Французские проходимцы

Вопросами механизации артиллерии французы занялись одними из первых. Еще в годы Первой мировой войны французская армия достигла больших успехов по данному направлению. Тяжелую артиллерию довольно быстро обеспечили тягачами, в том числе и полноприводными.

При этом имелась тенденция, когда вместо одного тягача, но массового, закупалась целая куча тягачей разных фирм, мало отличающихся по предъявляемым задачам. И если в Первую мировую войну это было нормой в разных странах, то ближе ко Второй мировой войне такую ситуацию нормальной назвать оказалось крайне сложно. Впрочем, тут немцы, у которых к началу 1939 года было 52 типа легковых машин и 114 типов грузовиков, начинают грустно улыбаться. Разница в том, что немцы всё же этот монстрятник выпускали тиражами в несколько тысяч штук, а вот у французов обычно дела обходилось несколькими сотнями. А вот это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Впрочем, разница с немцами была еще и в другом. Дело в том, что матчасть различалась на пехотную и кавалерийскую. То, что французская кавалерия была сильно себе на уме, не является новостью. Это, кстати говоря, касалось не только французов. Американские кавалеристы, да и японские тоже, доходили до того, что у них, аналогично французам, имелись свои танки, официально называемые бронемашинами. И если такое происходило с танками, стоит ли удивляться, что в случае с автотранспортом кавалерийский сепаратизм был еще сильнее.

В 20-е годы, когда с деньгами дела обстояли не очень, каких-то прорывов не было, тем не менее, уже тогда кавалерия смогла выделиться. В 1928 году начались закупки полугусеничных машин Citroën-Kégresse P 17. Машины неспешные, даже по меркам 20-х годов, но зато с хорошей проходимостью. Далее появилась более массовая и мощная модель – Citroën-Kégresse P 19. Она развивала максимальную скорость чуть больше 45 км/ч и среднюю скорость 25 км/ч. Не то, чтобы очень быстро, но с учетом того, что бронемашины того периода были примерно тех же скоростных параметров, вполне достаточно. В результате Citroën-Kégresse P 19 стал массовым явлением, в кавалерию их попало более 500 штук.

Поначалу такие машины предназначались только для перевозки пехоты в механизированных подразделениях кавалерии, но дальше ситуация начала меняться. К середине 30-х годов французские войска стали получать противотанковую артиллерию. Типовым тягачом противотанковых пушек стал Renault UE, гусеничный бронированный транспортер, являющийся родственником танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Но для кавалерии он мало подходил. Во-первых, машина неспешная даже на фоне Citroën-Kégresse P 17. Во-вторых, она очень маленькая, расчет туда толком не посадишь. Поэтому часть Citroën-Kégresse P 19 переквалифицировали в тягачи противотанковой артиллерии, причем Canon de 25 mm S.A. Mle.1934, типовую противотанковую пушку французской армии, можно было затолкать прямо в кузов. Такие машины шли в драгунские (моторизованные) полки.

Вместе с тем, становилось очевидно, что кавалерии нужны другие машины, более быстрые, вместительные и совершенные, нежели Citroën-Kégresse P 19 или Lorraine 28. И вот тут на сцену вышла фирма Laffly из Булонь-Бийанкур (западный пригород Парижа).

В начале 1938 года французским генштабом были сформированы требования к легкому артиллерийскому тягачу для 25-мм противотанковой пушки. Скорость не менее 60 км/ч, 5 человек экипажа, возможность перевозить не менее 250 кг боезапаса. На конкурс попало 3 машины – Bernard TT4, в бронированном варианте, Latil M7T1, а также Laffly V 15 T (V-обозначения 2-осного типа с 1938 года, 15-1,5 тонны грузоподъемности, T – тягач).

Главной особенностью машины от Laffly была конструкция шасси, разработанного на базе разработок венгерского инженера Зигмунда Холлоша. С 20-х годов он разрабатывал весьма мудреную конструкцию шасси, имевшего раздельный привод колес левой и правой стороны. К каждому колесу шел карданный вал. Конструкция весьма мудреная, но работающая, причем позже разработки Холлоша использовались на армейских вездеходах Volvo.

По большому счету, V 15 T представлял собой вариант чуть более ранней машины-разведчика V 15 R с новым кузовом, а также рассчитанным на использование в качестве тягача. Машина получилась тяжелее (пустая масса 2400 кг против 2050 кг у V 15 R), а грузоподъёмность выросла до 700 кг (против 550 у V 15 R). Соответственно, машина получилась и медленнее: если V 15 R разгонялся до 82 км/ч, что его собрат-тягач ехал не быстрее 58 км/ч. Впрочем, и такая скорость являлась избыточной: дело в том, что предел возможностей перевозки Canon de 25 mm S.A. Mle.1934 был 45 км/ч.

По итогам испытаний к единому мнению придти не удалось. С одной стороны, Latil M7T1 был чуть быстрее, да и пехоте он понравился больше. С другой стороны, Laffly V 15 T именно как тягач получался едва ли не лучше. Особенно это касалось возимого боезапаса. В результате победили обе машины, но по-своему. Пехота выбрала Latil M7T1, причем одновременно появился и полугусеничный тягач Unic TU 1, также предназначенный для таскания 25-мм противотанковой пушки. Что же касается Laffly V 15 T, то 23 ноября 1938 года последовал заказ на 100 машин, предназначенных для кавалерии.

А с другой стороны, советские отжигали еще хлеще. Еще с 1937 года в СССР шли работы по 45-мм десантной пушке Ф-23, которая могла бы перевозиться на мотоцикле, разрабатывал ее завод №92. А в конце мая 1941 года маршалом Г.И.Куликом были подписаны тактико-технические требования на 37-мм авиадесантную пушку. Согласно требованиям, масса орудия ожидалась в районе 100-110 кг, при этом орудие могло разбираться и переноситься раздельно бойцами. Масса каждой из разборных частей не должна была превышать 25 кг. Аналогично Ф-23, которая продолжала находиться в плане на 1941 год, 37-мм авиадесантная пушка должна была перевозиться как силами расчета, так и на мотоцикле.

Затем под данные требования была разработана противотанковая пушка ЧКШ, которую разрабатывали в ОКБЛ-46 (Особое Конструкторское Бюро-Лаборатория №46 НКВ) под руководством Е.В. Чарнко, И.А. Комарицкого и В.И. Шелкова. Создавалось орудие под баллистику 37-мм зенитного орудия 61-К, которое по пробитию брони было очень близко к 45-мм противотанковой пушке, но при этом система получалась заведомо легче.

В требования мая 1941 года по массе ЧКШ не вписывалась – реально она весила 220 кг. Но мотоцикл кое-как ехал.

В августе 1941 года были проведены полигонные испытания двух опытных образцов – ЧКШ-1 и ЧКШ-2. Согласно проектным данным, скорострельность должна была составить 16-20 выстрелов в минуту, но на практике получилось 8. Также отмечались плохая кучность, сложность конструкции, ненадежность в работе и недостаточное бронепробитие.

Поскольку для мотоцикла агрегат оказался тяжеловат – его решили прикрутить к автомобилю. И прикрутили:

Дело в том, что в тот момент на вооружении Красной Армии появился новый тип автомобиля – полноприводный автомобиль-разведчик, он же “Пигмей”, он же ГАЗ-64. Данная машина имела небольшую боевую массу, могла перевозиться силами военно-транспортной авиации и отлично подходила как легкий артиллерийский тягач. Правда, первое время было слегка не до нее, а к лету 1942 года, когда появилась вторая итерация ЧКШ (уже ЧК), ГАЗ-64 уже полгода как не выпускался. Точнее, летом 1942 года его выпуск возобновили, но в таких объемах, что скорее они являлись статистической погрешностью.

Поэтому на фото вы видите это орудие на Willys MB или Ford GPW.

Непосредственно на базе ГАЗ-67 (или ГАЗ-64) серийно “самоходный лафет” для ЧК так и не сделали. В июне 1943 года ГАЗ им. Молотова разбомбили, пришлось почти заново восстанавливать производство, а ГАЗ-67Б выпускался в мизерных объемах. Посему для ЧК делали аналогичную базу уже с использованием автомобилей, поставлявшимся по ленд-лизу.

В целом орудие признали перспективным, хотя испытания оно не выдержало. Технический Совет НКВ 26 сентября 1942 года дал указание о доработке орудия, что ОКБЛ-46 и сделало. С 5 декабря 1942 по 12 января 1943 года прошли заводские испытания улучшенной версии ЧК. Конструкцию орудия весьма существенно доработали, в частности, появился более развитый дульный тормоз. Боевая масса в походном положении составила 213 кг, а в боевом – 204 кг. В третий раз на испытания ГАУ орудие вышло в феврале 1943 года, несмотря на некоторые дефекты, отмечался прогресс в работах. В ГАУ КА отмечали, что орудие хоть и чуть уступает 45-мм противотанковой пушке, но хорошо подходит для авиадесантных частей.

К тому времени она уже выглядела вот так.

Материал: https://yuripasholok.livejournal.com/13195749.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Дочитал до конца? Жми кнопку!

Вам может понравиться...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.