Гражданский воздушный флот
Геннадий Голобоков «Гражданский воздушный флот», 1969 год. Эту картину хочется разглядывать, но ее трудно правильно истолковать. Вроде бы понятно, что идейным центром картины должен быть ТУ-144 на заднем плане. Ему эта картина и должна быть посвящена.
Это 1969 год, свой первый испытательный полет ТУ-144 совершил в самом конце 1968-го, звуковой барьер преодолел в середине 1969-го. В этом смысле СССР опередил Запад, первым построил сверхзвуковой пассажирский самолет. “Конкорд” во всем отставал примерно на 3-4 месяца.
Дальше мы знаем, что оба самолета оказались неудачными. Но ТУ-144 оказался на порядок более неудачным. Он вообще никому не был нужен, потому что в СССР не существовало настоящей коммерческой авиации. И если за полет на “Конкорде” из Парижа в Нью-Йорк некоторые люди были готовы платить по 5 тысяч баксов, то в СССР билет из Москвы в Алма-Ату на Ту-144 стоил примерно как обычно. Больше бы в СССР всё равно никто не заплатил. И самолет летал, привозя чудовищные убытки.
“Конкорд” тоже себя не окупил, и это было понятно даже на этапе создания самолета. Есть такой термин “эффект Конкорда” — когда все понимают, что не надо продолжать, но уже столько сделано и столько потрачено, что останавливаться поздно.
Но это бы ладно. Ту-144 разбился прямо во время показательного полета на авиасалоне в Ле-Бурже. И это после пяти лет испытательных полетов. В общем, понятно было — всё, хватит. Но нет, в СССР так дела не делаются, и еще через два года самолет пустили в коммерческую эксплуатацию. А еще через пять лет с нее сняли.
Осталась вот такая картина.
Значит, на ней Ту-144. Это, понятно, символ передовых технологий, устремления социалистического общества под грамотным руководством коммунистической партии в будущее. Причем в момент рисования картины самолет только что появился в металле в виде экспериментального образца, на нем еще никто не летал, кроме испытателей. Наверное, рисунки этого самолета и его фотографии печатались в журнале. Наверное, репортаж о нем показали в программе “Время”, она появилась в 1968 году.
И вот художник поставил этот символ технологического будущего на какой-то периферийный аэродром. Именно аэродром, аэропорта тут не видно. Тут даже бетонной ВПП не видно – видно гравий полосы и газон, на который приехал автобус и высадил прямо на него женщин в косынках и с чемоданами.
На первом плане пилот. Рубашка ему велика, в руке сигарета, взгляд опустошенный. Тут нужно отметить, что самолет смотрит вправо, то есть вперед по привычной временной шкале. Она всегда идет слева направо. А пилот смотрит влево, то есть в прошлое.
Если соединить это с тем, что именно пилот находится на первом плане, а за ним еще стоит стюардесса, которая тоже смотрит как-то рассеянно, выходит, что это картина о тех, кого в будущее не возьмут. Вот-вот сейчас этот самолет взмоет в небо и разгонится до скорости звука. А вы тут останетесь на ящиках сидеть с сигареткой, успокаивать друг друга.
Тем интересней, что в реальности-то всё вышло ровно наоборот. Самолет улетел и развалился, а посконный пейзаж и грустные лица остались. Самолет Ту-144 был лишним в этой картине. В неё бы подошел чумазый Ил-18 – и была бы картина о нелегком труде летчиков страны Советов, работающих для счастья пролетарских масс, летящих отдыхать в Крым.
PS. Поймите меня правильно – Ту-144 как проект это было замечательно и полезно. Но как пассажирский самолет – оказалось просто не нужно. Потом наработки были использованы при создании сверхзвуковых бомбардировщиков.