Энергокризис в ЕС в цифрах
События последних месяцев явили миру новую экономическую модель: к черту технологии — даешь углеводороды. И теперь несколько иной смысл мы вкладываем в строки из «Евгения Онегина»:
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Простой продукт в современных условиях — это вовсе не зерно, как считалось раньше, а газ и нефть. Ибо если не будет солярки, то ничего не посеешь и не пожнешь. Во времена Пушкина мощность измерялась в крестьянских лошадках, а теперь в тучных табунах лошадиных сил, собранных под капотами тракторов, комбайнов и грузовиков.
Последние 30–35 лет экономисты либерального толка убеждали нас, что немецкая экономика лучше нашей, сырьевой, потому что технологии позволяют на пустом месте, используя лишь ум и знание законов рынка, создавать добавленную стоимость. А мы, убогие, только и способны качать на Запад природные ресурсы.
И вдруг выясняется, что без нашего дешевого «простого продукта» великие европейские технологии не стоят ломаного гроша. Заводы банкротятся, цены на продукты и коммуналку взлетают до небес, инфляция бьет рекорды, народ приготовился мерзнуть в своих неотапливаемых домах и квартирах. Похоже, курорты Таиланда и Индонезии в ближайший зимний сезон разбогатеют, принимая пенсионеров из Европы, которые в массе своей не смогут жить на родине при таких заоблачных тарифах.
По последним данным, в ЕС и Великобритании за десять последних месяцев спрос на газ снизился почти на 40 млрд кубометров. Фантастические цифры. Газ им просто не нужен, оставшейся промышленности его хватает. Это значит, что по мере усиления кризиса его будет требоваться все меньше и меньше, как для производства тепла, так и электроэнергии. Европа, конечно, никуда не исчезнет и не погибнет, она просто превратится в территорию со скромными потребностями и возможностями. Дойдет до уровня Болгарии, например. Или Греции, если прогноз окажется не настолько мрачным.
Американцы (ну или англичане — без разницы), перерубив трубы «Северных потоков», у всех на глазах спилили могучую ветку на которой десятилетиями безмятежно сидели рядком бюргеры и рантье, рассказывая друг другу анекдоты за кружкой пива. Один за другим наместники США в европейских странах вроде Макрона или Шольца предупреждают свой верный электорат, что время благоденствия закончилось.
А я все думаю: что-то в экономической теории о превосходстве технологий над сырьем не сходится. Ведь при мировых катаклизмах вроде нынешнего, когда каждый за себя, уверенность в завтрашнем дне есть только у России, в Катаре и других странах Персидского залива. Что логично и правильно — см. пушкинские строки.
Базовый экономический закон о простом продукте не нарушен. Все как раз наоборот: его нарушали десятилетиями, внедряя в сознание доверчивых европейцев (и в наше, кстати), что компьютеры и станки изменили мир до неузнаваемости. Не-а, не изменили — они его исказили.
И вот теперь наступает момент истины. В этом и, возможно, в следующем году европейским грандам еще хватит жирка, накопленного за прошлые годы, чтобы пережить зиму. А вот года через три-четыре германиям и италиям предстоит вернуться в свое прежнее состояние — лет на двести-триста назад, во времена Адама Смита. Поля и заводы зарастут лесами, что автоматически заставит горожан вспомнить навыки охотников и дровосеков.
Но скорее всего они начнут войну за ресурсы, если не с нами, то с обнаглевшим Катаром и другими монархиями Ближнего Востока — в конце концов, волчьи законы капитализма никто не отменял. Поэтому впереди нас всех ждет увлекательное зрелище: новая борьба за передел мира. Причем шансы выжить в этом полуестественном отборе у нас побольше, чем у многих других, не имеющих «Калибров» и «Посейдонов». Тут ведь не только «простой продукт» важен, но и способность себя защитить.
Так что посмотрим, как Европа будет выкручиваться. Все только начинается. И наконец появились цифры:
«Европейские страны потратили почти триллион евро на энергетические субсидии. Несмотря на эти усилия, оптовые и розничные цены на газ и электричество по-прежнему намного выше докризисного уровня. Из-за эффекта запаздывания цифры в счетах за электроэнергию снизятся только во второй половине года. А поскольку власти защитили семьи от скачка оптовых цен на рынке, в будущем снижение стоимости тоже будет меньше», — написал на днях Bloomberg. Чем, собственно, подтвердил мой незатейливый тезис.
Тем не менее вопрос о том, надолго ли хватит европейским странам накопленного жирка, остался открытым. Ведь энергетический кризис, вынудивший власти закупать газ вдвое-втрое (а было и вчетверо-впятеро) дороже, привел к тому, что многие промышленные гиганты — главные налогоплательщики навострили лыжи в США, Китай и другие страны, где условия для бизнеса благоприятнее, а газ дешевле. Соответственно, налогов в казну поступать будет меньше, а значит, в сравнительно недалеком будущем возможность смягчать для населения высокие цены на углеводороды если не исчезнет совсем, то значительно убавится.
На мой взгляд, это совершенно очевидно.
Триллион евро — это очень много даже для пока еще богатенькой Европы. А для бедных стран сумма совершенно неподъемная. Конечно, для украинцев, размолотивших собственную страну ради европейских зарплат и пенсий (которые, к слову, им никто не обещал) сама мысль о том, что ЕС может обнищать, звучит кощунственно. Но мы живем в такое время, когда невозможное становится возможным.
Как теперь выясняется, все благополучие Старого Света (прежде всего, конечно, Германии) зиждилось на российском газе. Теперь же европейцам выкрутили руки и заставили отказаться от дешевой энергии (и сырья, кстати). А для надежности, чтоб не осталось никаких надежд, вообще взорвали пару трубопроводов. Как немцы с французами приноровятся к новым ценам, пока загадка.
И только для глупых украинцев никакой загадки нет: европейцы умные, что-нибудь придумают и станут еще зажиточнее, чем раньше.
Но вот это вряд ли.
Ойбл#, цЪко, лень канешна, но чую — ннада нопейсаць текстег про экономические модели. Ну фсмысли — шо получаеца если в экономику «впрыснуть» денежный кредит.
Тут товарисч пишет — мол, не стоит недооценивать сообразительность европейцев. Еще Гитлер планировал засеять земли Украины крапивой, необходимой дял производства тканей. А в 90-е в Европе появилась и прижилась идея засева Украины рапсом, для производства биодизеля и энергетической независимости ЕС. Именно поэтому ЕС так вцепился в Украину. Именно ЕС, а не США, и организовали все майданы, поддерживали их, ну а США лишь воспользовались тупостью европейцев и по итогу рассчитывают несказанно обогатиться на ограблении герров и мусье.
Геррам и мусью, разумеется, было плевать на всех, пока их мощь базировалась на немецком угле и французском атоме. Но что интересно — они сами — САМИ! — отрубили себе ноги и отрезали крылья. Получился зверь, который может только ползать, да и то хреново. Вот что значит предательство элиты.
Самооборона в гейропе, она такая, дооо
От лица пенсионеров братское спасибо за подсказку! Пойду самострел ваять!
гыыы
И во всем виноваты укры.
А ви таки заметили, что в окрестных магазах появилось немецкое пиво за копейки в товарных количествах? Причем преимущественно пшеничное.
Шутка ли — в КБ банка нормального объема (0.5) стоит 65р. В то время как у наших деятелей всякие 0.43 дороже бывают, не говоря уже о качестве содержимого. Видимо, кто-то сейчас льет крокодильи слезы… Но то такое.
Гораздо интересней, че ето глобально столько европейского пива из пшеницы у нас появилось.
Идет утилизация вывезенной хохлопшеницы? Опять ХПП? :)