Американские ЗСУ для Сталина
Вопросом создания зенитных самоходных артиллерийских установок командование Красной Армии озаботилось еще в конце 20-х годов. И весь пар ушел в свисток, так что к началу Великой Отечественной войны ситуация с ЗСУ оставалась, скажем так, в сложном состоянии.
Нет, что-то было, и даже серийное, но совсем не то, чего изначально хотели. И за время войны ситуация как-то не улучшилась. Советские ЗСУ то появлялись, то вообще исчезали, всё сложно, короче говоря.
Наверное, так бы всё и продолжалось, но в 1944 году в СССР начали поступать MGMC M17. Эти ЗСУ на базе полугусеничных БТР оказались не нужны американской армии, но продукция International получилась очень кстати для Красной Армии.
Всего было изготовлено 1000 MGMC M17 по контракту T-11082, машины получили регистрационные номера U.S.A. 40175244-4017643. И все ушли в Советский Союз.
Тут-то карьера Ju-87 и закончилась. Пришлось немцам срочно переходить в авиационной поддержке войск на Вюргеры FW-190.
По состоянию на 1 июня 1944 прибыло 294 таких машины, но пока они еще не успели попасть в действующую армию. Случилось это в конце 1944 года. Все 1000 MGMC M17 благополучно попали в Советский Союз, случилось это до конца 1944 года. Безвозвратные потери составили 68 машин, все в 1945 году. На 1 июня 1945 года 655 ЗСУ данного типа находились во фронтовых частях. Они стали самыми массовыми советскими ЗСУ.
Лучше поздно, чем никогда.
А ведь сколько НС-23 впустую просерили на сбитых Ил-2 . Даже на платформе Студебеккера могла получиться неплохая ЗСУ. Про ДШК понятно, выпускать больше не было возможности.
План по валу, вал по плану.
Что успели в серию запустить, тем и воевали.
Емнип с мобильными МЗА в РККА как то не заладилось.
Я тебе больше скажу — бессмысленная на самолете пушка ВЯ-23 (ТКБ-201) является отличной малокалиберной зениткой. На самолете у нее чрезмерная отдача, ну и тяжеловата она — а вот на самоходном лафете она была бы очень к месту.
Всего их было произведено 64 655 штук, и все они просерены на штурмовиках.
Если их ставить по две штуки на блиндированный грузовик — получилось бы 32 тысячи ЗСУ, которые бы радикально решили проблему прикрытия с воздуха колонн техники и снабжения, а также фронтовых позиций.
Полный вес пушки — 66 кг, темп стрельбы — 550-650 выстрелов в минуту. Для сравнения, основная малокалиберная зенитная пушка РККА, 37-мм автомат 61К, по ТТД имел темп стрельбы 120-140 выстр./мин., а с учётом магазинного заряжания рабочую скорострельность — 70 выстр./мин. Менее распространённая зенитная установка — 25-мм автомат 72К, тоже с магазинным заряжанием, по ТТД имел 240 выстр./мин., а реальная скорострельность составляла 120 выстр./мин.
Можно только гадать, почему при малом количестве и плохом качестве наших зенитных автоматов не была использована такая превосходная автоматическая пушка. Говоря «превосходная», автор вовсе не идеализирует ВЯ. Её основными недостатками были большая отдача и резкая работа механизмов. Последняя порождала девять типов задержек, из которых пять не были устранимы в воздухе. Но полевой установке сильный откат куда менее страшен, чем на самолёте, и все задержки легко устраняются на земле. Раз ВЯ всю войну эксплуатировали лётчики, то тем более она бы прижилась на земле.
Кстати, есть прикидки, что на базе Т-34 уместились бы сразу 4 пушки Вя-23 в поворотной башне. Получилась бы бронированная на уровне Т-34 «Шилка». Вот немецкий аналог:
Между тем не один я такой умный.
В ОКБ-43 под руководством М.Н. Кондакова были спроектированы три 23-мм корабельные установки с автоматами ВЯ: одинарная — У-23, двухорудийная — 2-У-23 и счетверённая — 4-У-23. Темп стрельбы у всех установок был тот же, что и на авиационных пушках, — 550-650 выстр./мин. на один ствол. Вполне успешные установки, даже повоевали.
Собственно говоря, ЗУ-23-2 — это и есть установка на базе модернизированных ВЯ-23 и под этот же самый патрон.