О народной и бусурманской культуре

Старина xommep пишет в своём уютненьком ЖЖ:

С 30 ноября по 2 декабря (непривычно поздно) прошёл 37-й Сибирский фольклорный фестиваль; один из старейших, если не старейший фестиваль в стране; проводится непрерывно с 1983-го года (дважды проходил весной, поэтому первый был не 37, а 35 лет назад).

Провели очередной свой фестиваль; и по возвращению заметил, что воротиться в родимую тырнет-среду — что полной ложкой хлебнуть дерьмеца. Ещё сильнее это чуйствуется на дедском фестивале (речь про фольклорный фестиваль «Россия Молодая») — там дети иногда в себя неделями приходят; и речь тут не просто про атмосферу праздника (которая, на самом деле, тут зачастую связана с трудом и постоянной учёбой), а именно про атмосферу погружения в другой мир, мир русской (и не только) традиционной культуры. А культура — это далеко не только песенки/танцульки (среди участников попадаются и мастера рукоделия, которые ни петь, ни рисовать, ни танцевать не умеют); это повседневность и отношение к жизни. И она кардинально отличается от бытовухи обитателей человейников, о чём сегодня и хотелось бы сказать пару слов.

У нас тут годами и десятилетиями яйцеголовые учёные ломают голову в поисках национальной идеи, хотя её в общем-то можно сформулировать буквально одним словом — справедливость. Тут же можно возразить, что это понятие требует расшифровки; и это тоже верно; все мы понимаем его на подсознательном уровне, но словами выразить не можем, как та собака. И совершенно верно не можем, потому что даже формулировка этого понятия показывает, что большинство окружающих нас сейчас вещей не-справедливы, а мы считаем их за норму. Но ведь это неправильно?.. Вот и получается парадокс и оксюморон — норма это то, что мы считаем правильным, и неправильная норма — це ж чушь какая-то? Поэтому проще для душевного здоровья засунуть свои философские потуги куда подальше, и жить как живётся, как подсказывает телевизир. Потому и не находится национальная идея, что национальность свою мы уже давно утеряли, превратившись в какую-то биомассу, увы. В каком месте мы русские (татары, буряты итд), сказать толком нельзя, всё сводится к биологии; а на человечьем уровне — одна невыносимая лёгкость бытия. В лучшем случае всё сводится к творчеству давно умерших классиков, до которых всем нам — как пешком до Пекина; и при чём тут мы?..

Почему Справедливость не налазит на современность, писал в отдельном цикле статей; если в двух словах, то она абсолютна, т.е. относительна только Человечества в целом. И там, где появляется Справдливость, немедленно восстаёт призрак такого невозможного для современников понятия, как Общество — т.е. любое действие любого гражданина должно оцениваться с точки зрения Общества (которое в пределе расширяется до всего Человечества); а отсюда вылазят и ещё более нехорошие для обывателя понятия, как Добро и Зло. Современник уже на середине этой конструкции обычно говорит «ой, всё» и уходит дальше, смотреть сериальчики и ролики прокотофф; однако всё далеко не так сложно, как может показаться.

Ведь что такое Справедливость? Это когда добрые поступки вознаграждаются, а злые наказываются. Добро и Зло тут — не какие-то мега-сакральные термины, а банальные польза и вред для Общества. Собстно, и всё. На самом деле, всё это понятно каждому с дедства, но современная жизнь настолько противоречит этой банальности, что мы начинаем сомневаться и искать подвох везде, в том числе — в собственных чувствах и родительских наказах; ибо наверняка каждого ребёнка учили Справедливости, как себя вести в садике и школе. Но уже в подростковом возрасте люди начинают понимать, что мир устроен как-то не так, потому киндерам башню и сносит; гормоны тут ни при чём имхо, тут картина мира рушится целиком, потому что оказывается, что всё кругом — обман. Ибо никакой справедливости в мире нема.

И это действительно так, если сводить мир к картинкам из телевизира. В мире жЫвотных, действительно, нет никакой справедливости (утрирую) — сильный жрёт слабого, старые и инвалиды никому не нужны, и т.д. Но ведь вся история цивилизации — своего рода путь к справедливости; правда, на некоторых этапах эта справедливость толковалась в узком смысле — для жрецов, для рабовладельцев, для феодалов, для какой-то определённой нации и т.д. А сейчас, при псевдо-либерализЪме, она вообще отсутствует — справедливость у каждого своя, что не позволяет говорить о справедливости как таковой; поскольку личная «справедливость» — это Выгода. А это почти антоним.

Ключевая проблема современности в культурном смысле — в деградации понятия Общество как таковое. И это вовсе не всёпропальство; пропажа Общества == прямое следствие из текущего экономического механизЪма, который задаёт всем целеуказание и мотивацию. Ведь что является целью любой деятельности, от песенок-танцулек до полётов на Марс? Личная выгода. Вся наша «экономика» построена на принципах личного обогащения, на атомизации общества на индивидуумы и спасение по-одиночке; выживай, как хочешь, ничего личного. Это только кажется, что ха-ха; на деле это атомизирует любую деятельность на хаотический набор подёргиваний по личному спасению; максимум на что способны современники, так это на солидаризм, попытки примирить «тех и этих» в рамках корпоративного пространства, но це ж брехня, и все это понимают. Ибо всё равно всё сводится к личной выгоде — пусть и не дяди Васи, а собственников и акционеров корпорации — и в конечном счёте всё равно выживать по-одиночке.

В самом по себе понятии «выгода» нет негативного посыла — каждому хочется оптимизировать усилия и работать меньше, а получать при этом больше. Выгода запросто может и не противоречить Справедливости; в конце концов последняя — как раз интеграл всех личных выгод. Всё зависит от приоритетов; если Выгода превыше Справедливости (как сейчас), то Общество разрушается и атомизируется; если Справедливость выше Выгоды, то Общество консолидируется, и в конечном счёте всё равно выдаёт бонусы всем причастным. Тактика против стратегии: или нахапать себе прямо сейчас, или работать на перспективу. Пишу такие бояны, что самому неловко; беда, что большинство граждан даже такие банальности всерьёз уже не воспринимает.

Теперь ворочаюсь наконец-то к сути статьи — почему у современников такие отходняки после прикосновения (даже не особого погружения) в народную культуру?.. Потому что им показывают, что Общество — оно есть и вокруг нас. Хотя все мы разные, но наши интересы запросто могут не противоречить друг другу. Понятно, что праздник и всё такое; но даже тут заметно другое отношение к делу; всё делается не ради выгоды, а ради общего дела. В буквальном смысле другая культура ведения дел; и речь тут, как вы понимаете, не про песенки. Это касается и участников, и организаторов; всё это формирует особую атмосферу, сильно контрастирующую с объективной реальностью за экраном телевизира.

И здесь нет различий между русскими, белорусами, эстонцами или казахами — все пашут на общих основаниях. И «пашут» тут почти не преувеличение — основная фишка тут именно в общем деле; чего в современной культуре попросту нет. Даже фестивали — это только для зрителей праздник, а для участников — в общем-то местами довольно тяжёлый труд, особенно для пожилых граждан. Я уж не говорю за дедский лагерь, где детям приходится учиться и трудиться едва ли не больше, чем в школе. И вот это ощущение причастности к общему делу — как раз и есть атмосфера народной культуры без кавычек.

Людей «со стороны» тут видно сразу — не потому, что не так одеты или не понимают чего-то; они говорят и поступают по-другому. Свой человек не будет спрашивать и выяснять, что ему за это будет — возьмёт и потащит что-то, или нанесёт какую другую пользу. Потому что делать общее дело == Добро, а мешать это делать == Зло. Можно быть вообще не в теме, но тут же погрузиться в атмосферу, и будешь своим; это неоднократно наблюдал в экспедициях, когда после «проверки на вшивость» тебе готовы отдать последнюю рубашку, хотя только что ты был никто и звать никак.

И про национальности выше я упомянул вовсе не здря — если исходить с позиций народной культуры, то каких-то противоречий между национальностями нет. Различия есть, противоречий нет. Понятно, что конфликты есть всегда (например, кто когда на сцену выходит и где за стол садится), но если решать всё на общих основаниях, то противоречия не выходят на межнациональный уровень. А вот если дудеть про «национальное самосознание» и намеренно сводить Общество к собственной нации, тогда конечно. Главное в этой конструкции, напоминаю — общее дело; если оно есть, то и проблемы решаемы. А нет, тогда всяк начинает тащить одеяло на себя и исходить из личной выгоды, которая запросто начинает противоречить интересам окружающих.

Поэтому всегда и говорю, что народная культура — это ни в коем разе не баяны с кокошниками, это — общее дело народа. Оно и формирует народ как таковой. Балалайки с медведями — это внешние проявления, без которых в общем-то можно и обойтись; но если подходить к делу системно, то всё нужно: и балалайки, и звездолёты. А вот современник всячески пытается растащить эти два понятия на два противоречивых полюса — дескать, ты за то или за это? Потому что культура у него инородная, басурманская, не-русская в широком смысле этого слова; основанная на личной выгоде, а не на справедливости. И сложно его в этом винить, ибо вся современная «экономика — как раз про это, хапай-хапай-хапай, и не может понять обыватель, что есть и какая-то другая мотивация. Потому что она в буквальном смысле не-выгодна здесь и сейчас. А значит, и не имеет смысла.

А с нашей точки зрения как раз это он, обыватель, не имеет смысла, увы. Ибо зачем он живёт и хапает народное добро себе на карман (или наоборот, служит комби-кормом) — никому неизвестно, включая и его самого. Вопросы «зачем и почему» задавать современнику практически неприлично; хотя это совершенно естественные задачи повседневной философии, без которых невозможно понимание Добра и Зла, а через это — и той самой Справедливости. Ведь если ты живёшь как дебил, то и Добра со Злом не существует; хочу творю, хочу — вытворяю. И смысла в твоей трижды никому не нужной жизни никакого нет, во всех смыслах (каламбур).

А у людей, инфицированных народной культурой, этот смысл есть — в распространении этой самой культуры, как вариант. В этом есть элементы сектантства, на что сплошь и рядом натыкаюсь; а что поделать, если остальному Обществу этот самый смысл не нужен. Точнее, Обществу-то нужен, только оно об этом не догадывается — ему из всех утюгов заливают в уши мысли о пользе личного обогащения любой ценой. Это выгодно лишь очень узкой прослойке паразитов, но ей удаётся пока удерживать Общество в состоянии инфицирования собственной паразитической культурой, в которой каждый тянет на себя. И Добра и Зла нет, ибо они бессмыслены без какой-то общей цели, которая понад усе. А когда личная выгода превыше всего, тогда увы, ни о какой морали и справедливости говорить не приходится; точнее, говорить-то можно, только это будет морализаторство и брехня.

Без появления какой-то по-настоящему общей цели потуги активистов народной культуры так и останутся сектантской вознёй, увы, ибо в данный момент они противоречат экономической модели общества. В первую очередь «экономике» не нужен народ сам по себе, увы — ибо если он осознает свой общий интерес, то и извлекать из него прибыль станет сложнее, а ради этого всё и делается. Так что наши потуги к возрождению народной культуры == загребание против ветра, и это надо понимать.

Я уже давно совсем не фанат проведения фольклорных фестивалей, уже практически любых, хотя занимаюсь этим делом уже не первый и не второй десяток лет; но делать это в той или иной форме всё равно надо, чтобы сохранялись хоть какие-то следы народной культуры. Иначе западенская культура зохавает русскую культуру (в широком смысле) окончательно, и все мы превратимся в биороботов, а на такое я пойтить не могу. А так пока что ещё теплится жизнь в народе, и не поздно её раздуть обратно до уровня всего Общества. Осталось ещё убедить его, это Общество, что оно не равно биомасса, а вот это будет посложнее любого фестиваля.

Материал: https://xommep.livejournal.com/429599.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

  Подписаться  
новее старее
Уведомление о
Ванёк26
Ванёк26

Писать бы научился сперва чисто без «подергиваний». «Хранитель»

Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄

Ваня, а есть такой термин- ,,дифракция и интерференция мозговых волн?,,
)

Ванёк26
Ванёк26

Тут я не в курсе. Слышал научились снимать картину мозговой деятельности но насчет волн…

Ванёк26
Ванёк26

Или ты представляешь что там такие бешенные мощности что импульсы проходя по нейронам друг на друга воздействуют?
Не уверен. Впрочем я в этом вопросе подробно не разбирался.

Gena
Gena

Угу…
«дедский лагерь, где детям приходится учиться и трудиться едва ли не больше, чем в школе.» . Вроде мысли правильные, но статья — шлак.

Владимир
Владимир

Да, народное творчество, в части танцев — это драйв.
Видел выступление ансамбля народного танца «Рассветы Камчатки». Супер. Какая хореография, какая динамика, костюмы, ну и танцоры, девушки и парни, как на подбор)))

А ещё смотрел выступление национальных танцевальных коллективов северных народов. Каждый танец как маленький рассказ. Все эти прыжки, ужимки, пластика…какая-то дикая энергетика, завораживает))

ZIL.ok.130
ZIL.ok.130

Фестиваль?
Фолк лорный?
Йа — за! Четырма лапаме.
Чёта тутжы вспомнел тимурофцыв.
«…первая звёздочка — слушайте — как только бабушка откроет дверь — просачиваетесь в квартиру и наваливаетесь на неё. Не давайте ей двигаца, пока мы будем мыть окна и полы. А когда потом она за нами буит гнаца — бежым к перекрёстку — отметим перевод через дорогу…»

Gera_sim
Gera_sim

Длинно написано, но за дела автору +

nina postnikova
nina postnikova

Хотелось бы четких определений добра и зла,т.к. понятия эти абсолютно субъективные…….
А статья…..»Город Солнца»,ага.Кампанелла афтырь.Давноооо напейсал….

Лука
Лука

Т.д.: «Общество» и «Социум» абсолютно разные понятия, элементы разных культур. Социум это атомизированное Общество. Общество это объединенный Социум. Две противоположности, со всеми вытекающими….

kaizen
kaizen

-дедском фестивале
Можыд dead-sky ☺☺