Крым. С приходом русских закончилась и работорговля. Однако торговля «живым товаром» еще несколько десятилетий процветала на Северном Кавказе. Среди десятков тысяч невольников были и русские люди. В начале 19 века ежегодно в Турцию вывозилось до 4 тысяч пленников и особенно пленниц.

Пресечь явление удалось благодаря русскому флоту, который не допускал вывоза невольников по морю. В результате торговля стала невыгодна. Об этом упоминал и английский путешественник Эдмонд Спенсер, который в 30-х годах 18 века ехал через Кавказ. Европеец писал:

«В настоящее время, вследствие ограниченной торговли между жителями Кавказа и их старыми друзьями, турками и персами, цена женщин значительно упала… получить жену можно на очень лёгких условиях — ценность прекрасного товара падает от огромной цены сотен коров до двадцати или тридцати».

Изучив нотариальные акты Руссильона и итальянских городов историки пришли к выводу, что доля русских невольниц на этом рынке составила 22%. По подсчетам историков ежегодно в Крыму продавалось 10 тысяч славянских невольников. За всю историю работорговли на полуострове в неволю продали 3 миллиона человек из Галиции, Польши, Белоруссии. Более половины из них были девушками.

Материал: https://matveychev-oleg.livejournal.com/10009314.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Дочитал до конца? Жми кнопку!

Вам может понравиться...

12 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Базилевс
Базилевс
3 лет назад

Вот почему макаронники и лягушатники лицом покрасивше, чем нагличане, – благодаря впрыснутой со склавинскими рабынями русской крови.
Мексиканцы в эпоху распада СССР – таким образом повышали белизну кожи своих будущих поколений, женясь на девушках, приглашенных из России и СНГ.

Sobolek
Sobolek
для  Базилевс
3 лет назад

>> покрасивше, чем нагличане…
Многолетний инбридинг на ограниченной территории сделал своё дело, не ?

Henren
Henren
для  Sobolek
3 лет назад

Не. Сделало дело сжигание сотен тысяч красавиц на кострах во славу Иисуса.

Тимо-фей
Тимо-фей
для  Henren
3 лет назад

Вот прям сотен тысяч? Возьмём сто лет, это 36500 дней, если жечь по одной ведьме в день… Ну вы поняли…

Xenophob
Xenophob
для  Тимо-фей
3 лет назад

Они не по одной в день жгли, поинтересуйтесь вопросом, всё есть в открытых источнегах, если что. И не токо жгли, способы у них были разнообразные.

Тимо-фей
Тимо-фей
для  Xenophob
3 лет назад

Не наберётся сотен тысяч. Все население Европы было пара миллионов, а может и меньше. Если столько сожгли, жениться было б не на ком.
Источники какие?
Вот, нашел самый известный, ссылается на научные труды:
“Современные исследователи оценивают общее число казнённых за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40—50 тысяч человек[13]. В некоторых странах, например Германии, в колдовстве обвиняли преимущественно женщин, в других (Исландия, Эстония, Россия) — мужчин[14]. Вопреки распространённому мнению, во многих странах и регионах Европы большинство жертв ведьмовских
процессов были мужчинами[15].”
Упс…

Xenophob
Xenophob
для  Тимо-фей
3 лет назад

Леххко гулится, общий подсчет жертв инквизиции в Испании с 1481 до 1820 года, данные приведены по отчету Леонарда Галлуа:

Таким образом общий итог жертв инквизиции в Испании за период времени с 1481 по 1826 год составляет 340 тыс. человек, не считая тех, кто был приговорен к тюремному заключению, к каторжным работам и к изгнанию в царствование Фердинанда VII.

Также к этому количеству следует добавить приговоры, приведенные в исполнение в других пострадавших от испанской инквизиции странах, как-то: Сицилия, Сардиния, Фландрия, Америка, Индия и т.д.

Там был проведен огромный объем работ и учтены приговоры инквизиции по годам, так что вполне всё прозрачно.

Упс.

В мелкобритании с ведьмами дело обстояло немного лучше, но в совокупе с последствиями огораживания цифры вполне внушают.

Тимо-фей
Тимо-фей
для  Xenophob
3 лет назад

В отчёте Галуа написано, что сожжено заживо — 34 658 человек. А вы даёте цифру вместе с приговоренными к каторге и тюрьме. Женщин из них должно быть половина.
http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/obshhiy-podschet-zhertv-inkvizitsii-v-ispanii-s-1481-do-1820-goda
Упс…

Xenophob
Xenophob
для  Тимо-фей
3 лет назад

Да, в этом вы правы. Другое дело что каторга/тюряга в то время это тоже кранты, ток чуть погодя и исчо хз что было хуже. Но в совокупе с Италией, Мелкобритами и остальной Европой, подозреваю что пара сотен тыс. казней наберётся.

Бритты токо на одном огораживании постарались, да и до этого тоже.

Gena
Gena
для  Henren
3 лет назад

Змий,это они льстят себе и оправдываются.Там всю дорогу преобладали рожи каркадильи, стоит только посмотреть на парадные парсуны тех лет. Вот и придумали красивую легенду…
“- Она – ведьма!
– Сжечь!
– Она красивая!
– Хорошо! Но потом всё равно – сжечь!”

Тимо-фей
Тимо-фей
для  Gena
3 лет назад

Итальянки ничо так были, судя по изделиям Ботичелли.

Тимо-фей
Тимо-фей
3 лет назад

А некоторые сомневаются в необходимости покорения Казани, Астрахани и Крыма.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.