Что случилось с Норманом Мейлером?
Издательство Random House планировало в 2023 году выпустить сборник эссе к столетию писателя Нормана Мейлера. Но недавно объявило, что не будет. Почему точно, не известно, предполагается, что дело в эссе 1957 года «The White Negro: Superficial Reflections on the Hipster» («Белый негр. Поверхностные размышления о хипстере»).
Вообще это ээсе принято считать основополагающим манифестом хипстеризма. Эссе было опубликовано летом 1957 года в журнале Dissent и вызвало широкий общественный резонанс.
О чем эссе? О том, что хипстеры (тогда в США под этим понимались не люди со вкусом к тыквенному латте) угнетаются в нашем конформистском обществе и потому берут пример с чернокожих с их инстинктами, в общем, обращаются к насилию и изнасилованиям, и это вроде как неплохо. Считается, что на него очень хорошо ответил писатель Джеймс Болдуин, который как раз чернокожий и с Мейлером был хорошо знаком.
К хипстерам в 50-е годы в США относили молодых людей, которые, ввиду неприятия конформистской культуры, копировали модель поведения, свойственную афроамериканскому населению США. Речь идет не только о любви к джазу и свингу, о нарочито неопрятном внешнем виде или манере речи. Подражая выходцу из небезопасного «черного» района, хипстер живет так, словно каждый момент его жизни таит в себе некую угрозу. По этой причине он отказывается тратить драгоценное время на интеллектуальный труд и, следовательно, не ищет удовольствия от саморазвития, преследуя исключительно чувственный опыт и мгновенное удовлетворение своих базовых желаний (то есть, говоря по-русски, эти ребята просто насиловали всех подряд, а также грабили и воровали).
Хорошо известно, что Норману Мейлеру, за которым закрепилась слава одного из самых скандальных и неоднозначных американских авторов второй половины XX века, всегда очень импонировала роль ньюсмейкера. В какой-то степени «Белый негр» был своего рода намеренной провокацией – костью, брошенной «конформному большинству». И нужно сказать, что эта провокация достигла своей цели, породив продолжительную, широкую и жаркую дискуссию, в центре которой оказался сам автор с его эпатирующей, но подкрепленной рядом веских аргументов позицией.
Хипстер, согласно Мейлеру, представляет собой бунтаря, выступающего и против своих, и против чужих. Хипстер является натурой, склонной к агрессии и насилию и сконцентрированной единственно на своих желаниях. Он не только презирает социальные нормы, но и вовсе не способен думать о благе других людей.
Нынешние хипстеры — это совсем другие люди, но дело не в них, а в том, что Мейлер четко уловил жизненные принципы большинства негритянского населения Америки. Вот это-то и вызвало пригорание пуканов в Random House.
Выпустить сборник эссе Мейлера без «Белого негра» — немыслимо. Это как Достоевский без «Преступления и наказания». Поэтому решили заканселить весь сборник. Что вызвало возмущение у деятелей американской культуры (да, внезапно для некоторых, американская культура таки существует).
Среди защитников Мейлера от «цензуры» совсем не внезапно оказалась писательница Джойс Кэрол Оутс. Бабушке 84, но она пепелит в твиттере только в путь. Сначала она напомнила, какой он прекрасный писатель. Тогда люди припомнили, что если Мейлера и канселить, то не за эссе, а потому что «м%дак и плохой муж».
И тут Оутс выдала просто золото старой этики:
«Плохой муж»? Это для кого? Как многие мужчины, которые часто женятся, Норман Мейлер в итоге оказался с куда более юной, обожающей его и в целом совершенно прекрасной женой (Норрис Черч), которую все любили. Бабники обычно выдыхаются, просто нужно время, и если вам повезло, то вы его последняя жена» ™
Чтобы вы себе представляли, что из себя представлял Мейлер как человек, вот вам история. Как-то раз он решил номинироваться в мэры и устроил вечеринку по этому поводу. Все надрались, поэт Аллен Гинзбург подрался с поэтом Подхорецом. Мейлер бегал везде в костюме тореадора, и тут, около 4 утра, его жена, художница Адель Мейлер (Моралез) сказала ему, что он не так хорош, как Достоевский.
Мейлер возмутился и ударил ее ножом дважды, пробив околосердечную сумку, она чудом осталась жива. Мейлер отделался условным сроком.
Жалко, Гор Видал не дожил до этого скромного канселинга. Как-то раз Мейлер ударил его кулаком в пятачину в ответ на критический отзыв. Лежа на полу, Видал заметил: «И, как обычно, Мейлеру отказали слова».
PS. Для тех, кто не в курсе — Гор Видал один из крупнейших современных американских писателей (умер в 2012 году). В 2000 году Видал опубликовал сборник эссе под названием «Последняя империя». С тех пор он издал такие произведения, как «Почему нас ненавидят? Бесконечная война для бесконечного мира», «Полная сновидений война: кровь ради нефти и хунты Чейни-Буша», и «Имперская Америка». Как можно судить уже по названиям произведений, они содержат серьёзную и резкую критику, а также анализ американского экспансионизма, военного-индустриального комплекса, ЦРУ и актуальной администрации США.