Фабрики ботов из Грузии
Петербургское издание «Фонтанка.ру» публикует интервью с переехавшим в Грузию парнем, называя его вымышленным именем Семён. Мотивы переезда все мы в разных интрепретациях слышали много раз за эти 8 месяцев: «не могу жить в стране, которая воюет с соседями», «не хочу воевать» и так далее, гораздо интересней, кем теперь Семён работает.
А работает Семён ботом или, как сам себя называет, эльфом — пишет комментарии в социальных сетях, которые призваны формировать у нас с вами ощущение того, что всё пропало, России ничего не добиться, СВО просто обречена на провал, а власти бросили и нас с вами, и всех мобилизованных на произвол судьбы.
«Нужны были деньги, и мне предложили подработку на позиции эльфа (название выбрано в качестве антитезы „фабрики троллей“). Сказали, что нужно будет несколько часов в день писать комментарии и делать скриншоты. Главная мысль проекта: переубедить тех, кто сомневается, чтобы люди знали другую точку зрения», — рассказывает петербуржец «Фонтанке». Итак, работа непыльная: пишешь комментарий — сразу же делаешь снимок экрана для подтверждения количества написанного за день, и за 5 часов такой «работы» получаешь 26 долларов, то есть примерно 1600 рублей.
Семён рассказывает, что по 5 часов не работает почти никто, все берут по две смены в день, то есть по 10 часов настукивают на клавиатуре «иное мнение». Приступить к работе, по его словам, можно было практически сразу, нужен только ноутбук, работодатель ничем тебя не обеспечивает — никаких гарантий или техники. Просто работаешь против своей страны за очень малый прайс. Если предположить, что в таком режиме десятичасовой работы человек проводит 5 дней в неделю, выходит 64 тысячи рублей в месяц.
Координируют «работу» в чате под названием «Эльфы», а собираются в офисе недалеко от центра Тбилиси со своими ноутбуками. «Открыл смену в „Эльф боте“ в Telegram, получил от него профиль в VK, включил VPN, зашёл и поехал. Для работы тебе выдают аккаунт одного из пользователей, похоже, что реальных людей, но взломанных: не только россиян, но и из других стран, в основном СНГ. В базе может быть и украинец. Но такой аккаунт ты просто пропускаешь, потому что довольно странно, что человек с украинской фамилией будет писать комментарии», — раскрывает все секреты Семен.
«Никакого трудового договора нет — всё только на словах. Но условия, по меркам Тбилиси, приличные», — пишет «Фонтанка». За смену, как сообщил Семён, надо написать 120 комментариев. За две — 240. Рассчитываются каждые две недели наличными. Но всё это не просто хаотичная писанина: есть специальный человек — мониторщик — он отслеживает свежие посты в Telegram-каналах и группах в VK, после задания от мониторщика эльфы начинают их комментировать.
Паблики, по словам Семёна, самые разные — от «Лентача» (обработка молодёжной аудитории) до «Пенсионеров России» (охват принципиально другой возрастной группы). «Каждый день новая тематика комментариев, обычно связанная с повесткой, — например, взрывы в Крыму. И под неё отбираются подходящие сообщения для комментирования», — почему-то не скрывается Семён. «Комментарии не обязательно должны быть объемные. Никакой нормы нет. Комментарий может быть и из одного предложения типа: „Уже полгода как Киев берут за 3 дня“. Контекст такой, что в новости ложь о том, что „всё идет по плану“.
Но комментарий должен быть эффективным — желательно, чтобы оказался одним из первых в посте, чтобы набрал побольше лайков и ответов. Идеально, чтобы там появились люди, поддержавшие твою позицию — типа „я тоже так считаю“. Такие комментарии так же надо зафиксировать скриншотом. Все это в итоге учитывается в показателях эффективности», — рассказывает петербуржец.
«Постоянно ведется топ самых успешных авторов, у которых больше всего реакций и ответов на их комментарии. Те, кто на вершине этого рейтинга, получают больше смен. И зарабатывают больше денег соответственно. Если ты поздно и неэффективно комментируешь, то тебя особо жаловать не будут — поставят одну смену на неделю и все. А если быть в топе, то можно трудиться хоть каждый день», — объясняет он.
«Публика работает разная — активисты со всей России, муниципальные депутаты, журналисты. Но какой-то коммуникации в офисе почти не происходит. Ты приходишь, открываешь смену в боте и строчишь-строчишь-строчишь комментарии. Все в основном сосредоточенно молчат», — так выглядит работа бота.
Удивительно, но сам Семён заявил «Фонтанке», что в качестве «борьбы с пропагандой» всё это вряд ли эффективно и больше похоже на провокацию. «Но это одновременно и хорошая подработка, и помощь для россиян в Тбилиси. Например, для мигранта, который работает в каком-нибудь общепите, барменом или официантом, средняя зарплата около 40 лари — 800 рублей в день за 10–12-часовую смену. А здесь совсем другие деньги. Но и гуманитарным проект трудно назвать — даже в Тбилиси они довольно скрытно работают, и попасть к ним непросто», — ничтоже сумняшеся поясняет он. Он также высказал мнение, что «Эльфы» связаны с американским фондом «Свободная Россия»*, именно в помещении фонда «работают» комментаторы, а представители фонда ведут переписку с ними о деньгах и сменах.
Переписка есть в распоряжении редакции «Фонтанки», но не публикуется.
О том, что в российском сегменте соцсетей активно работает украинский ЦИПСО, мы знаем уже давно, сейчас выясняется, что против нашей страны «трудятся» и наши бывшие соотечественники. Поэтому когда о «провалах России» и «неизбежном поражении» вам в соцсети рьяно рассказывает некая Оля или приятной наружности Михаил, подумайте, не сидит ли по другую сторону экрана безрадостный парень, бросивший в Петербурге кота, а на пропускном пункте «Верхний Ларс» — самокат и гордость с достоинством.
За кота — убив бы.
кiта
Да… Где-то для них уже растет осиновый лес.