Беззубые санкции против Белоруссии

Евросоюз решил продемонстрировать свою геополитическую значимость в евразийском пространстве и ввел новые санкции против Белоруссии. Комитет постоянных представителей государств – членов Европейского союза (COREPER) с шагом в один день согласовали четвертый и пятый пакеты ограничительных мер против Минска.

Причем, если четвертый являлся чисто механическим продолжением трех предыдущих, направленных персонально против Лукашенко и его приближенных (под санкции попали еще 8 компаний и 78 физических лиц), то пятый стал практически революционным. Точнее, так казалось на первый взгляд.

Впервые за всю историю воспитательных мер против «последнего в Европе диктатора», Евросоюз перешел от персонализированных наказаний к тотальной стрельбе «по секторам». Как следует из официальных заявлений, Брюссель запретил импорт и транзит через территорию ЕС ключевых товаров белорусской экономики: продуктов переработки нефти и калийных удобрений и ограничил доступ Белоруссии к европейскому рынку капитала.

Ряд «европейских экспертов» (на самом деле хохлов, которых понабрали по объявлениям за мелкий прайс) радостно заявил, что под ударом якобы оказалось «по меньшей мере 13%» или примерно 585 млрд из 4,5 трлн долларов белорусского экспорта в Европу.

Однако при ближайшем рассмотрении пресс-релиза, опубликованного по этому поводу на официальном сайте ЕС, реальная картина оказывается несколько иной. Очень похоже на то, что нынешний выстрел оказался холостым.

Из нефтепродуктов запрет введен только на битум, нефтяные газы и парафины, из общего объема белорусского экспорта которых на Европу приходится лишь 0,5%. Остальное расходится по почти 140 другим странам мира, с которыми Белоруссия торгует сегодня.

В то время как главный экспортный продукт белорусской нефтепереработки, давший в 2020 году 2,75 млрд долл. экспортной выручки, санкциями остался не затронут. Таким образом, главной проблемой белорусских НПЗ продолжает оставаться не европейские санкции, а проблемы с закупкой исходной нефти в России.

Еще аккуратнее европейские санкции проходятся по калийным удобрениям. За громкими заявлениями еврочиновников в реальности оказался запрет на хлористый калий с содержанием К2О либо ниже 40%, либо выше 60%. Это так называемый технический калий, использующийся в качестве сырья и добавок в химическом производстве. Объемы его экспорта у Белоруссии малозначительны.

Тогда как удобрения содержат хлористый калий как раз между 40 и 60%, приносят экспортной выручки примерно на 2,4 млрд. долл в год, и европейскими санкциями они как раз таки и не затрагиваются.

Получается, что заявленные меры носят характер праздничной хлопушки. Очень много шума в медийном пространстве при относительно небольшом реальном экономическом ущербе. Напрашивается логичный вопрос о реальном смысле произведенных действий.

Финансовые ограничения предполагают остановку финансирования всех программ в Белоруссии со стороны Европейского инвестиционного банка, к настоящему моменту являющегося основным прямым иностранным инвестором в реальный сектор белорусской экономики.

Однако в реальности вкладывает он немного — примерно по 160 млн евро в год. Правда, инвестирует не в биржевые бумаги, мало что значащие для населения, а в реальные инфраструктурные проекты. Например, в модернизацию и реконструкцию Минской очистной станции. Вторая половина денег направляется на предоставление кредитов так называемым малым и средним предприятиям. Довольно забавно считать предоставление коммерческого кредита с конскими процентами — «инвестициями», не правда ли?

Аналогичным образом в Белоруссии блокируется деятельность Европейского банка реконструкции и развития, в период с 1992 по 2016 год профинансировавшего различных проектов на сумму свыше 1,8 млрд евро. 1.8 млрд за 24 года — это в среднем по 75 миллионов евро в год. Цифра тоже, в общем-то, не поражающая воображение на фоне экспортной выручки Белоруссии от калия и нефти.

В качестве примера вложений ЕБРР в Белоруссию можно отметить модернизацию очистных сооружений в Слониме, Барановичах, Лиде, строительство в Белоруссии более 500 станций обезжелезивания воды (совокупный бюджет проекта оценивается в 100 млн евро), а также программу перевода ЖКХ на местные виды топлива.

Разумеется, все эти «вложения» делаются для того, чтобы ЕС продал на эти проекты собственное оборудование, и оформлены опять же в виде кредитов с достаточно высоким процентом. То есть все эти деньги Белоруссии всё равно придется потом отдавать, и с процентами.

Так что по большому счету и финансовые санкции — тоже ниочём. Ну потеряет Белоруссия доступ к кредитам на сумму в 300–400 млн долл в год, и что с того для экономики, годовой ВВП которой оценивается в 57,8 млрд долларов? Потеря 0,69% от годового ВВП не может оказаться не только смертельной, но даже сколько-то существенной.

В чём же тогда смысл этих санкций? Смысл, разумеется, есть.

Прекращение деятельности ЕБ, ЕБРР и ЕИБ, при относительно небольшой сумме заблокированных инвестиций в денежном исчислении, затрагивает достаточно широкий круг белорусских госчиновников, привыкших эти деньги разворовывать.

Вот эти люди будут недовольны, и захотят сбросить Лукашенко, либо займутся тупым саботажем и вредительством — что, в свою очередь, скажется на жизни простых людей и вызовет их недовольство. Ну так думают в ЕС. Опыт белорусских протестов лета 2020 года никого и ничему в Брюсселе не научил.

Они, как и в США, продолжают пребывать в убеждении, что для свержения Лукашенко белорусскому обществу недостает лишь небольшого внешнего толчка в виде угрозы падения привычного уровня жизни. Дальше, ради сохранения туалетной бумаги и сникерсов, граждане свое государство снесут сами.

Забавно, но Москва этим санкциям должна радоваться. После стольких лет предупреждения о возможных рисках и последствиях «многовекторности» в политике и экономике, о вреде заигрывания с местными необандеровцами, Минск наконец сам может на собственной шкуре убедиться, чем в реальности оборачиваются все эти попытки многовекторно «дружить сразу со всеми», в том числе, с Западом.

Все ополчились на Белоруссию, и только Москва выразила готовность поддержать её, как своего союзника и братский народ.

Но какую именно Белоруссию должна поддерживать Москва? Нынешнюю, постоянно уклоняющуюся от окончательной интеграции в рамках Союзного Государства и вечно настаивающую на своем особом праве на многовекторность и нерушимость ее геополитической независимости, на застывшую в 90-х годах прошлого века Белоруссию Александра Григорьевича Лукашенко? А смысл? Тридцать лет масштабной экономической поддержки не сделали Россию геополитически привлекательной для политического руководства РБ, которое пыталось использовать «интеграцию» исключительно в собственных финансово-экономических интересах.

Европейские санкции наглядно показывают, что бы там себе ни думало политическое руководство Белоруссии, а также националистически настроенные прозападные «змагары», коллективный Запад воспринимает Белоруссию исключительно как часть России, которую от Москвы нужно окончательно оторвать и разрушить. Никакого самостоятельного, тем более «экономически процветающего» будущего у Белоруссии нет.

Отсюда напрашивается единственный логичный вывод: выжить, сохранив социальные завоевания и экономический уровень жизни, белорусы могут лишь в варианте интеграции с Россией, став ее частью. В любом другом случае Запад сумеет раскачать белорусский социальный протест до варианта украинского майдана, пусть и со значительными специфическими местными отличиями.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Дочитал до конца? Жми кнопку!

Вам может понравиться...

6 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Henren
Henren
3 лет назад

Революция в Белоруссии, разумеется, продолжится. Участь диктатора в любом случае предрешена, чего бы он не делал.

Зеленый Мыш
Зеленый Мыш
для  Henren
3 лет назад

Скорей всего будет белоруский автономный округ в составе РФ

Henren
Henren
для  Зеленый Мыш
3 лет назад

Пусть будет — но без Лукашенко.

Chernomor
Chernomor
для  Зеленый Мыш
3 лет назад

Тока не белорусский, это отложенный геморрой. По областям, и без змагаров.

Fenick
Fenick
для  Зеленый Мыш
3 лет назад

Скорее федеральный. А чтоб не баловались — объединят в Западный Федеральный Округ Белоруссию и Калининградскую обл.

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Henren
3 лет назад

Чё? А когда? Так лето скоро пройдет, а ты помнится обещал что пюрера свергнут еще весной. Весна прошла, настало лето, спасибо партии за это. Короче ты опять жидко сходил в штаны. А судьба пюрера ессно предрешена — мы все смертны. Но думается ты помрёшь раньше от алкогольного трипа, чем пюрер будет свергнут.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.