Экономический расцвет Новороссии
В мае 2021 года Кремль «назначил» на донецко-луганское направление российского управленца Евгения Юрченко. Весной к этому отнеслись весьма скептично, даже на самом Донбассе — но вот пришла осень, и результаты оказались чудесными.
На днях глава ДНР Денис Пушилин неожиданно заявил, что республике стало не хватать коксующегося угля. А это значит, что металлургия ДНР заработала в полную силу. Мало того, Пушилин отметил, что с 2018 года в ДНР открыто 28 новых угольных лав, а еще 11 введут в 2022 году — и угля все равно не хватает, и его приходится покупать в России.
Евгений Юрченко возглавляет Южную горно-металлургическую компанию (ЮГМК). Что интересно, ЮГМК взял под свой контроль семь крупных предприятий Донбасса — то есть те активы, которые ранее контролировал украинский олигарх Сергей Курченко.
С приходом Юрченко эти активы «неожиданно» заработали — в ДНР ЮГМК сегодня управляет следующими предприятиями: Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, Макеевкокс, Ясиновский коксохимический завод, Комсомольское рудоуправление. В ЛНР компания взяла под управление Алчевский металлургический комбинат и Стахановский ферросплавный завод.
Нужно понимать, что уровень жизни на Донбассе до этого времени был весьма невысоким, а по некоторым категориям граждан и откровенно плачевным — с приходом Юрченко в республиках за лето погасили большую часть долгов по зарплате, а теперь республики рапортуют о том, что заводам ДНР и ЛНР уже не хватает сырья.
И вот вчера Владимир Путин своим указом открыл российские рынки для любых товаров из ДНР и ЛНР, допустив их даже к госзакупкам — а это, в свою очередь, позволяет планировать экономическое развитие ЛДНР без оглядки на взбесившуюся Украину.
ЮГМК планирует в ближайшее время взять под свой контроль еще целый ряд крупных предприятий Донбасса, но Евгений Юрченко уже заявил, что угля для них не хватит — следовательно, вопрос с поставками на Донбасс углей разных марок и назначения придется решать уже на уровне правительства России.
К тому же, Юрченко объявил, что до конца 2021 года на обновление оборудования донбасских предприятий будет инвестировано около 3 млрд рублей, а всего сумма инвестиций ЮГМК в экономику Донбасса в этом и следующем году превысит 10,7 млрд рублей — но уже в октябре Евгений Юрченко заметил, что конечная сумма инвестиций будет намного больше.
И вот теперь самое время поговорить о том, по каким причинам Москва решила поднимать Донбасс — и заметьте, что это происходит за счет крупных компаний, а не за счет российского бюджета.
Во-первых, Донбасс становится «отрезанным от Украины ломтем» окончательно и бесповоротно. Например, тот же Енакиевский металлургический завод, который до сих пор формально принадлежит холдингу «Метинвест» украинского олигарха Рината Ахметова, но с 2017 года находится под контролем властей в Донецке — контроль россиян над этим предприятием означает, что в потные ручки Ахметова предприятие не вернется уже никогда.
Донбасс всегда был промышленным краем, и в СССР, и в независимой Украине. Несмотря на всю мощь, в общем экономическом балансе России его вклад вряд ли будет значительным — тем более, что лидеры отрасли в России давно уже ушли далеко вперед, особенно в технологическом плане.
Во-вторых, Россия начинает поднимать уровень жизни на Донбассе, а без основы в виде работающей местной тяжелой промышленности сделать это почти невозможно — в противном случае пришлось бы поднимать уровень жизни местного населения за счет федерального бюджета. А это, в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса, означало бы новую серьезную нагрузку на российскую экономику.
Запуск в работу простаивающих предприятий означает и серьезный приток налогов в бюджеты республик, что позволит властям в Донецке и Луганске поправить состояние дел в социальной сфере — согласитесь, что средняя пенсия в пять тысяч рублей выглядит на сегодняшний день издевательски, особенно для стариков, проработавших всю свою жизнь на шахтах и заводах.
В-третьих, нужно понимать, что в Кремле вполне осознали масштаб экономических и социальных проблем новых граждан России — и Москва отчетливо понимает, что приток новых россиян только набирает обороты. Причем это касается уже не только жителей Донбасса, но и населения «материковой» Украины.
Одну «витрину» для украинцев в виде Крыма Россия уже создала. Теперь пришло время создавать «витрину» в виде Донбасса — и если в Крым средства и ресурсы вкладывало государство, то в экономику Донбасса будет вкладывать российский бизнес. А бизнес прекрасно понимает, что невозможно инвестировать в предприятия, не приносящие прибыль — следовательно, этим предприятиям необходимо обеспечить доступ к огромному внутреннему рынку России, попутно включая и само население в российскую социальную систему. Включая за счет самого Донбасса, позволю заметить — и Донбасс вполне способен обеспечить среднероссийский уровень жизни за счет подъема и разогрева экономики республик.
А это уже иная, по сравнению с европейской, модель экономической и социальной интеграции. И сигнал другим регионам Украины — смотрите, как можно жить, если быть в одной связке с Россией.