Идеология и свобода
Если мы посмотрим на историю человечества, то увидим занимательные вещи. Ни рабовладение, ни феодализм даже не строились на идеологии. В рабовладении все было вообще стерильно, рабовладение – это голая эмпирика, основанная на культурных обычаях.
Во что верил рабовладелец, как он относился к своим рабам, где их брал – это все не имело значения по сравнению с тем фактом, что у него были рабы, и они работали. При этом структура общественного образования, где царило рабовладение, могла быть разной. Это могло быть родоплеменное общество, живущее по принципам родственной близости. Это могло быть иное объединение людей (“пиратская республика”), кооперирующихся в силу функциональной необходимости. Это непринципиально. Рабовладение – способ ведения хозяйства.
Феодализм появился уже с определенным идеологическим представлением о сеньоре, однако само такое представление базируется на родоплеменной основе (родственная связь сеньоров в поколениях) и обычаях рабовладения (закрепощения крестьян). Можно сказать, если быть безграмотным, что декларация о праве сеньора на трон со стороны герцога Наваррского – это одна идеология. а такая же претензия но стороны герцога Бургундского – другая. Однако на самом деле это одна и та же идеология, базирующаяся на повсеместной системе отношений в обществе в данном месте в данное время, просто разные фигуранты.
Феодализм как идеология – нонсенс, потому что является производным, необязательным в отдельных аспектах (“свободные города”, ремесленные цеха, духовный люд исключались из этой модели) даже во времена своего расцвета.
Капитализм уже несколько иное явление. Основа капитализма, в момент его появления и распространения в обществе, заключается вовсе не в том, что описал Маркс. Маркс анализировал уже сложившееся явление. Однако если посмотреть на все буржуазные революции, то мы увидим одно и то же. Люди протестовали против рабского положения, или феодальной зависимости. Весь капитализм – это борьба за право перейти от плохого сеньора к хорошему сеньору. И потому капиталистическое общество построено вокруг одного-единственного понятия – СВОБОДЫ.
Описывая порабощение капиталом трудящихся, Маркс сосредоточился исключительно на экономическом аспекте, на способе производства. Однако культурный, идеологический аспект совершенно ускользнул от его внимания. А ведь именно идеологический аспект является в капитализме доминирующим.
Со времен Английской и Французской буржуазных революций западное общество декларирует СВОБОДУ как свою главную ценность. Вот уже сотни лет слово “СВОБОДА” несется из каждого утюга на Западе. Западное общество, построенное на эксплуатации одних другими, декларирует свободу как свою главную ценность и называет себя “Свободным миром”. И на это как на культурологический феномен никто до сих пор не обратил внимания. Все рассуждают о границах свобод, все рассуждают о сути свободы, многие оспаривают наличие свободы в западном обществе, но никто не заметил, что само понятие СВОБОДЫ не является эмпирическим. Оно не возникает из практики. Это – свойство субъекта определенным образом описывать свое состояние совершенно субъективной природы.
Если в магии мы имеем разнородные явления, между которыми постулируется связь, то в случае идеологии мы имеем определенный концепт для описания своих субъективных переживаний.
Магия породила представления о некоих неведомых (помните элемент непредсказуемости?) силах, управляющих миром, и привела людей к религии как к форме взаимодействия человека с “высшими силами”. При этом опыт, лежащий в основе религии, является эмпирическим. Просто редким. Сто лет люди веруют, и ничего не происходит, потом в силу каких-то неучтенных факторов бабах – и случилось ЧУДО. И люди в восторге, люди получили подтверждение. Магия – это вера в ЧУДО.
Идеология – это точно такая же, иррациональная, вера в ПРИНЦИП. В свободу. Только тут никакого чуда не надо, потому что это субъективное.
Тот факт, что для вот этого вот субъективного “я свободный человек” работник должен горбатиться, как не горбатился никогда раб – никого не волнует, ибо это объективное, а не субъективное.
Хотим мы или нет, но ЛЮБАЯ идеологическая система построена вокруг субъективных сущностей. Свобода, справедливость, сила, правильность, и так далее. Идеология необходима, при определенном количестве людей и плотности общества, в силу фрагментарности опыта конкретного человека.
Конкретный человек не может переживать весь спектр переживаний, и получать весь спектр опыта, который позволит ему сделать вывод о том, что он свободен. Или – что с ним поступили справедливо. И даже получив такую возможность – вовсе не факт, что он переживет это и осознает. Давайте вспомним двух разбойников, распятых с Христом. Их двое было, у них был схожий опыт жизни, преступлений, ареста и наказания – но осознал свое истинное положение только один.
Идеология это именно та басня которой пытались накормить соловья.
пчичку жалко
Гы, как только появится государственная идеология,так сразу же появятся её ревнители,которые начнут делить обсщество с соответствующим апаратом подавления.
Магия это не вера в чудо… Это попытка поставить под контроль не явные связи и подчинить некие сущности. В этом плане маги близки ученым.
Пока читал текст… подумалось. Идеология это инструмент управления, позволяющий когда нужно объединить разобщенных людей.
Магия – это всего лишь неизвестная аборигенам технология.
нет… этнологи не согласны. Магия начинается только в цивилизованных обществах.
Идеология, это банальная борьба за Власть и ничего другого. Все как то забывают про Союз.
борьба за власть обходится без идеологии.
Мне кажется что идеология это принципы лёжащие в оргагизации окружающего человека общества за которые он внутренне готов терпеть лешения и рисковать жизнью, с пониманием того, что без таких принципов или с другими его лишения и риски становятся гараздо выше. Причём устойчивость окружающего его социума становится для него такой же значимой ценностью как и его личное благополучие, и принципы снижающие риски для его социума воспринимаются стольже важными.
Отличная очепятко — оргагизация … общества.
Прям Пелевин кокойты — оргазмизация общества.
Общественный оргазм это мощно.
Так и видится: “…твоя задача — имитировать бюрократический оргазм от служения обществу. Быть совком. Т.е. совершать ритмические идеологические движения мозга сообразно с линией Партии. Тут они вышли из тоннеля и Марлен увидел гигантский золотой совок и массу народа вроде бы прогуливающегося вокруг. Все были в костюмах веников. Время от времени звучал гонг и тогда кто-либо подходил к кафедре перед гигантским памятником Совку брал в обе руки висящую у него на шее печать на серебряной цепочке и шумно шлёпал по кафедре. Марлен догадался что они ставят печати на Документы…”.
А в других странах есть идеология? Если есть, то как действует?
Офф , ну.
На нефтеперерабатывающем заводе «Ильский» в Краснодарском крае после взрыва задержали диверсантов, которые пытались сбежать по трубам, пишут СМИ.
https://vz.ru/news/2023/5/5/1210604.html
Разве слово капитализм не от слова капитал?
Разве слово совок не от слова совать?
Уже одобрили? Как быстро! Банят похоже тоже быстро. Хотя бы предварительно предупреждайте для приличия.
В русском языке есть слова омонимы – это слова, совпадающие между собой в написании и звучании, но имеющие разное значение. Какое своё понимание вы вложили в совок?
А какие ассоциации вызывает слово мусор?
Мы предупреждаем в правилах сайта. Если кто-то их не читал – ну ОК.
На картинке русский народ вписывается в рынок по заветам уважаемого и признанного авторитета великого реформатора Анатолия Борисовича Чубайса по заветам которого экономика стала развиваться бешеными темпами. И вот в 90-е наступила свобода.
Материал бредовый.
Идеология это понятия что такое хорошо и что такое плохо.
Капитализм это власть денег. У кого больше денег, тот и прав. Капитализм интересуют только деньги. Всё продаётся и всё покупается.
Капитализм это вид рабства. Раньше рабов держали на привязи как скот. Это требовало затрат на охрану рабов. Потом рабов привязали к земле. Но это тоже требовало усилий по контролю над рабами. Капитализм оптимизировал этот вопрос через кредитное рабство. Не отдал вовремя долг – потерял своё имущество.
Дальше через цифровую валюту буквально каждый рубль станет прозрачен и подконтролен банку. Соответственно в любой момент любого раба можно оставить без денег на жизнь. Контролироваться будет каждый потраченный рубль и поэтому один раб другому рабу ничего не сможет купить без одобрения банка. Так же будут контролироваться покупки – что можно покупать, а чего нельзя. Это как индивидуальная для каждого раба система SWIFT.