Бойкот War Thunder
Скандал в благородном семействе. Разработчики «War Thunder», одной из главных игр про танковые сражения, вздёрнули цены высоко вверх, из-за чего игроки начали истошно кричать, ломая клавиатуры о колено.
Поднялся форменный бунт: ограбленные танкисты оставили 100 тысяч гневных отзывов на Стиме, а некоторые даже решили эмигрировать к основному конкуренту, в картофельно-русофобский «Мир танков».
Разработчики сначала увещевали игроков отповедями в духе «вы нам мало платите», потом сменили тон на примирительный, потом осознали вину и дошли почти до извинений. Не исключено, что обновление в итоге даже откатят обратно, так как деньги деньгами, а терять клиентов и репутацию совершенно не хочется.
Цитирую Антона Волкова, легендарного разработчика из Перми:
…Самое обидное, что игра-то сделана отлично — это действительно достойный продукт и с точки зрения игрового процесса и технически. Команда Gaijin это «старая школа» русского (правда уже венгерского) игростроя — там умеют делать и массовый мультиплеер и кросс-платформу, и движок у них свой — самописный…
…Любить надо свою игру и своих игроков! Тогда и метрики вырастут совершенно естественным путём, и аудитория будет расти органически, и денег больше будет заработано.
В итоге, игра переживёт эту ситуацию. Аудитория снизится, но не фатально. Однако, доверие уже нарушено и никогда не будет прежним — это то, что короткомыслящие аналитики никак не могут учесть в своих эксель-табличках…
Если желаете погрузиться в атмосферу веселья чуть глубже, вот видео от iXBT.games. Осторожно — в видео есть грубые слова, фривольные аналогии и анальные зонды без смазки:
00:00 Однажды на улице
00:51 26 мая. Бойкот War Thunder
02:22 Сервеное обновление от 16 мая
04:04 Красная линия
05:17 Gaijin пояснила за экономику
09:13 Вопрос разработчикам
11:43 Ключевой параметр War Thunder
13:12 Ревью-бомбинг в Steam
18:15 Извинения и мнения игроков
22:25 Обратная связь
23:24 Письмо №3. Слезы и дорожная карта
26:10 Важное правило
26:36 Плати и побеждай
28:50 Аудитория прежде всего
30:26 Важный урок
34:05 Картошка вкуснее улитки (но это временно)
Движение в сторону донатных помоек — не то, что я ждал от развития этой игры, и это меня сильно печалит.
Пожалуй, вся эта история с жадными разработчиками Тундры — отличный повод поговорить на тему умерщвления знаменитых серий одиночных игр.
С точки зрения корпоративных хлыщей в дорогих костюмах, сетевые игры от одиночных отличаются только тем, что из сетевых игр можно выдоить больше денег. Одиночную игру один раз продал, и всё. А сетевую игру раздал бесплатно, на широкую аудиторию, и стрижёшь купоны долгие годы. Если даже небольшая часть игроков будет донатить в среднем по 20 долларов в месяц (я не знаю точных цифр, пишу навскидку), получится гораздо прибыльнее, чем от разовой продажи игры.
Поэтому многие компании говорят: вот мы получили контроль над заслуженной серией игр, которая существует уже 25 лет. «Звёздный Тролль 6» стал классикой жанра, теперь игроки ждут от нас «Звёздного Тролля 7». Давайте-ка сделаем вместо него «Звёздный Тролль Онлайн». Пипл схавает, а мы заработаем втрое больше.
Так было, например, с серией Элдер Скроллс, когда после Скайрима (Элдер Скроллс 5) выпустили не Элдер Скроллс 6, а Элдер Скроллс Онлайн. Так было с ГТА, когда после выхода ГТА 5 разработчики заявили, что вместо ГТА 6 они лучше сосредоточатся на онлайне. Серия Фоллаут, ставшая для многих путеводной звездой в мире компьютерных игр, закончилась на печально известном многопользовательском Фоллаут 76.
С точки зрения рентабельности, пожалуй, оно и правильно. Однако меня огорчает тот факт, что онлайн-игры нам пытаются продать как продолжение однопользовательских, хотя это два принципиально разных жанра — вот как бумажные книги Толкиена и выезд на полигон.
Представьте, вы сидите в уютном кресле и читаете «Властелин Колец». Прочли два тома, допустим. И тут вам говорят: «знаете, а мы решили сделать третью часть в виде ролёвки. Мастерите меч из пылесосной трубы, накидывайте на плечи занавеску и садитесь на электричку до станции Пьяные Зады, там мы третью часть развернём».
Лично я ничего не имею против ролевиков. И я даже признаю за авторами книг право делать продолжения в любом формате, который не нарушает закон. Но ролёвка в лесу под Петербургом — это не продолжение книги. И даже если вечером кто-нибудь зачитает перед костром 10 страниц новой сюжетной ветки, это всё равно будет не книга, а другие впечатления — которые, может быть, любителю книг даром не нужны.
Одиночная компьютерная игра, условные Фоллаут 2 или Скайрим, это неспешное следование сюжету, в котором игрок является центральной фигурой. Это хорошо оформленный мир, в который можно погрузиться с головой, получив неспешное интеллектуальное удовольствие от исследования, строительства, путешествий или выполнения квестов.
Онлайн-игра — это прежде всего социализация, погружение в обезьянье тисканье с другими людьми. Это вечная суета, буйные окна чатов и толпы озабоченных фриков. Ролевая атмосфера задаётся высокими эльфами в дорогих сиреневых трусах поверх тоги и эльфийскими именами в духе «МаМиН ВзЛоМщИк» или «14_гтлр_88». Вместо положения Избранного, спасающего мир, мы оказываемся в униженной позиции новичка, которому надо потратить кучу денег и сотни часов, прежде чем он сможет на равных драться с игроками 80-го уровня: вот теми самыми, никнеймы которых я указал выше. Наконец, обязательной составляющей онлайн-игр является система статуса, альтернативная системе статуса из реального мира. Если в реальном мире условный Гоша может быть слесарем высшего разряда, который ездит на мерседесе за 2 миллиона рублей, то в онлайн-игре он может аналогичным образом опереться на свой высокий уровень или на хорошо прокачанный премиальный танк.
Таким образом, лобовая замена одиночной игры на сетевую так же нелепа, как замена хорошего ужина на гамбургер с колой, замена партии в шахматы на партию в очко, как замена похода в театр на поход в стриптиз-клуб. Проще говоря, это вообще не замена — это разные виды досуга, которые смешивают воедино только из-за бедности нашего языка. Для театра и стриптиз-клуба у нас есть разные термины, и это правильно. А вот Скайрим и Элдер Скроллс Онлайн мы называем одним словом — «компьютерная игра». Это даёт разработчикам возможность заявить, будто онлайн игра является продолжением одиночной, что совершенно не так.
Многопользовательская игра — совершенно другой жанр. Этот жанр не обязательно хуже, он просто другой, и потому любители одиночных игр, такие как я, воспринимают перевод старых серий в онлайн с некоторой грустью. Перевод того же ГТА в онлайн будет для меня означать похороны отличной серии игр, которые мне нравились, и запуск совершенно новой игры, в которую я играть не буду, так как предпочитаю другой поджанр сетевых игр.
Впрочем, плакать по одиночным играм категорически рано. Вот тут пишут, что ГТА 6 выйдет в следующем году. Судя по деталям утечек, нас всё же ждёт и полноценная одиночная история — хотя, вероятно, и отравленная повесточкой. Неверная Беседка, изувечив серию Элдер Скроллс, запускает новую серию, Старфилд. А если мы спустимся на уровень ниже, мы обнаружим огромное количество менее крупных студий, которые увлечённо работают над одиночными проектами, даже не пытаясь испортить их инъекциями суетливого мультиплеера.
Средний возраст игрока растёт, мы становимся умнее, богаче и искушённее. Пусть корпорации «тырят мелочь по карманам школьников», пользуясь слепотой законодателей, рано или поздно им этот канал грабежа закроют. Опытные же игроки продолжат голосовать рублём, долларом и юанем за одиночные игры, которые, несмотря на ворчание журналистов, становятся от года к году всё более совершенными.
Последние игры, в которые я играл по сети — это Q2, немного Q3 и кастрайк тех времен.
Совершенно бесплатно.
А уж играть за деньги — это вообще за гранью разума. По мне так если в игре хотят реальных денег за виртуальные преимущества — то сразу нафиг такую игру.
Люди ,как то не понимают, что сетевые игры требуют физическое железо в виде серверов, которые надо обслуживать. Сами то небось ,безплатно работать не будете. Я к донату отношусь нейтрально, для меня игра как бы посещение развлекательных учреждений. Капитализму хотели и при этом, что то нахаляву норовите урвать.
Может ты еще предложишь за рекламу платить? А то ведь её съемки и показ тоже требуют физических ресурсов.
А что есть какие то другие способы в игрушках оплачивать работу обслуживающего персонала? Чёй то я не наблюдаю в игровой индустрии меценатов.
Я говорю мне не влом закинуть донат, потому ,что если добывать ресурсы внутри игры, наступает голимая каторга.
Способов монетизации игры придумано великое множество. Странно, что ты, ничего не зная об этом, берешься обсуждать проблему.
В настоящее время разработчикам известны 59 способов монетизации игры (точнее, 60, если добавить тупую продажу копии).
Например, внутриигровые покупки:
Внутриигровая валюта (разные виды валют покупают разного качества предметы).
Ограниченное количество ресурсов.
Праздничные предметы.
Случайные награды (гачапон).
Недоступные персонажи.
Персонализация и очки навыков.
Дополнительные жизни или ходы.
Удвоенное получение опыта и валюты.
Ограниченный выпуск цифровых предметов (такие предметы служат тем же целям, что и праздничные предметы, с той лишь разницей, что вам не нужно ждать праздника, чтобы внедрить их в игру. Но их зато ограниченное количество — кто не успел купить, тот всё, опоздал навсегда)
Всплывающее окно предложений (идея в том, что вы можете купить предмет или ресурс, для получения которого обычным образом вам не хватает развития, экспы, левела — но вместо простого отказа вам предлагают это купить)
и ты ды
Или вот — Реклама. Ты вообще понимаешь, сколько видов рекламы в игре может быть? Что всякие «всплывающие баннеры» — это наиболее тупой и убогий способ рекламы, а тонкий способ — это когда реклама вшита в саму ткань игры. Если в игре можно ездить на Форд Мустанге — это реклама компании Форд, если в игре можно стрелять из Калашникова — это реклама концерна «Калашников». За всё это концерны могут — и должны — платить разработчикам. Иначе герой будет ездить на Шевроле и стрелять из Ругера. Или из того, за что заплатит производитель.
Вариантов откручивать рекламу в игре — под два десятка. При этом многие способы такой открутки рекламы игроков не напрягают либо вовсе незаметны, работая на уровне подкорки.
И это я не говорю про самое банальное — откровенно откручивать рекламу ВМЕСТО ОПЛАТЫ внутри игры. Игрок может купить недостающее колесо к машине за реальные деньги — или согласиться посмотреть пять рекламных роликов, и получить колесо бесплатно.
Или такой нетривиальный способ, как Ставки и пари. Игроки могут ставить реальные деньги (и выигрывать реальные деньги) на событиях в игре. Заметь — к самому игровому процессу это не имеет никакого отношения, это чистый коммерческий тотализатор поверх игры. Как ставки на скачки или на спорт. Организатор получает процент.
Или Торговля внутриигровым шмотом между игроками. Владельцы игры предоставляют интернет-площадку для такой торговли и берут себе процент. Идея в том, что бедная школота фармит в поте лица, зарабатывая себе деньги — при этом создавая необходимый фон и массовку для самоутверждения богатых игроков. А владельцы берут доляху с оборота.
Этого всего придумано море разливанное. Но вместо работы с рекламодателями и тонких интеграций — что WOT, что теперь Вартандеры стали тупо давить из игроков ДЕНЬГИ. Сначала без доната стало нереально воевать на верхних уровнях техники — а теперь нереально воевать уже и на средних.
Вот о чем идет речь. Игра превратилась в тупое выжимание денег.
Извините, сэр, но компьютерные игрушки отнюдь не бесплатны. Например, у упомянутого автором Элдер Скролл — Скайрим было продано 50 млн. копий. Продано! При средней цене в 90 долларов за штуку. Это 4,5 млрд. долл. Фоллаут, той же конторы, принёс ещё больше денег. Какая тут, в бездну, халява? Неужто этого мало для поддержания работы игровых серверов? Какие ещё могут быть донаты — при миллиардных прибылях? Это просто сверхжадность и наглость компании, плюс отсутствие законодательной базы.
Вот так и началась продажа халяльной свинины евреям…
И в этих «реальных» танковых боях, напрочь отсутствует ,такой параметр, как стрельба «на упреждение».
1. В Лесте работают жадные люди и скоро они о своём пороке пожалеют.
2 Есть многопользовательский режим даже в Цивилизации Сида Мейера и популярностью он не пользуется. Совсем.))
Играл в какую-то «цивилизацию» прокачивал в ней науку..в игре учёные поняли, что живут в симуляции..выключил комп, боюсь включать)))
После подсчёта всех бюллетеней Элла Памфилова заявила что вмешательство в выборы в Турции можно считать состоявшимся. Отмечены и нарушения. В Чеченской республике массовая порча бюллетеней — все вписывали Рамзана Кадырова. В Севастополе также массово вписывали Суровикина. Все эти бюллетени отложены на будущее. «Запас карман не тянет» — сказала Элла Александровна.
А Путин не упоминался? Даже странно. И подозрительно…